Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Сюрпризы Осени»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Сафронова Юлия Сергеевна

Цель: обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

2. Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека;

3. Активизировать словарь: листопад, урожай, перелетные, зимующие;

4. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь;

5. Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл syurprizy_oseni-podotovitelnaya_gr.docx23.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 11

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КОНСПЕКТ

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Сюрпризы Осени»

                                                                     

Воспитатель МОУ СОШ  № 11(д/о «Колобок»)

первой категории Сафронова Юлия Сергеевна

2023 год

Цель:         обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках.

Задачи:

1. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

2. Закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период, об осенних хлопотах человека;

3. Активизировать словарь: листопад, урожай, перелетные, зимующие;

4. Развивать слуховое и зрительное восприятие, память, мышление, речь;

5. Воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Материалы и оборудование: Сундучок, иллюстрации с изображением осенних пейзажей, диск с музыкой П. И. Чайковского «Осень», схемы – подсказки в картинках, мяч, кленовый листок.

Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций на тему «Осень», «Перелётные птицы» «Живая и неживая природа осенью», «Труд людей в осенний период»; отгадывание загадок; наблюдение за изменениями в природе с наступлением осени, разучивание пальчиковой гимнастики, организация совместно с родителями выставки «Природный калейдоскоп».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Ход деятельности

1. Вводная часть. Организационный момент. Ввод в игровую ситуацию.

Сюрпризный момент (письмо в форме кленового листа)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой красивый кленовый лист к нам прилетел! Чтобы узнать, кто нам его прислал, вы должны отгадать загадку.

Воспитатель: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья.

Как вы думаете, кто прислал нам этот лист? 

Дети: Осень

Воспитатель: Смотрите, а на нём что-то написано.

  «Дорогие ребята! Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу. Там вы найдёте сундучок с заданиями и вспомните об осени все самое важное, красивое и интересное».

Воспитатель: Принимаем приглашение осени?

Дети: Да

Воспитатель: Чтобы оказаться в лесу надо сказать волшебные слова, повернуться вокруг себя и хлопнуть в ладоши: вокруг себя повернись - в волшебном лесу очутись!

2. Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, на полянке стоят пенёчки, похожие на наши стульчики. Давайте присядем на них.

Звучит мелодия П. И. Чайковского «Осень»

Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. Эту мелодию написал композитор Петр Ильич Чайковский и назвал «Осень».

Воспитатель: Какое настроение передаёт нам эта музыка?

Дети: Спокойное, загадачное, веселое

Воспитатель: Давайте посмотрим, что нам приготовила осень.

Задание 1. Календарь.

Воспитатель: Календарь обозначает движение времени.

Давайте вспомним, какие осенние месяцы вы знаете?

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель: А какой сейчас месяц?

Дети: Октябрь

Воспитатель: Осень бывает ранняя или золотая. Деревья одеваются в яркие наряды, а на земле лежит разноцветный ковер из листьев. И поздняя осень. Деревья сбросили свои листья и стоят обнаженные. Часто идет дождь. Дует ветер. Иногда в конце осени падает снег. Природа ждет зимы.

Воспитатель: Ребята, давайте немного отдохнём. Встанем в осенний хоровод и еще раз вспомним осенние месяцы.

Физкультминутка.

Листья на ветках всё лето висели. (Руки подняты вверх и раскачиваются влево - вправо)

Сентябрь наступил и они пожелтели. (Руки на верху, повороты кистями "шарики-фонарики")

Октябрь с собою принес листопад. (Плавно опускаем руки вниз)

Листья слетают и в танце кружат. (Вращение вокруг себя в одну и в другую стороны)

Ноябрь пришел, весь лист облетел. (Присели)

И под ногами у нас зашумел. (Трем ладонь об ладонь, имитируя шуршание листьев)

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, это осеннее дерево.

Задание 2. Осеннее дерево.

Воспитатель: А что происходит необычного осенью с листьями на деревьях?

Дети: Осенью листья меняют свой цвет. Осенью опадает листва с деревьев.

Воспитатель: Как называется явление, когда листья опадают с деревьев? 

Дети: Листопад

Воспитатель: А сейчас давайте с вами поиграем. Ребята, вставайте в круг. Я буду бросать вам мяч и называть дерево, а вы должны сказать какой у него листок.

Дидактическая игра «Назови листочек» (Воспитатель бросает мяч и называет дерево, а дети называют листок данного дерева)

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

липа – липовый

(Дети садятся на стулья)

Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять - Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем. Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

Воспитатель: Что же ещё лежит в нашем сундучке?

Задание 3. Картинка с животными – зверями и птицами

Воспитатель: Скажите, что происходит с приходом осени в жизни зверей. 

Дети: Все животные готовятся к зиме

Воспитатель: Как готовятся животные осенью к зиме?

Дети: Некоторые залегают в спячку (медведь, еж, барсук). Другие делают запасы на зиму, такие как белка, бурундук. Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

Воспитатель: Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Дети: Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.

Воспитатель: А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Дети: Такие птицы называются перелетными.

Воспитатель: Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Дети: Эти птицы живут рядом с человеком, и, чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

Воспитатель: Верно. Такие птицы называются зимующие. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Задание. 6 Игра «Осенние слова» (какая бывает осень)

Сейчас по кругу будем передавать кленовый лист и говорить какая бывает осень.

(Золотая, печальная, хмурая, красивая, разноцветная, дождливая, долгая, затяжная, пестрая, теплая, холодная, ранняя, поздняя, средняя, хорошая, дивная, задумчивая, замечательная, интересная, величавая, унылая, очаровательная, тихая, невеселая, таинственная, скучная, грустная, ласковая.)

3. Заключительная часть. Итог.

(Дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, понравилось вам в осеннем лесу? Но нам пора возвращаться в детский сад.

Но прежде чем мы отправимся в обратный путь, давайте вспомним, о чём мы сегодня говорили. (Ответы детей).

А теперь давайте встанем в круг, скажем наши волшебные слова и повернемся вокруг себя: вокруг себя повернись - в детском саду очутись!

Воспитатель: Ну, вот мы и в детском саду. На этом наше путешествие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Посиделки"

На данном занятии решаются как речевые задачи, так и задачи личностно-ориентированного взаимодействия, а также приобщения  дошкольников к фольклору....

Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Прогулка в зимний лес"

В конспекте отражены игровые упражнения по обогащению словаря и грамматическому строю речи как подготовительный этап при составлении рассказов по картинам и подготовке детей к обучению грамоте и чтени...

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы. Тема: «Балда в гостях у «Репки»

Конспект НОД (Познавательно-речевое развитие) в подготовительной к школе группы.Тема: «Балда в гостях у «Репки» Цели: Образовательные: формировать элементарные представления об овощах; расши...

Купили щенка Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе Воспитатель Клягина Н.В.

Тип: интегрированное Вид: речевое Тема: Купили щенка Форма проведения: открытое Цель: развитие связной речи детей. Задачи: - формировать умение составлять рассказ по последовательной сюжетной се...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Развитие звуковой культуры речи»

Данное занятие проводится в подготовительной к школе группе. Проводя с детьми данное занятие, мы закрепляем полученные знания и умения детей по звуковой культуре речи. Обобщаем знания детей о понятиях...

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова "Осень в лесу"

Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники...