Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе Пересказ рассказа И.Соколова - Микитова "Осень в лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад города Иркутска № 175
Конспект занятия по речевому развитию
в подготовительной к школе группе:
Пересказ рассказа И. Соколова - Микитова «Осень в лесу»
Подготовила воспитатель
МБДОУ д/с № 175 г. Иркутска
Мотчанова И.П.
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе: Пересказ рассказа И. Соколова - Микитова «Осень в лесу»
Цель: Создать условия для обучения детей старшего дошкольного возраста связному последовательному пересказу с помощью мнемотехники.
Задачи:
Образовательные: учить детей передавать содержание текста полно и последовательно с наглядной опорой в виде схемы, отражающей последовательность событий; совершенствовать грамматический строй речи.
Развивающие: развивать умение детей пересказывать литературный текст последовательно по опорным схемам; активизировать и обогащать словарь по теме «Осень»; закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний; развивать у детей произвольное зрительное и слуховое внимание, логическое мышление; развивать коммуникативные навыки и познавательный интерес к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать у детей умение слушать товарищей,
воспитывать бережное отношение к природе.
Методические приемы: Моделирование; чтение рассказа; беседа по содержанию; дидактические игры и лексико-грамматические упражнения;
рассматривание предметных картинок; упражнения;
выстраивание графической мнемодорожки (Приложение 1).
Оборудование: Проектор; презентация, графические схемы.
Предварительная работа:
Чтение рассказов И. Соколова-Микитова про осень.
Отгадывание загадок по темам: «Осень», «Грибы», «Ягоды».
Наблюдения в природе. Разучивание пословиц об осени. Д/игры и упражнения по теме «Осень».
Дидактические игры «Времена года», «До, между, после» (по временам года и месяцам).
1. Организационный момент:
(дети стоят в кругу, под музыкальное сопровождение приветствуют друг друга)
Встанем рядышком по кругу,
Скажем «здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень,
Всем «Привет» и «Добрый день».
Если каждый улыбнётся,
Утро доброе начнётся.
- Давайте все дружно скажем здравствуйте!
2. Беседа с детьми об осени.
- Ребята, какое сейчас время года? А какой сезон осени мы наблюдаем?) Какие изменения в природе происходят осенью? (ответы детей)
А) Просмотр презентации – слайды осеннего пейзажа
- Каждый сезон осени по-своему замечательный, и я вам предлагаю отправиться на прогулку по осеннему лесу и полюбоваться красотой пейзажа, вы согласны? (сл.1, 2, 3, 4 с музыкальным сопровождением)
Б) Дыхательное упражнение.
«Осенние листочки»
Шаловливый ветерок в лесочек залетел: Ш-ш-ш!
Тихо-тихо веточкам он песенку запел: Ш-ш-ш!
Сильный ветер в наш лесочек тоже прилетел: Ш-ш-ш!
Громко- громко веточкам он песенку запел: Ш-ш-ш!
Ветерки по очереди листьям песни пели: То тихую: Ш-ш-ш!
То громкую: Ш-ш-ш! То тихую: Ш-ш-ш! То громкую: Ш-ш-ш!
3. Подготовка к восприятию текста.
- Ребята, чтобы наша прогулка была полезной и интересной, присаживайтесь на лесные пеньки и отгадайте загадки:
А) Отгадывание «осенних» загадок (отгадки в виде схем в презентации, слайды № 5 - 10)
* Пришла без красок и без кисти. И перекрасила все листья (Осень)
* Листья в воздухе кружатся, тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад — это просто... (листопад)
* Разноцветными клоками вата по небу плывёт.
Если в кучу соберётся, то на землю дождик льёт.
Объясните мне, ребята, как зовётся эта вата? (Облака)
* Нашёл я зонтики в лесу, домой в корзине их несу (гриб)
* Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти собирать в лукошко дети (ягода)
* Та невидимая нить вся на солнышке блестит.
Паучок в ней любит жить, ну а муха в ней дрожит (паутина)
Б) Чтение рассказа И. Соколова – Микитова «Осень в лесу».
- А сейчас я вам прочитаю интересный рассказ, вы внимательно его послушайте, во время чтения представляйте себе всё то, о чём я читаю, затем мы будем этот рассказ пересказывать.
Пришёл сентябрь. После знойного лета наступила золотая осень.
По опушкам лесов ещё растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розовые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опёнки.
В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещённых солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.
Далеко слышны звуки, отчётливо разносятся голоса. На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая травинка.
По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака.
В погожие тихие дни летает над землёй, садится на лицо липкая паутина.
Чист и прозрачен воздух.
В эти осенние дни многие птицы готовятся к отлёту.
4. Беседа по содержанию текста пересказа с помощью опорных схем.
-Как вы понимаете слова: знойный, погожие дни, ожерелье, кочка, прозрачное небо, жмутся.
- Какое время года наступает после знойного лета?
- Какие грибы растут по опушкам лесов?
- Что рассыпано по кочкам в болотах?
- Какая ягода краснеет на лесных полянах?
- Что видно на дне лесного ручья?
- По какому небу бегут облака?
- Что летает над землей в погожие, теплые дни?
- Какой воздух?
- Куда собираются птицы?
5. Дидактические игры и лексико-грамматические упражнения:
1)Д/и с мячом «Слова-действия»..
Осень (что сделала?) …
Облака (что делают?) …
Паутина (что делает?) …
Грибы (что делают?) ….
Гроздья рябины (что делают?) …
Паутина (Что делает?) …
Птицы что делают?
2) Д/упражнение «Почему так говорим?» (слайды с картинками № 11 - 17)
- Высокое небо (ответы детей)
- Красноголовый подосиновик
- Зеленоватые и розовые сыроежки
- Скользкие грузди
- Душистые рыжики
- Румяная клюква
- Гроздья рябины
6. Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встали, потянулись
Выше – выше потянулись,
Ну-ка плечи распрямите
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
7. Повторное чтение рассказа (мнемокартинки выставляю по ходу чтения)
8. Пересказ детьми рассказа с опорой на мнемодорожки.
9. Рефлексия.
- Ребята, вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу, вам понравилось?
- Как называется рассказ, который мы с вами пересказывали?
- Как вы думаете, получился у вас рассказ?
- Что вам помогло составить рассказ (схемы)?
- Я предлагаю вам придумать дома свои схемы и составить по ним свои небольшие рассказы о любимом времени года, а потом рассказать всем ребятам в группе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Здравствуй, зимушка - зима"
Открытое занятие по речевому развитию на тему: "Здравствуй, зимушка-зима"...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему: «Как ежик выручил зайца»
Цель: Развивать связную речь, творческое воображение.Задачи:Образовательные:- продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, описывать внешний вид персонажей и их п...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе на тему "Весна"
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность...
НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа В.Бианки "Купание медвежат". Рассматривание иллюстраций в книгах Е.Чарушина о животных.
Нод разработан по программе "Детство" с использованием книги Голициной...
Конспект ООД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет»
занятие по развитию речи в подготовительной группе...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе. (Художественная литература, устное народное творчество) Тема занятия: «Труд — основа жизни»
Формирование представлений детей о народных промыслах и воспитание нравственных отношений на основе художественной литературы, устного народного творчества.Воспитывать у детей нравственные ценности ру...
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"
Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной к школе группе "Пересказ рассказа Б.С. Житкова "Как слон спас хозяина от тигра"...