Конспект НОД по развитию речи "Мороз Иванович"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лопухова Любовь Леонидовна

Сказка побуждает у детей желание оказывать посильную помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности.                             

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области речевое развитие.

Тема: Пересказ сказки В. Одоевского «Мороз Иванович».

Цель: Учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать ее со значением пословицы.

Обучать рассказыванию сказки с опорой на серию сюжетных картинок.

Учить использовать выразительные средства при пересказе.

Развивать память и воображение.

Задачи: Развивать монологическую речь детей.

Учить выделять в сказке начало, середину, конец; строить схему повествования; передавать содержание сказки близко к тексту.

Регулировать темп речи и силу голоса.

Формировать навыки образной и связной речи, используя пословицы, поговорки.

Интегрирующие образовательные области: социально-коммуникативная , чтение х /л, художественное творчество.

Вид детской деятельности в НОД: чтение, обсуждение, пересказ, аппликация.

Методы и приемы: чтение сказки, наглядный материал, худ, слово, дид.игры.

Предварительная работа: чтение сказок, просмотр м/ф по сказкам, рассматривание иллюстраций, беседы о героях сказок, драматизация знакомых сказок.

Участники: воспитатель, дети подготовительной группы.

Оборудование: Текст сказки В.Одоевского «Мороз Иванович».

Сюжетные картинки по сказке. Клубочек ниток. Музыка. Материал для аппликации (картон цветной для фона; розовая, красная, белая, черная цветная бумага; ватные диски; ножницы; клей; тарелка; клеенка).

Актуальность: На примере сказки побудить у детей желание оказывать посильную помощь родителям и другим людям; помочь определить чувство сострадания, акцентировать внимание на необходимости и полезности трудовой деятельности.

1 часть – вводная. Цель: Создать условия для обучения детей рассказыванию.

Дети заходят под сказочную музыку в группу.

- Поздоровайтесь с гостями, ребята.

- Давайте, ребята встанем в круг. Посмотрите, что это у меня? (клубочек)

- Да, это клубочек, но он не простой, а волшебный, сила его увеличивается от добрых и ласковых слов. Сначала я намотаю нитку на клубочек и скажу ласковое слово, а теперь я передаю клубочек Владу и так по очереди всем ребятам. Можно сказать ласковое слово или пожелание.

-Вот и опять клубочек докатился до меня . Каким он стал большим от добрых слов! Ему, как и мне приятно отправляться в путешествие с такими хорошими ребятами. А отправляемся мы с вами в сказку. Как вы думаете, ребята, что нам нужно сделать, чтобы попасть в сказку? (ответы детей) Попасть в страну сказок нам поможет ковёр-самолёт. Вставайте на ковёр и закроем глаза (звучит спокойная музыка. ) Мы летим над лесами, над горами, над глубокими морями. Всё ближе сказочная страна. Ковёр-самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели, открывайте глаза.

2 часть – основная. Цель: учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, подвести к пониманию идеи произведения, связать её со значением пословицы.

- Вот мы с вами в гостях у сказки.

- Как обычно начинается сказка? С каких слов? А какими словами заканчивается сказка?

- Я вам загадаю загадку, вы сразу поймете – в какую сказку мы попали.

« Он приходит в зимний вечер зажигать на елке свечи.

Бородой седой оброс – кто же это? (Дед Мороз).

- Сейчас я вас познакомлю с чудесной и необыкновенной сказкой «Мороз Иванович». А сочинил ее русский писатель Владимир Одоевский.

Чтение сказки «Мороз Иванович». Беседа по сказке.

- Иногда в народе говорят: «Что посеешь, то и пожнёшь». Что означает эта пословица? В каких случаях так говорят? Подходит ли эта пословица к сказочной истории о Морозе Ивановиче? Почему вы думаете, что подходит, объясните.

- Какие имена вы бы дали сестрам, чтобы по имени можно было догадаться, что одна сестра трудолюбивая, а другая - ленивая?

- Какими словами можно сказать о каждой сестре? Что любила делать одна? А что любила делать другая?

- Расскажите, как попала Рукодельница в гости к Морозу Ивановичу? Вспомните, каким она увидела жильё Мороза Ивановича.

- Расскажите, как попала Ленивица в гости к Морозу Ивановичу? Как выполняли задания Мороза Ивановича Рукодельница и Ленивица?

- Расскажите, как наградил Мороз Иванович одну девочку и как наказал другую.

- А сейчас мы превратимся в красивых снежинок и поиграем.

Физкультминутка «Снежинки».

«Закружились, завертелись (покружиться на месте)

Белые снежинки.

Вверх взлетели белой стаей (поднять руки.)

Лёгкие пушинки (покружиться на носках.)

Чуть затихла злая вьюга - (опустить руки, встать прямо.)

Улеглись повсюду. ( присесть, руки к полу.)

Заблистали, словно жемчуг (встать, руки вперед.)

Все дивятся чуду (развести руки в стороны.)

Заискрились, засверкали (руками выполнить движение «ножницы»)

Белые подружки.

Заспешили на прогулку дети и старушки (шаги на месте.)

теперь , ребята, расскажите сказку «Мороз Иванович» по картинкам.

(рассказывание детьми сказки по сюжетным картинкам).

- Мороз Иванович не говорил пословицу «Что посеешь, то и пожнёшь», а сказал другие слова близкие по смыслу.

- Поиграем в игру «Скажи по - другому» с мячом.

«В поте лица; не покладая рук; лежать лежнем; одна нога здесь – другая там; под лежачий камень вода не побежит; скучен день до вечера – коли делать нечего.»

- Ребята, пройдите за столы, и мы изготовим открытку для Мороза Ивановича.

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Дети выбирают подходящий материал и выполняют задание.

Аппликация «Мороз Иванович».

3 часть – заключительная. Цель: создать у детей радостное настроение от хорошей проделанной работы.

Подведение итогов деятельности.

- В какой сказке мы были в гостях?

- Кто герои сказки?

- Чему научила вас сказка?

- Пусть герои сказок дарят нам тепло, пусть добро навеки побеждает зло.

- Надо с детства не лениться, с радостью выполнять любую посильную работу, быть вежливым и учтивым.

- А теперь возвращаемся в группу. Мы летим над лесами , горами, морями, Всё дальше сказочная страна. Ковёр – самолёт медленно опускает нас на землю. Мы прилетели . Открываем глаза.

- Вас ждет угощение от Мороза Ивановича.

КОНЕЦ

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Чтение сказки "Мороз Иванович"

Закрепление знаний детей о времени года - зима. Знакомство детей со сказкой....

Конспект занятия по развитию речи по мотивам сказки Корнея Ивановича Чуковского "Муха -Цокотуха".

Речевое занятие с элементами театрализации сказки " Муха- Цокатуха"...

Конспект ООД по развитию речи «Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского»

Цель: Создание условий для закрепления знанийдетей произведений К.И Чуковского.Задачи:   Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям...

Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович».

Конспект НОД «Рассказывание сказки «Мороз Иванович».Возрастная группа детей старшая группаТема Н. О. Д. рассказывание сказки В. И. Одоевского «Мороз Иванович»Цель: учить ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского».

Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Знание детей творчества Корнея Ивановича Чуковского»....