Проект "Приобщение детей к Русской народной культуре"
проект по развитию речи (младшая группа)

В помощь воспитателю!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_priobshchenie_detey_k_russkoy_narodnoy_kulture.docx239.26 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Приобщение детей к русской народной культуре».

«Чему Ваня не научился, того Иван не выучит»

народная мудрость.

Автор проекта: Воспитатель высшей квалификационной категории Марьина С.В.

 Участники проекта: педагог, воспитанники группы «Солнышко» и их родители.

Тип проекта:

  • По доминирующей деятельности - информационно- практико-ориентированный, творческий.
  • Времени проведения - долгосрочный (февраль - март).

Цель проекта: развитие коммуникативных навыков и развитие речи младших дошкольников.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • Знакомить детей с устным народным творчеством;
  • Знакомить с русским народным бытом и костюмом;
  • Знакомить с русской народной игрушкой;
  • Знакомить с народными календарно-обрядовыми праздниками;

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к родной культуре;
  • Привлечь детей к театрализованной деятельности;
  • Формирование нравственных качеств и сплочение детского коллектива;

Развивающие:

  • Развивать эстетические способности и духовный потенциал;

Актуальность:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры. Без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности. Без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.

В наше время научного прогресса остро стоит вопрос о нравственном, эстетическом воспитании детей. Тенденции современного мира таковы, что первое место в жизни человека занимают не духовные, а материальные ценности. В постоянном беге человек забывает заповеди, данные ему свыше. Человек перестал задумываться о том, что без знаний своих корней, истории прошлого, нет, и не может быть благодатного и плодотворного будущего. Поскольку мышление и сознание начинают формироваться с раннего возраста, ребенок нуждается в грамотной и заботливой помощи взрослых наставников – педагогов, воспитателей, родителей.

Если знакомить детей, начиная с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, то это будет способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа.

Этапы проекта:

I этап – Формулирование проблемы.

  • Беседа с детьми «По страницам сказок»;

II этап – Планирование проекта.

  • Намечается план движения к цели. Обсуждение цели и задачи в педагогическом коллективе;
  • В родительском уголке вывешивается информация «Роль сказки в воспитании детей»;
  • Перспективное планирование проекта;
  • Разработка и накопление методического материала по теме.

III – Реализация проекта.

Формы реализации проекта: чтение русских народных сказок, разучивание потешек, посещения мини-музея «Русская изба», беседы, хороводные игры, прослушивание народных напевов и наигрышей, игра на шумовых народных инструментах, драматизация.

IV этап – Презентация проекта.

  • Постановка мини-спектакля «Пасхальная сказка «Курочка Ряба»;
  • Монтаж видеофильма: дети играют на шумовых народных инструментах и показывают кукольный театр - сказка «Колобок».

Прогнозируемый результат: дети называют любимые сказки, рассматривают иллюстрации к ним, драматизируют сказки и отрывки, рассказывают потешки, эмоционально отзывчивы, могут поддержать беседу.

Продукт проекта: Мини-спектакль «Пасхальная сказка «Курочка Ряба». Видео-отчёт. Участие в городском конкурсе «Хрустальная капелька» в номинации «Декоративно-прикладное творчество».

План реализации проекта.

№ п/п

Образователь-ная область

1.

«Физическое развитие»

Формирование ЗОЖ

  • Упражнения для утренней гимнастики «Петушок», «Гуси»;
  • Упражнение для профилактики плоскостопия «Мишка косолапый»;
  • Пальчиковая гимнастика (Приложение № 1);

Физическая культура

  • Метание в цель мешочков с песком;
  • Упражнения с платочками;

2.

«Социально-коммуникатив-ное развитие»

  • Сюжетно-ролевые игры в семью (Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»);
  • Театрализованные игры (Губанова Н.Ф. «Развитие игровой деятельности»);
  • Настольные игры: паззл «Вершки и корешки» и «Колобок», пришнуруй «Курочка Ряба» и «Лисичка-сестричка», «Весёлые истории. Шаг за шагом», «Расскажи сказку», кубики «Собери картинку. Русские народные сказки»;
  • Дидактические игры «Четвёртый лишний», «Чудо-мешочек», «Найди дымку», «Чего не хватает»
  • Подвижные и хороводные игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Лиса и зайцы», «Каравай», «Лохматый пёс», «Карусели», «Волк и гуси», «Волшебный платок», «Кто первый», «Пирог», «Наноси воды» - носим воду в деревянных ложках; (Приложение № 2)
  • Принимаем участие в общесадовских досугах «Святки» и «Широкая Масленица»;
  • Развлечение «О Матрёшке – малышам»;
  • Чаепития в группе на праздники;
  • Разучивание ролей и репетиция осенней сказки «Репка», пасхальной сказки «Курочка Ряба».

Самообслуживание и трудовое воспитание

  • Сервируем стол для чаепития;
  • Сажаем семена, яблони;

3.

«Познаватель-ное развитие»

  • Интегрированное занятие «Первый ледок»;
  • Рассказ воспитателя о «Рождестве», «Масленице», «Пасхе»;
  • Экскурсия в мини-музей «Русская изба», беседа;
  • Знакомство с русской народной игрушкой Матрёшкой и дымковской игрушкой;

4.

«Речевое развитие»

Развитие речи

Чтение художественной литературы

  • НОД (Гербова В.В «Занятия по развитию речи»)
  • Рассматриваем иллюстрации к сказкам, книги разных изданий;
  • Дидактические упражнения: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Назови героя и сказку»; Разгадывание загадок;
  • Развитие связной монологической речи. Пересказ по наводящим вопросам;
  • Расскажи стихи руками (Приложение № 3);
  • Драматизация сказок, кукольный театр;
  • Чтение и разучивание потешек и колыбельных;
  • Чтение русских народных сказок;
  • Слушание аудиосказок;

5.

«Художествен-но-эстетическое развитие»

Рисование, лепка, аппликация, конструирование

«Музыка»

  • раскраски к сказкам,
  • НОД (Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности»),
  • «Укрась платочек»,
  • «Дымковский петушок (уточка)»,
  • «Матрёшка»,
  • «Рукавичка»,
  • «Красивая тарелочка»,
  • «Теремок»,
  • «Заюшкина избушка»,
  • «Домик в деревне»,
  • «Домик трёх медведей»;
  • Слушание: А. Белоруков (Балалайка-Комаринская); «Барыня»; русский народный наигрыш «Полянка»; звуки деревни; пасхальный Колокольный звон; «Ой, блины»;
  • Песенное творчество: колыбельные;
  • Музыкально-ритмические движения: «Танец с платочками», «Берёзонька», «Мы веселые матрешки», «Русские матрёшки», «На полянке зайки танцевали»;
  • Развиваем танцевально-игровое творчество: «Во саду ли в огороде», русская народная мелодия «Лучинушка» ;
  • Музыкальные игры: «Курочка и цыплята», «Лиса и зайцы», Олефтинова «Мы Матрешки – вот какие крошки».
  • Игра на музыкальных инструментах: Е.Железнова «Игра на ложках», «Ложкари».

Взаимодействие с родителями

  • Памятка «Роль сказки в воспитании детей»;
  • Родительское собрание «Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников»;
  • Мастер-класс «Тряпичная кукла Северная Берегиня»;
  • Участие в благотворительной пасхальной ярмарке, изготовление поделок и сувениров;

Режимные моменты

  • Умываемся с потешкой:

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Знаем, знаем - да-да-да!
В кране прячется вода!
Выходи, водица!
Мы пришли умыться!
Лейся понемножку 
Прямо на ладошку!
Будет мыло пениться
И грязь куда-то денется!

  • Кушаем с потешкой:

Утка-утёнка, 
Кошка - котёнка, 
Мышка - мышонка 
Зовут на обед. 
Утки поели, 
Кошки поели, 
Мышки поели, 
А ты ещё нет? 
Где ложечка? 
Ешь на здоровьице!

Это - ложка, 
Это - чашка. 
В чашке - гречневая кашка. 
Ложка в чашке побывала - 
Кашки гречневой не стало!

  • Засыпаем со сказкой и колыбельной;
  • Динамические паузы – музыкальные игры;
  • В группе звучит музыка - народные песни, напевы и наигрыши;
  • На прогулке играем в подвижные и хороводные игры;
  • В свободное время играем в настольные игры;
  • В книжном уголке: выкладываются разные издания русских народных сказок и потешек в соответствии с темой недели и временем года, чтение по желанию детей;
  • В творческом уголке: куклы в русских костюмах, матрёшка и дымка;
  • В музыкальном уголке: гусли, свистулька, бубен, деревянные ложки;
  • Для ряжения: косоворотка, сарафаны и платочки, костюмы курочки и петрушки;
  • В театральном уголке кукольный и пальчиковый театр.

Результаты:

  • Дети имеют хорошие результаты по ОО «Речевое развитие» и «Художественно-эстетическое развитие».
  • Поставлен мини-спектакль «Пасхальная сказка «Курочка Ряба».
  • Первое место на городском конкурсе «Хрустальная капелька» в номинации «Декоративно-прикладное творчество» пластилинография «Матрёшка».

ПРИЛОЖЕНИЕ№1

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА


ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 1)

1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)

2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").

3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу).

5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно).

Потешка "ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК"

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил.

С этим братцем щи варил.

С этим братцем кашу ел.

С этим братцем песни пел.

Взрослый показывает большой палец правой руки и говорит, как бы обращаясь к нему: прикасается кончиком большого пальца к кончикам всех пальцев от указательного до мизинца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 2)

1. Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).

2. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).

3. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

4. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).

5. Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Потешка "БЕЛКА"

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки,

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и дети при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 3)

1. Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).

2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными).

3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать).

4. Цветок (то же, но пальцы разъединены).

5. Корни растения (прижать корни - руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Потешка "ЭТОТ ПАЛЬЧИК"

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья.

Детям предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 4)

1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг).

2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками).

3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их).

4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).

5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Потешка "БРАТЬЯ"

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди ...

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (комплекс N 5)

1. Замок (на счет "раз" - ладони вместе, а насчет "два" - пальцы соединяются в "замок").

2. Лиса и заяц (лиса "крадется" - все пальцы медленно шагают по столу вперед; заяц "убегает" - перебирая пальцами, быстро движутся назад).

3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу).

4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе).

5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными).

Потешка "HУ-КА, БРАТЦЫ, ЗА РАБОТУ"

Hу-ка, братцы, за работу!

Покажи свою охоту.

Большому - дрова рубить.

Печи все - тебе топить.

А тебе - воду носить.

А тебе - обед варить.

А малышке - песни петь.

Песни петь, да плясать,

Родных братьев забавлять.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

Игра «Пирог». Играющие делятся на две команды. Команды становятся друг против друга. Между ними садится «пирог» (на него надета шапочка).

Все дружно начинают расхваливать «пирог»:

Вот он какой высоконький,

Вот он какой мякошенький,

Вот он какой широконький.

Режь его да ешь!

После этих слов играющие по одному из каждой команды бегут к «пирогу». Кто быстрее добежит до цели и дотронется до «пирога», тот и уводит его с собой. На место «пирога» садится ребенок из проигравшей команды.

Игра « Волшебный платок». Звучит весёлая музыка – песня «Валенки». Дети выполняют плясовые движения. Музыка меняется на тихую, спокойную – «Оренбургский пуховый платок». Дети приседают и закрывают глаза ладошками. Воспитатель, расправив платок, обходит ребят и кого-нибудь из них накрывает им.

Раз! Два! Три! Кто там спрятался внутри?

Глазки открывайте, скорее отвечайте!

Дети называют имя спрятанного под платком ребёнка. Если угадали, то платок поднимают, дети прыгают и хлопают под музыку. Игра проводится 2-3 раза.

Игра «Кто первый?» Инвентарь: яркий платок (30x30 см).

Дети образуют круг; педагог находится за кругом с платком. Дети идут в хороводе, педагог читает текст:

Мы идем по кругу, Дружно, друг за другом.

Вдруг увидели платочек, Яркий, будто огонечек.

Кому достанется платочек, Кто первый взять его захочет?

Дети останавливаются. Педагог оказывается между двух детей и произносит:

Ваня {Аня), Лена (Леша), подойдите. Сейчас вы быстро побежите

По кругу за платочком, Платочком-огонечком.

Пара детей, стоящих в кругу рядом с педагогом, по окончании слов бежит по внешнему кругу (один ребенок — в правую сторону, другой — в левую) к педагогу, стараясь быстрее добежать до платочка, который педагог поднимает на вытянутой вперед руке, и дотронуться до него. Игра повторяется.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

РАССКАЖИ СТИХИ РУКАМИ

https://fhd.multiurok.ru/0/c/a/0ca1627b2d157de5deedd6e12e88c4acedaea9d5/proiekt-priobshchieniie-dietiei-k-russkoi-narodnoi-kul-turie_1.jpeg

***

https://fhd.multiurok.ru/0/c/a/0ca1627b2d157de5deedd6e12e88c4acedaea9d5/proiekt-priobshchieniie-dietiei-k-russkoi-narodnoi-kul-turie_2.jpeg

***

https://fhd.multiurok.ru/0/c/a/0ca1627b2d157de5deedd6e12e88c4acedaea9d5/proiekt-priobshchieniie-dietiei-k-russkoi-narodnoi-kul-turie_3.jpeg

***

https://fhd.multiurok.ru/0/c/a/0ca1627b2d157de5deedd6e12e88c4acedaea9d5/proiekt-priobshchieniie-dietiei-k-russkoi-narodnoi-kul-turie_4.jpeg

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразова- тельная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
  2. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры / Князева О.Л., Маханева М.Д. – Детство Пресс, 2011.
  3. ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА/ В.В.Гербова - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  4. Развитие игровой деятельности во второй младшей группе детского сада / Н.Ф.Губанова - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
  5. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе / Комарова Т.С. - М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое вопитание в ДОУ по приобщению детей к русской народной культуре. Проект "Русская народная игрушка"

Материал содержит описание проекта "Русская народная игрушка" (актуальность проекта, его цели и задачи, необходимое оборудование, содержание работы с детьми и родителями)....

Проект «Приобщение детей к русской народной культуре» «Русский фольклор» Вид проекта: познавательно-творческий.

laquo;Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов, авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем прошлом, о ...

ПРОЕКТ «Приобщение детей к русской народной культуре посредством русской народной игрушки»

Создание нового искусства невозможно без знания истоков народного творчества. Веками лучшие традиции оттачивались и передавались из поколения в поколение как эталоны красоты, образцы вкуса, национальн...

Проект "Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с русскими календарными праздниками"

Древние люди говорили, что для абсолютного счастья - человеку необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Но как сейчас, в нашей современной жизни, воспитать в детях преданность Отечес...