Использование пособий на липучках в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС.
консультация по развитию речи

Кузнецова Е. Сергеевна

Запуск речи у детей с расстройством аутистического спектра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_rmo.docx23.65 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пособий на липучках в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС.

Работаю учителем-логопедом в группе для детей с нарушением интеллекта, возраст детей, посещающих группу с 3 до 8 лет (дети имеют статус ребёнок-инвалид). Большая часть наших воспитанников – это дети с РАС.

Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена "триадой нарушений": нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения.

Нарушение речи у детей с аутизмом- результат вербальной слуховой агнозии, невозможности различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них также нарушена способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.

. В специальной литературе выделяют четыре варианта нарушений речи при РДА:

#1054;собенностью первого варианта является раннее развитие речи (8-10 месяцев первые слова, сразу же вслед за этим появление первых фраз), а затем регресс в возрасте 2-2,5 лет, когда внешняя речь практически утрачивается.

#1054;собенностями второго варианта являются позднее становление речи (появление первых слов с 2 до 3 лет), медленное накопление словарного запаса, затруднение формирования фразовой речи, её аграмматичность.

#1055;ри третьем варианте первые слова появляются до года, быстро накапливается словарный запас, но отмечаются трудности в овладении фразовой речью. Речь отличается стереотипностью. Есть проблемы в использовании речи как средства общения.

#1055;ри четвёртом варианте речевого развития отмечается приближенность раннего речевого развития к норме, а затем его приостановка до 5-6 лет с характерным регрессом фразовой речи.

При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения. Не легко добиться вербального контакта с ребёнком –аутистом. Подходить к построению работы с такими детьми нужно гибко, учитывая интересы, желание, возможности и особенности ребёнка с РАС. Одна из особенностей детей с РАС- достаточно хорошее зрительное восприятие (хорошо справляются с такими заданиями, как соотнести, подобрать, наложить- лото, вкладыши, заплатки), поэтому достаточно эффективным при работе с такими детьми являются пособия на липучках. Пособия на липучках -это работа по коррекции речи с опорой на зрительный , тактильный и слуховой анализаторы. Пособия на липучках спобствуют преодолению речевого барьера, развитию понимания речи, выполнению инструкций, вызыванию речи, активизации речи и т.д. (показ пособий и объяснение, как использую; видео ).

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

« Детский сад комбинированного вида «Челночок»

города Балашова Саратовской области».

Сообщение на тему:

«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта».

Сообщение подготовила:

учитель-логопед

первой квалификационной категории

Кузнецова Е.С.

г Балашов, 2022г.

Работаю учителем-логопедом в группе для детей с нарушением интеллекта, возраст детей, посещающих группу с 3 до 8 лет (дети имеют статус ребёнок-инвалид).

Контингент детей, посещающих группу – это дети с РДА, с Синдромом Дауна, с УО.

Нарушения речи у данной группы детей представляют собой нарушение речевой деятельности в целомСистемное недоразвитие речи различной степени (в основном, средней и тяжёлой степени).

Характеристика нарушений речевого развития детей с системным недоразвитием речи тяжелой и средней степени:

- отмечается запаздывание появления первых слов или их полное отсутствие;

- затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью, переход от отдельных слов к двухсловному предложению растягивается (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) на долгое время;

- медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого высказывания;

- наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, не сформировано фонематическое восприятие;

- доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения;

- в речи типичны аграмматизмы, нарушено словообразование;

- характерна слабая сформированность связной речи или её отсутствие;

-характерные особенности просодической стороны речи детей с СНР выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций.

Ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта является недоразвитие семантического компонента речи, что влияет на коммуникативные возможности ребенка и его дальнейшую социализацию.

В нашей группе представлены дети с различным уровнем речевого развития:

1. Дети, у которых речь отсутствует ( безречевые дети).

#1044;ети, владеющие небольшим словарным запасом.

#1044;ети, владеющие определённым словарным запасом и простой фразой.

Особенность логопедической работы с детьми, у которых речь отсутствует ( безречевые дети) заключается в следующем:

#1056;азвивать понимание речи-детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни.

2. Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление.

3. Стимулировать звукоподрожания, лепетные слова и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.

4. Научить выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями;

Основное значение придается стимулированию речевой активности;

Логопедическая работа с детьми, имеющими небольшой словарный запас.

Направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия обиходно- бытового характера.

Логопедическая работа с детьми,у которых имеется определённый словарный запас и простая фраза.

Продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания. Совершенствовать импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения.

Таким образом, можно выделить основные задачи логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта:

#1056;азвитие понимания речи.

#1040;ктивизация речевой деятельности .

#1056;азвитие произносительной стороны.

4. Вызывание и развитие самостоятельной фразовой речи, умение выражать свои потребности и желания.

При работе с детьми с нарушением интеллекта задача учителя-логопеда - стимулировать, поддерживать, направлять речевую активность детей, их желание общаться. Одним из основных целевых ориентиров логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта является развитие коммуникативной функции речи в процессе участия детей в диалоге, в процессе формирования монологической речи. От коммуникативных возможностей ребёнка с нарушением интеллекта зависит его дальнейшая социализация.

Направления работы с неговорящими детьми

1) Формирование положительного эмоционального настроя.

2) Развитие артикуляционного аппарата с помощью комплексов артикуляционной гимнастики.

3) Развитие дыхания, голоса.

4) Расширение понимания речи (вопросов, инструкций, пополнение пассивного словаря) -работа над пониманием обращенной речи.

5) Развитие тактильной чувствительности (познание свойства предметов).

6) Развитие речевой активности (вызывание звукоподражаний, желания что-то произнести).

7) Развитие слухового восприятия.

8) Развитие зрительного восприятия и ориентировки в окружающем

9) Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;

10) Развитие чувства ритма;

11) Развитие высших психических функций – психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).

12) Сенсорное развитие (цвет, форма, величина, пространственно-временные отношения).

13) Развитие невербальных средств коммуникации (умения пользоваться жестами, взглядом, телодвижениями при общении или использовать пиктограммы).

4. Литература.

1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллектуального развития. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.

2. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Т.Т Медведева, И.А. Панфилова, Е.А. Поле,2005

3. Р.И. Лалаева "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград, 1968


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.

Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Использование пособия «Фразовый конструктор» в коррекционной работе с детьми с ТНР

Использование занимательного наглядного материала при работе с детьми c ТНР – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, ...