Использование пособий на липучках в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС.
консультация по развитию речи
Запуск речи у детей с расстройством аутистического спектра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_rmo.docx | 23.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование пособий на липучках в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС.
Работаю учителем-логопедом в группе для детей с нарушением интеллекта, возраст детей, посещающих группу с 3 до 8 лет (дети имеют статус ребёнок-инвалид). Большая часть наших воспитанников – это дети с РАС.
Симптоматика расстройства аутистического спектра представлена "триадой нарушений": нарушениями в сфере социального взаимодействия, в сфере коммуникации и в сфере воображения.
Нарушение речи у детей с аутизмом- результат вербальной слуховой агнозии, невозможности различать в быстром потоке речи звуки и слова. У них также нарушена способность выделять нужные звуки из шума, они не могут распознать начало нового слова в потоке речи.
. В специальной литературе выделяют четыре варианта нарушений речи при РДА:
#1054;собенностью первого варианта является раннее развитие речи (8-10 месяцев первые слова, сразу же вслед за этим появление первых фраз), а затем регресс в возрасте 2-2,5 лет, когда внешняя речь практически утрачивается.
#1054;собенностями второго варианта являются позднее становление речи (появление первых слов с 2 до 3 лет), медленное накопление словарного запаса, затруднение формирования фразовой речи, её аграмматичность.
#1055;ри третьем варианте первые слова появляются до года, быстро накапливается словарный запас, но отмечаются трудности в овладении фразовой речью. Речь отличается стереотипностью. Есть проблемы в использовании речи как средства общения.
#1055;ри четвёртом варианте речевого развития отмечается приближенность раннего речевого развития к норме, а затем его приостановка до 5-6 лет с характерным регрессом фразовой речи.
При данном заболевании отсутствует стремление использовать речь в качестве средства общения. Не легко добиться вербального контакта с ребёнком –аутистом. Подходить к построению работы с такими детьми нужно гибко, учитывая интересы, желание, возможности и особенности ребёнка с РАС. Одна из особенностей детей с РАС- достаточно хорошее зрительное восприятие (хорошо справляются с такими заданиями, как соотнести, подобрать, наложить- лото, вкладыши, заплатки), поэтому достаточно эффективным при работе с такими детьми являются пособия на липучках. Пособия на липучках -это работа по коррекции речи с опорой на зрительный , тактильный и слуховой анализаторы. Пособия на липучках спобствуют преодолению речевого барьера, развитию понимания речи, выполнению инструкций, вызыванию речи, активизации речи и т.д. (показ пособий и объяснение, как использую; видео ).
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад комбинированного вида «Челночок»
города Балашова Саратовской области».
Сообщение на тему:
«Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта».
Сообщение подготовила:
учитель-логопед
первой квалификационной категории
Кузнецова Е.С.
г Балашов, 2022г.
Работаю учителем-логопедом в группе для детей с нарушением интеллекта, возраст детей, посещающих группу с 3 до 8 лет (дети имеют статус ребёнок-инвалид).
Контингент детей, посещающих группу – это дети с РДА, с Синдромом Дауна, с УО.
Нарушения речи у данной группы детей представляют собой нарушение речевой деятельности в целом – Системное недоразвитие речи различной степени (в основном, средней и тяжёлой степени).
Характеристика нарушений речевого развития детей с системным недоразвитием речи тяжелой и средней степени:
- отмечается запаздывание появления первых слов или их полное отсутствие;
- затрудненно протекает процесс овладения фразовой речью, переход от отдельных слов к двухсловному предложению растягивается (по сравнению с нормально развивающимися сверстниками) на долгое время;
- медленно образуются и закрепляются речевые формы, слабо выражена самостоятельность речевого высказывания;
- наблюдается стойкое фонетическое недоразвитие, не сформировано фонематическое восприятие;
- доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения;
- в речи типичны аграмматизмы, нарушено словообразование;
- характерна слабая сформированность связной речи или её отсутствие;
-характерные особенности просодической стороны речи детей с СНР выражены в том, что их речь монотонна, маловыразительна и лишена эмоций.
Ведущим нарушением, при всех вариантах структуры речевого дефекта является недоразвитие семантического компонента речи, что влияет на коммуникативные возможности ребенка и его дальнейшую социализацию.
В нашей группе представлены дети с различным уровнем речевого развития:
1. Дети, у которых речь отсутствует ( безречевые дети).
#1044;ети, владеющие небольшим словарным запасом.
#1044;ети, владеющие определённым словарным запасом и простой фразой.
Особенность логопедической работы с детьми, у которых речь отсутствует ( безречевые дети) заключается в следующем:
#1056;азвивать понимание речи-детей необходимо научить понимать название предметов, действий, признаков, с которыми они встречаются в повседневной жизни.
2. Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности: восприятие, внимание, память, мышление.
3. Стимулировать звукоподрожания, лепетные слова и общения с помощью аморфных слов корней, формировать первые формы слов.
4. Научить выполнять словесные инструкции, выраженные различными по сложности синтаксическими конструкциями;
Основное значение придается стимулированию речевой активности;
Логопедическая работа с детьми, имеющими небольшой словарный запас.
Направлена на актуализацию и систематизацию речевого материала, которым дети владеют. С этими детьми тоже проводится работа по развитию понимания речи, накоплению и уточнению понятий. Вместе с тем нужно закреплять умения детей правильно и отчетливо называть предметы, действия обиходно- бытового характера.
Логопедическая работа с детьми,у которых имеется определённый словарный запас и простая фраза.
Продолжать закреплять умения детей называть предметы, действия, признаки, а также умение отвечать на вопросы, самостоятельно модулировать собственные речевые высказывания. Совершенствовать импрессивный и экспрессивный словарь, звукопроизношение, звуконаполняемость и слоговую структуру слов, фонематическое восприятие, навыки словообразования и словоизменения.
Таким образом, можно выделить основные задачи логопедической работы с детьми, имеющими нарушение интеллекта:
#1056;азвитие понимания речи.
#1040;ктивизация речевой деятельности .
#1056;азвитие произносительной стороны.
4. Вызывание и развитие самостоятельной фразовой речи, умение выражать свои потребности и желания.
При работе с детьми с нарушением интеллекта задача учителя-логопеда - стимулировать, поддерживать, направлять речевую активность детей, их желание общаться. Одним из основных целевых ориентиров логопедической работы с воспитанниками, имеющими нарушение интеллекта является развитие коммуникативной функции речи в процессе участия детей в диалоге, в процессе формирования монологической речи. От коммуникативных возможностей ребёнка с нарушением интеллекта зависит его дальнейшая социализация.
Направления работы с неговорящими детьми
1) Формирование положительного эмоционального настроя.
2) Развитие артикуляционного аппарата с помощью комплексов артикуляционной гимнастики.
3) Развитие дыхания, голоса.
4) Расширение понимания речи (вопросов, инструкций, пополнение пассивного словаря) -работа над пониманием обращенной речи.
5) Развитие тактильной чувствительности (познание свойства предметов).
6) Развитие речевой активности (вызывание звукоподражаний, желания что-то произнести).
7) Развитие слухового восприятия.
8) Развитие зрительного восприятия и ориентировки в окружающем
9) Развитие слухового внимания и фонематического восприятия;
10) Развитие чувства ритма;
11) Развитие высших психических функций – психологической базы речи (восприятия, внимания, памяти, мышления).
12) Сенсорное развитие (цвет, форма, величина, пространственно-временные отношения).
13) Развитие невербальных средств коммуникации (умения пользоваться жестами, взглядом, телодвижениями при общении или использовать пиктограммы).
4. Литература.
1. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллектуального развития. Е.А. Екжанова, Е.А. Стребелева.
2. Комплексное развитие детей с синдромом Дауна: групповые и индивидуальные занятия. Т.Т Медведева, И.А. Панфилова, Е.А. Поле,2005
3. Р.И. Лалаева "Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников". Ленинград, 1968
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»
Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...
«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Научно - методическая статья...
Использование пособия «Фразовый конструктор» в коррекционной работе с детьми с ТНР
Использование занимательного наглядного материала при работе с детьми c ТНР – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, ...