ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_russkih_narodnyz_skazok_v_korrektsionnoy_rabote_s_detmi.docx | 196.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ,
ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
С. Н. Иудина,
Г. В. Атакова
учитель-логопед
МДОУ детский сад №47
комбинированного вида г.Кола
МО Кольский район Мурманской области
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. Они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики.
Сказка – источник народной мудрости, могучее средство умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Это одно из первых произведений искусства слова, которое ребенок слышит в раннем детстве.
О силе нравственного урока русской народной сказки говорится очень много. Сказка учит нас открыть свое сердце навстречу добру, позволяет малышу впервые испытать храбрость, радость или огорчение. Но в полной ли мере мы используем сказку для развития личности ребенка?
Дети с нарушением зрения - это особая категория детей. Любые нарушения зрения снижают количество и качество воспринимаемой информации, что влечет за собой возникновение вторичных отклонений в развитии речевой и мыслительной деятельности ребенка (неврологические; нарушения двигательного анализатора, психических процессов, эмоционально-волевой сферы, речедвигательного анализатора).
Формирование речи у детей с нарушением зрения протекает в более сложных условиях. Нарушения речи встречаются значительно чаще, чем у нормально видящих сверстников, бывают различной степени сложности.
Обучение и воспитание в группе для детей с нарушением зрения направлено на раннюю коррекцию и компенсацию вторичных отклонений в развитии детей, осуществление лечебно-восстановительной работы по исправлению косоглазия и амблиопии, а также успешную подготовку детей к обучению в школе.
Наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения зрения и речи, является сказка. Она имеет собственный язык - лаконичный, выразительный, ритмичный. Используя разнообразные, порой нетрадиционные методы и приемы работы со сказкой, мы поставили цель – сделать русскую народную сказку неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы с детьми.
Безусловно, особая роль принадлежит русской народной сказке в развитии речи детей. Работая со сказкой, мы убедились, что лучших примеров «хорошей речи» для детей не найти, это богатство, точность, выразительность.
Через сказку дети общаются с автором – народом, воспринимают его мысли и чувства. Трудно переоценить значение сказки для усвоения детьми словаря в единстве с грамматическим строем языка. Сказка дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, что очень важно для детей с нарушением зрения. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной монологической речи.
Можно использовать сказку при ознакомлении дошкольников с образом буквы.
Вспомни сказку, расскажи её, соединяя картинки-эпизоды по ходу рассказа. | Получилась буква Н: |
ПЕРЕВЕРНИ СТРАНИЦУ, И ТЫ УЗНАЕШЬ, ПРАВИЛЬНО ЛИ УГАДАНА БУКВА. | Куда бабушка положила колобок и куда он покатился? В каком повторяющемся слове встречается звук «Н»? Какие слова в обращении лисы к колобку звучат складно? Ласковые ли это слова? В каком из слов есть звук «Н»: «колобок, носок, разок, язычок»? Как колобок назвал медведя? Почему? Ласково ли звучит слово «косолапый»? Есть ли в нём звук «Н»? |
Рассказывая сказку, можно автоматизировать поставленные звуки и вводить их в самостоятельную речь ребёнка.
Развивается и просодическая сторона речи: тембр голоса, его сила, темп, интонация, выразительность.
Флёрина Евгения Александровна, специалист в области дошкольного воспитания, считает, что "лучшим образцом формы рассказывания являются русские народные сказки, на которых следует учиться как технике рассказывания, так и построению рассказа: четкая линия развития действия, ясная, простая структура, динамика в развертывании действия, небольшое количество действующих лиц, яркие, экономные и контрастные образы, ритмичность и звучность языка".
Сказка привлекает внимание ребенка, возбуждает любознательность, стимулирует воображение, развивает интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также выразить все это словами. Дети, воспитанные на сказках, более тонко чувствуют язык и лучше владеют им.
Часто наряду с нарушениями речи детям с патологией зрения присущи нарушения в развитии психических процессов. Это недостаточная сформированность внимания, памяти, воображения, логического мышления. И здесь помогает русская народная сказка.
Так используемый нами метод «аналогии» помогает формировать ассоциативное мышление, что необходимо будущему школьнику. Например, детям предлагается ответить на вопросы: «В каких еще сказках дружба помогает героям?», «Чем похожи и чем отличаются сказки «Колобок» и «Лиса, заяц и петух»?»). Дети начинают вспоминать содержание сказок и проводить параллели, мыслить.
Психологи отмечают, что главное направление развития образного мышления, воображения, памяти заключается в овладении ребенком способности к замещению и пространственному моделированию. Занятия с моделированием русских народных сказок особенно интересны нашим детям, так они легче усваивают образное содержание сказки. Мы учим детей «читать» графическую аналогию.
Нарисовав ушки, ребенок видит не просто кружок, а зайчика, который бежит к теремку. Добавили детали к кружкам – получились герои сказки «Репка».
Выкладывая на плоскости символы, дети вновь проигрывают сказку, запоминают действующих лиц, последовательность событий. Чем проще символ, тем более развито мышление ребенка.
Так из набора геометрических фигур предлагается выбрать одну, как символ для каждого героя сказки, и обязательно объяснить свой выбор («серый маленький кружок – заяц, а вот большой серый – это волк, он ведь больше зайца»). Занятия моделированием всегда увлекают детей.
Развитию мышления детей способствуют игры: «Четвертый лишний», где дети, рассматривая картинки, объединяют героев одной сказки и выделяют гостя из другой – «Кто лишний?»
Большой интерес вызвала серия книг «Умные сказки». Дети не только внимательно слушают сказку, но и выполняют интересные задания на развитие мышления, с удовольствием отгадывают загадки по содержанию русских народных сказок.
Немыслимо формирование личности ребенка без памяти, как важного психического процесса. Для развития памяти необходимо воспитать у ребенка приемы запоминания и припоминания. И здесь русская народная сказка - наш помощник.
Мы используем метод мнемотехники. Он обеспечивает эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
В качестве дидактического материала особое место занимают мнемотаблицы – схемы с абстрактными символами, содержащие определенную информацию. Предлагаем детям рассмотреть мнемотаблицу, разбираем, что на ней изображено, осуществляем перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы. Затем следует пересказ с опорой на символы, т. е. идет обработка метода запоминания.
Мнемотаблиц накапливается много, и мы увлекаемся игрой: «Какая сказка спряталась в таблице?».
Запомнив содержание, дети выкладывают картинки, отражающие последовательность событий в той или иной сказке, с интересом рассказывают сказки, используя фигурки настольных театров или кукол – сказочных персонажей, а также показывают сказки на фланелеграфе.
Русских народных сказок существует великое множество. Тем интереснее упражнения на развитие зрительного внимания с использованием картинок, фигурок настольного театра: «Из какой мы сказки?», «Кто лишний?», «Найди ошибку», «Кто из одной сказки?», «Выбери героев для сказки».
Русские народные сказки помогают развивать мелкую моторику рук детей. Это различные картинки - пазлы, игры: «Составь картинку из частей», «Лото», «Перфокарты», «Найди героев одной сказки», «Найди героя на заданный звук».
Полезно упражнение «Сделаем сказку цветной», где дети подбирают нужные цвета, штрихуют изображения различными способами.
В игре «От точек к сказкам» детям предлагается из нарисованного на листе множества точек соединить нужные, чтобы получился сказочный персонаж. Эти упражнения применяются для коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
Развитию зрительного внимания и прослеживающей функции глаз способствуют упражнения «Пройди по дорожке», «Лабиринты».
Таким образом, используя в работе русскую народную сказку, мы убедились, что возможности ее очень велики.
Сказка воспитывает, учит наших детей, помогает нам в коррекционной работе, а главное – русская народная сказка живет с нашими детьми, они играют в нее и очень любят. Сказка, как и другие произведения устного народного творчества, это важное средство развития личности ребёнка с нарушениями в развитии.
Литература.
- Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи у детей дошкольного возраста. СПб: Детство-пресс, 2012.
- Ивановская О.Г., Гадасина Л.Я. Сказочное развитие речи: Логопедическая фантазия на тему русских народных сказок/выпуск 1. - СПб: Знание, 2000.
- Рыжова Л. В. Методика работы со сказкой. СПб: Детство-пресс, 2012.
- Усова А.П. Русское народное творчество детскому саду. Издательство Просвещение», Москва, 1972.
- Флерина Е.А. О руководстве восприятием дошкольника в процессе обучения // Советская педагогика. - 1952. - № 12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Опыт работы учителя-логопеда МБДОУ "Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида" Сусликовой Ларисы Станиславовны по теме: "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя»...
«Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения"
Во все времена человеческой истории здоровье было одним из самых больших желаний человека, некой абсолютной ценностью. Ещё Сократ сказал: «Здоровье ничто, но в...
Индивидуальная коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения зрения, в дошкольном подразделении.
В нашем дошкольном отделении (ГБОУ СОШ № 1460 г. Москвы) уже несколько лет существует группа кратковременного пребывания «Особый ребёнок» для детей с тяжёлой зрительной патологией, в кото...
Использование кинезиологических упражнений в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Кинезиология – это перспективное научное направление, синтезирующее в себе знания и методы из многих отраслей наук, таких как медицина, педагогика, психология, коррекционная и специальная педаго...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ИГРОТРЕНИНГОВ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЁЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ
Аннотация. Работа посвящена коррекции тяжелых нарушений речи детей дошкольного возраста с помощью логопедических игротренингов. У детей с общим недоразвитием речи при сохранном слухе и интеллекте стра...