Использование пособия «Фразовый конструктор» в коррекционной работе с детьми с ТНР
статья по логопедии

Бутенко Инна Алексеевна

Использование занимательного наглядного материала при работе с детьми c ТНР – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения не подкрепляются иллюстративным материалом.

Использование пособия «Фразовый конструктор» позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_posobiya_frazovyy_konstruktor_.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

 Использование пособия «Фразовый конструктор»

в коррекционной работе с детьми с ТНР

Дети с тяжелыми нарушениями речи, без сомнения, имеют серьезные проблемы в общении.

Эти проблемы, с одной стороны, связаны с нехваткой объема словаря, а с другой стороны, с неумением грамматически правильно строить свое высказывание. Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной работы. Овладение ею является необходимым этапом в познавательном и социально-коммуникативном развитии ребенка.

У детей с ТНР фразовая речь не может быть сформирована без систематических и целенаправленных занятий. Необходимо проводить одновременную работу над пониманием обращенной речи, обогащением словаря, построением фразы, прорабатывать все уровни родного языка – лексика, грамматика и конечно же, звукопроизношение.

Использование занимательного наглядного материала при работе с детьми – один из основных залогов успешного обучения детей абстрактным понятиям. Ребенку не просто осознать, что такое звук, слово, предложение, если объяснения не подкрепляются иллюстративным материалом.

Использование пособия «Фразовый конструктор» позволяет наглядно показать суть этих понятий и их назначение.

Ценность этого пособия состоит в том, что дети не только повторяют фразы, произнесенные педагогом, а конструируют предложения сами или по образцу взрослого и с удовольствием вовлекаются в деятельность по конструированию предложений.

Данное пособие направлено на решение следующих задач:

  • Обучение построению предложений от двусоставных до более сложных;
  • Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • Актуализация накопленного пассивного и активного словаря;
  • Формирование связности и четкости высказывания;
  • Работа над пониманием сказанного.

Пособие «Фразовый конструктор» служит зрительной опорой, где каждое слово обозначается отдельной картинкой, которые обозначают разные части речи (существительное, глагол, прилагательное, предлог и т.д.) и имеются схемы построения фраз, от простых к сложным.

Предполагается, что перед началом работы с фразовым конструктором, ребенок соотносит картинки с соответствующими словами, учим его понимать смысл первых глаголов, чтобы он понимал, о чем или о ком будет идти речь. Используем однословную фразу, т.к. именно она является отправным пунктом к расширению и структурированию фразовой речи. Работа строится в вопросно-ответной форме с составлением предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. Это машина. Мальчик играет.

    Отработка простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям по звуко-слоговой структуре. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух слов фразы. Это является программой правильного ответа ребенка. Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и отраженная речь. Отрабатывается слоговая структура слова. Мальчик играет. Папа спит.

Работа по формированию трехсловных предложений с прямым или косвенным дополнением. Мальчик ест кашу. Для понимания смысла предложения и развития диалогической речи, ребенку предлагается ответить на вопросы, поставленные к каждому члену предложения, например: Мальчик ест кашу, Что делает мальчик? Что ест мальчик? По мере усвоения и автоматизации трехсоставной фразы отрабатываются навыки самостоятельного выполнения действий. Ребенку предлагается самостоятельно произвести действие на карте с пустыми полями, сопроводить его комментарием (фразой). 

Особое внимание уделяется работе по формированию у детей правильного употребления простых предлогов, обозначающих пространственные отношения, часто встречающихся в повседневной жизни (на, в, за, под, над). Девочка гуляет в парке. 

Четырехсловная фраза. Девочка ест овощной суп. Мама гладит голубое платье.

Важно помнить, что, формируя фразовую речь у ребенка, не следует ограничиваться только механическим построением фраз. Необходимо постепенно вводить усвоенные фразы в диалогическую речь и инициировать навыки комментирования.

При расширении и уточнении словарного запаса, формировании грамматического строя речи учим пересказывать текст, составлять сюжетный рассказ с опорой на картинки. Формируем лексико-грамматические представления.

Используем несколько комплектов карточек, в зависимости от уровня сформированности речи, этапа обучения и возраста ребенка. На первых этапах педагог самостоятельно подбирает группу карточек, объясняя, почему карточки идут друг за другом в определенной последовательности, и просит ребенка составить по ним предложение. Далее ребенок может подбирать карточки сначала на предложенную тему, затем самостоятельно выбирать и составлять любые предложения.

Можно предложить детям игры, где используются карточки с предметными, со схематичными картинками и карточки с серией сюжетных картинок.

 «Мостик»

 Логопед выкладывает перед ребенком по очереди две карточки. Задача ребенка – найти слово, которое связало бы эти два изображенных на карточках предмета, являясь как бы «мостиком» между ними. Выбор слов следует обосновать. Например, даются слова: «бабушка» и «торт». «Мостиком» могут быть следующие слова: «купила», «испекла», «принесла» и т.д.

«Составь предложение»

Ребенок в игровой форме сможет овладеть способом соединения слов в предложение и понять, что каждое слово можно обозначить картинкой-символом.

«Составь рассказ»

После того, как будет отработано умение составлять рассказ по серии, выложенной педагогом, можно предложить ребенку самостоятельно рассмотреть серию картинок, разложить и составить рассказ.

 «Выложи по порядку»

Логопед читает рассказ и просит ребенка самостоятельно подобрать и расставить картинки. Далее логопед повторяет текст и проверяет правильность выбранных картинок и их последовательность. Затем просит ребенка самостоятельно повторить рассказ.

«Послушай, повтори»

Логопед читает рассказ и по ходу выставляет опорные картинки. Далее повторяет текст и просит ребенка его повторить, опираясь на карточки.

«Добавь слова» - игра на распространение предложений.

Логопед предлагает ребенку послушать предложение, например, «Мама шьет платье». Далее логопед спрашивает: «Как ты думаешь, что можно сказать про платье, какое оно (шелковое, легкое, красивое и т.д.)? Если мы добавим эти слова, как изменится предложение?»

«Кто? Что?» 

Логопед предлагает составить пир помощи картинок предложения по разным моделям. Например, составь такое предложение, в котором будет говориться о том, Кто? Что делает? Что? (Маша поливает помидоры») и т.д.

«Расскажи, что нарисовано»

 Логопед выкладывает серию картинок в нужной последовательности, дает возможность их рассмотреть. Разбирает содержание каждой картинки, объясняет, почему они расположены в такой последовательности. Далее просит рассказать, что нарисовано на данной серии картинок.

Работа по формированию фразовой речи является одним из важных этапов коррекционной работы, которая строится при тесном взаимодействии логопеда, воспитателя и родителей детей с ТНР. Благодаря тому, что «Фразовый конструктор» прост в использовании, в нем подобран речевой материал на разные лексические темы, грамматические категории, слоговую структуру и что немаловажно, интересен детям, воспитатели охотно применяют его на занятиях по развитию речи и при проведении индивидуальной работы с детьми с ТНР. Фразовый конструктор служит отличным помощником, как для воспитателей, так и для родителей, при закреплении правильного построения фраз с помощью опорных схем. Дети, вовлеченные в деятельность по конструированию фраз и предложений, с большим удовольствием занимаются и дома с родителями.

Поэтапная и систематическая коррекционная работа по формированию фразовой речи, с использованием пособия «Фразовый конструктор» в тесном взаимодействии логопеда с воспитателями и родителями детей с ТНР, приводит к положительному результату – при общении со сверстниками и взрослыми дошкольники стали сознательно использовать разные типы грамматически правильно построенных предложений, тем самым совершенствовать связную монологическую и диалогическую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающей направленности «Использование методов песочной терапии в коррекционной работе с детьми группы компенсирующей направленности»

Современные условия работы педагогов предъявляют высокие требования к их профессионализму.  Изменения в системе образования – принятие новых стандартов, определяющих результаты обучения как...

Проект «Технология работы с авторским пособием «Игровое полотно» в коррекционной работе с детьми с ТНР»

Созданные игровые полотна содержат яркие иллюстрации, представляют собой карту путешествия различных загадочных мест. Их размер и вид зависит от того, где мы планируем их использовать: в музыкальном и...

Использование конструктора в коррекционной работе с детьми с ОВЗ.

В статье представлен опыт по использованию конструктора в работе учителя-дефектолога....

Наглядно-игровые пособия как средство эффективной коррекционной работы с детьми с ОВЗ.

Игра – основной вид деятельности дошкольника.  В процессе игры создаются и развертываются условные формы взаимосвязи между детьми и моделируемыми реалиями действительности. Наглядно-иг...

Использование пособий на липучках в коррекционной работе с детьми, имеющими РАС.

Запуск речи у детей с расстройством аутистического спектра....