Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
статья по логопедии
Предварительный просмотр:
Использование фонетических театрализованных сказок в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Аннотация. Статья посвящена возможностям использования логопедических сказок для решения коррекционно – развивающих задач в работе с детьми дошкольного возраста. Приведен пример фонетической сказки, которую можно использовать на этапе автоматизации звука.
Ключевые слова: логосказка, игра, автоматизация.
Организация коррекционно – развивающей деятельности учителя – логопеда в детском саду строится на основе «Примерной адаптированной основной образовательной программмы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В.Лопатиной. В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в разделе «Игры» раскрыты задачи и содержание театрализованных игр для каждой возрастной группы [1]. Данный раздел программы интегрируется с логопедической работой, а также со всеми образовательными областями. Педагогический замысел каждого игрового логопедического занятия направлен на решение коррекционно-развивающих, образовательных и воспитательных задач. В своей работе учитель-логопед также активно использует театрализованные игры, так как коррекционно-развивающая работа с дошкольниками с ТНР в основном представляет собой игровую деятельность. Игра тесно переплетается со всеми сферами жизнедеятельности дошкольников, в игровой деятельности ребенок способен к длительному подчинению своего поведения определенным правилам, тогда как вне игры это представляет для дошкольника сложную задачу[2].
В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является логопедическая сказка. Логосказка - это театрализованное представление, в котором знакомые детям персонажи сказок вовлекают маленьких артистов в действие спектакля, стимулируя их произносить звуки, слоги, слова. При помощи игровых действий дети легко вступают в общение со взрослыми, учатся испытывать различные эмоции: радость, сочувствие, переживание за героев сказки, соотносить движения со словами, различать и передавать интонационную выразительность речи.
Логопеду в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный эмоциональный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:
- систематичность и последовательность,
- учет возрастных особенностей,
- учет индивидуальных особенностей,
- учет структуры дефекта,
- поэтапность коррекции речи.
Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии, педагог решает коррекционные задачи:
– создает благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
- развивает все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивает психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществляет сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создает атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Существуют различные виды логосказок. В своей работе мы применяем фонетические, которые уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки. Приведем пример логосказки для автоматизации звука Л в речи. Это старая сказка на новый лад.
Все дети знают и любят русскую народную сказку «Репка». Взяв за основу ее сюжет, мы дали персонажам новые имена, насыщенные автоматизируемым звуком. В результате многократного повторения и самостоятельных действий с предметами процесс автоматизации звука проходит эффективнее для педагога и занимательнее для ребенка.
Посадил дед Слава лук. Тянул, тянул, вытянуть не может. Позвал дед Слава бабу Клаву: «Баба Клава, иди лук тянуть». Баба Клава за дедом Славой, тянут, вытянуть не могут. Позвала баба Клава внучку Светлану: «Светлана, иди лук тянуть». Светлана за бабой Клавой, баба Клава за дедом Славой, тянут, вытянуть не могут. Позвала Светлана собаку Шалуна: «Шалун, иди лук тянуть». Шалун за Светланой, Светлана за бабой Клавой, баба Клава за дедом Славой, тянут, вытянуть не могут.
Позвал Шалун кошку Лапку: «Лапка, иди лук тянуть». Лапка за Шалуном, Шалун за Светланой, Светлана за бабой Клавой, баба Клава за дедом Славой, тянут, вытянуть не могут. Позвала Лапка мышку Малышку: «Малышка, иди лук тянуть». Малышка за Лапкой, Лапка за Шалуном, Шалун за Светланой, Светлана за бабой Клавой, баба Клава за дедом Славой, тянут, и вытянули лук. Вот и сказке конец, а кто слушал, молодец!
Таким образом, использование логопедических сказок делает коррекционно – развивающую работу на всех ее этапах более эффективной для педагога и способствует развитию у детей с речевыми нарушениями всех компонентов речи.
ЛИТЕРАТУРА
- Адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи, ЦДК профессора Баряевой Л.В., под общей редакцией Л.В. Лопатиной, 2014г.;
- Игровые логопедические занятия по мотивам сказок. 5 – 7 лет/ авт. – сост. О. В. Тырышкина. – Изд. 2- е, перераб. – Волгоград: Учитель. – 224с.
- Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками/ Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой, - Спб.: КАРО, 2009 год, 256 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи
Цель: Создать позитивное отношение к культурно-гигиеническим навыкам....
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.
Использование ЛЕГО-конструирования в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ И РЕЧИ.
Русские народные сказки - поистине богатство нашего народа. они являются гениальными произведениями народного творчества и издавна составляют элемент народной педагогики....
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи. (Возрастная группа 4-7 лет)
Составлена на основе «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет.» Издание третье, переработа...
«Умные резиночки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Цель данной методической разработки: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования, а именно: «резиночки для волос».Игры с нестанда...
«Тактильные дощечки» в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи (методическая разработка)
Развитие мелкой моторики (гибкость и точность движений пальцев рук) и тактильной чувствительности – мощный стимул развития у детей восприятия, памяти, мышления, речи. Пособие «тактильные д...
«Коррекционная работа с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи в контексте реализации ФГОС ДОУ».
Из опыта работы с детьми ТНР....