«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Тимербулатова Татьяна Владимировна

«Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых групп дошкольных учреждений).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл t._timerbulatova_prakticheskoe_primenenie_novaya.docx72.66 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №346 комбинированного вида»

Ново-Савиновского района г. Казани

«Практическое применение нетрадиционных

технологий в коррекционной работе с детьми,

имеющими нарушения речи»

(методические пособие

для учителей-логопедов, воспитателей логопедических

и массовых групп дошкольных учреждений)

Составила: учитель-логопед

высшей квалификационной

категории д/с № 346

Тимербулатова Т. В.

2016 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Современные представления об общем недоразвитии речи.

  1. Понятие об общем недоразвитии речи………………………………...….7
  2. Характеристика дошкольников с ОНР……………………........................8

Глава 2. Место пальчиковой гимнастики, самомассажа и цветотерапии

в логопедической практике

2.1 Использование приемов самомассажа в коррекционной работе с детьми с ОНР……………………………………………………………………………….11

2.2 Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детской речи……………14

2.3 Использование элементов цветотерапии и самомассажа в работе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР…………………………………….15

Заключение…………………………………………………………….………..22

Список литературы…………………………………………………………….23

Приложения……………………………………………………………………..25

        Федеральный  государственный образовательный стандарт ставит  перед дошкольным образованием задачу создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности. Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценности личности.  Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека. Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия.

        Учёные, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук (М.М. Кольцова).

       Так, на основе проведённых опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы (Л.В. Фомина).

       М.М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых

областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее, от пальцев. Поэтому необходимо стимулировать речевое развитие детей путём тренировки движений пальцев рук.

       Наиболее эффективным средством развития мелкой моторики у детей является пальчиковая гимнастика. Практический материал для проведения пальчиковой гимнастики разработан многими авторами: Цвынтарный В.В. [34], Толбанова А.С. [32], Белая А.С., Мирясова В.И. [2], Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. [15], Лопухина И.С. [21], Пикулева Н.В. [25], Новотворцева Н.В. [23] и др.

        Так, Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. в книге «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика» приводят примерный комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики и дают образцы упражнений для кисти и пальцев рук.[15]

        В книге Цвынтарного В.В. «Играем пальчиками и развиваем речь» содержится материал по выполнению фигурок из пальцев и палочек.[34]

        Новотворцева Н.В. в книге «Учимся писать. Обучение грамоте в детском саду» представляет материал, содержащий игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики и физические упражнения для развития детской руки.[23]

        В учебном пособии Бачиной О. В., Коробовой Н. Ф. «Пальчиковая гимнастика с предметами» предлагаются комплексы пальчиковой гим-настики для развития и совершенствования движений пальцев рук.[1]

        В книге Большаковой С. Е. «Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения» рассматриваются проявления и причины наруше-ний сложно-координированных движений рук. Предлагаются тесты

для обследования состояния общей и мелкой моторики, произвольно-го торможения, координации движения рук и ног. Даются рекоменда-ции для организации занятий.[5]  

       В книге Ермаковой И. А. «Развиваем мелкую моторику у малы-шей» представлены пальчиковые игры, комплексы упражнений и массажа для развития мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.[12]

     

       В пособии Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Хлоп-топ: Не-традиционные приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6-10 лет» предлагается ряд нетрадиционных тренировочных упражнений для всестороннего воздействия на ребенка с нарушением речи.[16]

        Многие авторы отмечают также,  что благоприятное воздействие наряду с развитием движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, который стимулирует кинестетические ощущения мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, в определенной степени нормализует мышечный тонус данных мышц, а также вместе с пальчиковой гимнастикой стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

        Кроме того, особого внимания заслуживает метод, который также

является одним из эффективных направлений, и успешно может быть использован в  коррекционной работе по психическому и физическому оздоровлению детей. Это метод цветотерапии.

        Работу по тренировке движений пальцев рук и самомассажу можно проводить и с детьми, у которых развитие речи происходит своевременно, но особенно она необходима для детей, имеющих общее недоразвитие речи. К сожалению, количество таких детей с каждым годом не уменьшается, а растёт.

        Но более высокие и эффективные результаты даёт в работе с

детьми с ОНР применение не одного, а сразу нескольких методов, сочетание нескольких технологий: пальчиковой гимнастики, приемов самомассажа и элементов цветотерапии.

        Итак, в книгах многих авторов представлены разработки, в которых освещаются проблемы совершенствования мелкой моторики, проведения

пальчиковой гимнастики, использования элементов самомассажа, но каждого отдельно.

         В данном пособии предпринята попытка объединить все эти методики и комплексно их использовать в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР: развитие мелкой моторики, артикуляционного аппарата в  сочетании с элементами самомассажа и цветотерапии.

         Представленные в данном пособии материалы могут быть  ис-пользованы учителями-логопедами, а также воспитателями речевых и массовых групп дошкольных учреждений.

       

Глава 1

Современные представления об общем недоразвитии речи.

1.1 Понятие об общем недоразвитии речи.

         Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи, было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др.) в 50 – 60 – е гг. ХХ в.

         Под недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне речи.

        Общее недоразвитие речи может наблюдаться при наиболее сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии, а также ринолалии, дизартрии – в тех случаях, когда выявляются одновременно недостаточность словарного запаса, грамматического строя и пробелы в фонетико – фонематическом развитии.

         Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. При ОНР отмечается позднее начало речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Речевое недоразвитие выражается у детей в разной степени,это может быть лепетная речь, отсутствие речи и развернутая речь с элементами  фонетико – фонематического или лексико – грамматического недоразвития. [20]

        По степени тяжести проявления дефекта условно выделяют четыре уровня общего недоразвития речи. Первые три уровня выделены и подробно описаны Р.Е. Левиной,  четвертый уровень представлен в работах Т.Б. Филичевой.

1.2  Характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи

       Современный ребенок к пяти годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой ребенок правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от 4 до 5 тысяч слов.

       Иная картина наблюдается при общем недоразвитии речи. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединять слова и фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных комплексов (му – му, ав, ту – ту) до развернутой речи с элементами            фонетико – фонематического и лексико – грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. [20].

       Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают  сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

     У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

     Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности мышления. Обладая в целом полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии словесно-

логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

    Наряду с общей  соматической  ослабленностью и замедленным развитием локомоторных функций, им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

     Дети с общим недоразвитием речи отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность  элементов действия, опускают его составные части. Например, перекатывание мяча с руки на руку, передача его с небольшого расстояния, удары об пол с попеременным чередованием; прыжки на правой и левой ноге, ритмические  движения под музыку.

    Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. У значительного большинства детей с общим недоразвитием речи пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Такие дети держат ложку в кулаке. [20] Им трудно показать отдельно только один палец, затем два, три, четыре, пять.

     Они не любят играть с конструктором и мозаикой. На занятиях по изодеятельности  плохо разминают пальцами пластилин. Неправильно держат кисточку и карандаш. При рисовании или закрашивании не умеют менять направление линии при помощи движений пальцев,  а поворачивают лист бумаги или рисуют слишком маленькие предметы (из – за жесткой фиксации кисти при рисовании). При  штриховки фигуры, часто вылезают за её контуры.

     Таким детям трудно ориентироваться на листе. Они не видят строчку, не выделяют клеточку. Постоянно путают и долго не могут запомнить, где левая сторона, а где правая.

     Опыт показывает, что у детей с ОНР, как правило, отсутствуют бытовые навыки. Им трудно застегивать и расстегивать пуговицы, крючки, «молнии», завязывать шнурки, самостоятельно снимать и надевать одежду.

Глава 2

Место пальчиковой гимнастики, самомассажа и цветотерапии

в логопедической практике

2.1 Использование приемов самомассажа в

коррекционной  работе с детьми с ОНР.

        Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди детей дошкольного возраста распространенным речевым нарушением является общее недоразвитие речи, которое имеет тенденцию к значительному росту. Общее недоразвитие речи, характеризующееся моторными нарушениями, а также отклонениями в развитии движений пальцев рук, предполагает при его коррекции применение самомассажа, который рассматривается как один из методов коррекционной работы в логопедии.

   Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком страдающим речевой патологией.

     Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

      В практике логопедической работы использование приёмов самомассажа весьма полезно по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться с детьми после утренней гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна. Самомассаж также может быть включён в логопедическое занятие, при этом приёмы самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.

      Длительность одного сеанса самомассажа для детей дошкольного возраста может составлять 5-10 мин. В один сеанс самомассажа может быть включено лишь несколько приёмов.

       Дети обучаются приёмам самомассажа под руководством логопеда. Перед выполнением приёмов самомассажа дети должны принять спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках или находиться в положении лёжа (например, в кроватках после дневного сна). Обучая детей самомассажу, логопед показывает каждый приём на себе и комментирует его.

      Дети выполняют массажный приём самостоятельно, вначале при наличии зрительного контроля (зеркало), а затем и без него. Когда приёмы самомассажа будут освоены детьми, возможно проведение движений под стихотворный  текст или специально подобранную тихую музыку в медленном ритме. Этот метод особенно полезен, поскольку обеспечивает тактильно проприоцептивную стимуляцию в определенном ритме, что в целом способствует формированию чувства ритма, которое в своей основе имеет моторную природу.

         Процедура самомассажа проводится в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, мимических мышц лица, губ, языка.

          Во время выполнения движений у ребёнка не должно быть ощущений дискомфорта, напротив, все движения самомассажа должны приносить ребёнку удовольствие.  

         Движения самомассажа различаются по силе воздействия (глубокие и медленные – седативные, поверхностные и быстрые – тонизирующие) и по типу воздействия (поглаживающие, растирающие, разминающие, вибрационные, надавливающие, похлопывающие).

        Самомассаж может выполняться с предметами (бусы, шарики, орешки, шестигранные карандаши и т.д.) и без предметов; с использованием кремов и ароматических масел и без них. Применение логопедом самомассажа с использованием ароматических масел должно быть обязательно согласованно с лечащим врачом по поводу наличия у ребенка аллергии. Кроме того, перед проведением самомассажа необходимо проявить осторожность. Логопед должен очень тщательно собирать анамнез и подробно изучать медицинскую документацию каждого ребенка.

2.2 Влияние пальчиковой гимнастики на развитие детской речи.            Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

       Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

       Ребёнок учиться концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

       Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

       Развивается память ребёнка, так как он учиться запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

       У ребёнка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет "рассказывать руками" целые истории.

       В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

2.3. Использование элементов цветотерапии и самомассажа в работе по развитию мелкой моторики у детей с ОНР.

           Цветотерапия - это наука, изучающая свойства цвета.

            Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют важнейшую функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам  центральной нервной системы.

Учёные доказали, что, изменяя цветовой режим можно воздействовать на функции нервной вегетативной системы, эндокринных желёз  и другие жизненно важные органы и процессы в организме.

              Даже вода, налитая в бутылки разного цвета, под воздействием лучей солнца приобретают определённые химические свойства и может быть использована в медицине.

            Даже употребление овощей и фруктов нужного цвета, а также ношение одежды определенных цветов тоже могут дать положительный терапевтический эффект.

            Мнение специалистов, проводимых клинические испытания этого метода, однозначно метод чрезвычайно перспективен.

            При высокой эффективности метод лишён негативных качеств лекарственной терапии: не аллергизирует, не токсичен, не вызывает зависимость и привыкание.

            Но не только врачам, но и педагогам тоже необходимо владеть элементарной информацией о цветотерапии и использовать эти данные в учебно-образовательном процессе, коррекционной педагогике.

            Эта методика была известна ещё в те времена, когда о таблетках и не слышали. Её основы были заложены на Востоке (Индия, Китай)  в IV - III тысячелетии до н.э.,  где для лечения и профилактики различных заболева-ний,  в том числе связанных с эмоциональном напряжением, успешно применялись цветные кристаллы природных минералов.Отдавали должное цветотерапии и такие выдающиеся врачи и учёные прошлого, как Гиппократ, Авиценна, Парацельс.

             Но воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуаль-но, оно носит избирательный характер, и педагогам необходимо это учитывать в работе.

             Красный. Обладает резко выраженным психостимулирующим эффектом. Активизирует деятельность практически всех органов и систем организма.

             Эти реакции вполне закономерны, т.к. в процессе эволюции человека обилие красного цвета ему приходилось наблюдать при пожарах, извержении вулканов, при особенно ярких закатах и восходах солнца - предвестниках резкого ухудшения погоды и т.д. Ответной реакцией организма в подобных ситуациях является резкая мобилизация ресурсов организма, состояние готовности к возможной борьбе за выживание. Поэтому использование красного цвета вызывает комплекс аналогичных реакций.

Этот цвет повышает иммунитет, жизнестойкость и активность, помогает избавиться от страхов, укрепляет оптимизм и решительность, ускоряет кровообращение, учащает сердцебиение, дыхание, повышает обмен веществ, мышечную силу, выносливость, устраняет застойные явления.

              Жёлтый.  Это цвет солнца. Это жизнь и тепло .Он мягко стимулирует, повышая работоспособность, активизирует вегетативную нервную систему, улучшает настроение.

             Оранжевый.  Красный, смешенный с жёлтым, оказывает общеукрепляющее действие на весь организм, активизирует физическую и интеллектуальную деятельность, способствует регенерации нервной и мышечной ткани, повышает аппетит, мышечную силу.

             Эти реакции тоже вполне закономерны: оранжевый – цвет

восходящего солнца, дающий импульс к восприятию новых идей и их реализации. Оранжевый цвет помогает лучше адаптироваться и избежать депрессии.

             Стимулирующее воздействие оранжевого цвета отличается от возбуждающей энергии красного.

             Крупнейший русский невропатолог В. М. Бехтерев исследовал влияние цветовых ощущений на скорость психических процессов. Опыты показали, что близкие тепловой части спектра красные цвета производят тонизирующее действие, розовый тонизирует при подавленном состоянии, а жёлтый цвет, цвет радости, нейтрализует негативные действия.

            По данным французского учёного Фере, при облучении кисти человека различными лучами меняется сила сжатия кисти: под действием оранжевого цвета она увеличивалась в 1,5 раза, а красного - в 2 раза по сравнению с обычными условиями.

            Зелёный.  Находится в середине спектра, между тёплыми и холодными тонами, поэтому он одновременно и освежает, и успокаивает. Это символ возрождения (цвет молодой листвы), цвет комфорта, создаёт хорошее настроение. Поэтому, когда человек утомлён, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зелёному лесу, лугу, зеленовато - голубой воде. Зелёный цвет оказывает благотворное влияние на соматически

ослабленных детей, при лечении воспалений, при ослабленном зрении. К важнейшим реакциям на этот цвет относят релаксацию, нормализацию сердечного ритма, снятие спазмов сосудов, стабилизацию эмоций. Прекрасное успокаивающее средство при хронических заболеваниях.

           Синий.  А это цвет неба после захода солнца, перед наступлением темноты. Оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет, снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения.

           Голубой.  Тонизирующий цвет. Действует также, как жёлтый:

увеличивает физическую и интеллектуальную активность, уравновешивает процессы торможения и возбуждения (в обычной практике отмечено, что голубой цвет оказывает тормозящее действие при состоянии психического возбуждения), повышает работоспособность, обладает бактерицидным действием. Это обусловлено голубым цветом неба в утренние и вечерние часы при жёлтом солнечном свете.

           Но оказывается благотворно влияют на организм и сочетания цветов.

          Зелёно - голубой.  Успокаивающий эффект: снимает напряжение, успокаивает нервную систему. Поэтому их можно использовать в работе с детьми с гиперфункцией, чересчур подвижных и энергичных для снижения уровня гиперактивности в период занятий.

          Для детей с эписиндромами можно использовать сине-зелёную гамму, т.к. она даёт резкий успокаивающий эффект, лечит истерию, реактивные состояния, способна предотвратить эпилептический приступ.

          Сине-зелёно-чёрный.  Нормализует артериальное давление, устраняет тахикардию, одышку. Поэтому может быть использован в период ремиссии у детей, страдающих хроническими бронхитами, гайморитами.

          Сине-белый.  Мягкий успокаивающий эффект, придаёт чувство свежести, опрятности, чистоты. Можно использовать на занятиях с детьми с повышенным слюноотделением для более быстрого включения механизма сглатывания при дизартрии, где присутствует неряшливость, неопрятность.

Жёлто-зелёный.  Успокаивает нервную систему, положительно воздействует на органы дыхания, поэтому может оказать благотворное влияние на формирование направленной воздушной струи.

          Бело-красный.  Повышает энергетический потенциал,

активность. Поможет в работе с детьми заторможенными, медлительными, пассивными.

          Пурпурный (синий + красный) используется при лечении острых и хронических заболеваний дыхательных путей. Если ребёнок пришёл после

ангины, ОРЗ использование на занятиях этого цвета может помочь ребёнку восстановиться после перенесённого заболевания.

           Итак, во время проведения пальчиковой гимнастики можно использовать элементы самомассажа и цветотерапии. Для этого нужно подобрать предметы и изготовить наглядные пособия различного цвета и цветовых сочетаний. Из них создать комплекты, каждый из которых будет иметь свою единую цветовую гамму.

          Для речевого оформления игровых ситуаций все стихи и рифмовки можно оформить в виде цветных карточек с картинками по названиям игр.

          Для выполнения самомассажа руками: «Вымоем руки», «Соберём с веточки ягодки» - растирание, «Комарики» - щипковые, «Цыплята» - точечные, «Футбол»,                                                          

«Барабан» - похлопывание, «Кисонька» - поглаживание.

            Каждый комплект карточек должен быть выполнен так же в единой цветовой гамме: синей, зелёной, красной, голубой, жёлтой или жёлто-зелёной, сине-белой, сине-зелёной, зелёно-голубой, бело-красной и т.д.

            Самомассаж можно выполнить не только руками, но и при помощи различных предметов: шариков, шестигранных карандашей, бус.

            Шарики.  Упражнения выполняются по мере усложнения сначала с 1-м шариком, затем с 2-мя (перекатывание).

            С одним:

а) между ладонями

б) между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней

стороной ладони другой руки

в) на столе - ладонью и каждым пальчиком

            С двумя:      

а) между ладонями

б) каждым пальчиком одной руки

в) на столе - ладонями (обеими одновременно)

г) на столе - каждым пальчиком (обеих рук одновременно)

            Карандаши (вращение, перекатывание):

а) между большим и остальными пальчиками одной руки

б) между ладонями - одного, затем двух карандашей

в) с продвижением вертикальным до вершины карандаша

г) с горизонтальным продвижением от основания ладоней до кончиков пальцев

д) точечные вращательные движения

            Бусы.

а) перекатывание между большим и остальными пальцами (по очереди) одной руки

б) на столе - всеми пальцами и ладонью (надавливание, перекатывание, вращательные движения

в) «Дорожки» - «наступать» на бусинки каждым пальчиком по очереди, нажимая «бегать» двумя пальчиками по бусинкам, нажимая на них

г) «Пианино» - нажимать на «клавиши» всеми пальчиками одновременно.

            Прищепки.

Механическое сдавливание подушечек пальцев, направлено на активизацию незрелых клеток коры головного мозга и может быть использовано в сочетании с массажем лицевой и оральной мускулатуры, либо пальчиковой гимнастикой. Показаниями к применению этого вида работы являются: глубокие задержки психоречевого развития, личностные нарушения у детей с чертами инфантилизма, ДЦП.

             Разработана схема проведения (продолжительность процедуры от 3-5 минут до 7-10):

1-3 дни - большой палец

4-6 дни - большой и указательный

7-9 дни - большой, указательный, средний.

             Затем нагрузки снижаются до минимальных по той же схеме.

Этот приём заимствован из опыта работы экспериментальной клинической лаборатории для детей инвалидов

в институте физкультуры г. Москвы. Он был                                                                      

адаптирован и прошёл успешную апробацию в детском психоневрологическом санатории №65.

              Резинки.

В комплексе упражнений пальчиковой гимнастики на сопротивление можно использовать резинки разной степени упругости:

а) надетые в виде восьмёрки на разводящие пальцы

б) соединяющие три пальца в щепоть.

              Они усиливают двигательные кинестезии, способствуют наращиванию мышечной силы, формированию ритма движений.

              Важную роль в формировании правильного произношения звуков играет чёткая, точная, координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба).

              Нередко у детей во время разговора возникает мышечная напряжённость в органах артикуляции. Это оказывает отрицательное влияние на процесс формирования звукопроизношения. Поэтому наряду с проведением артикуляционной гимнастики необходимо обучать ребёнка самомассажу губ и языка, расслабляющим упражнениям, которые помогут снять чрезмерное напряжение с органов артикуляции и научат детей ощущать движения языка, губ, челюсти.

I Игра «Загадочные рисунки» (схемы):

а) язычок погладим ласково губами

б) а затем постукаем бережно губами

в) язычок погладим ласково зубами

г) нежно похлопаем (покусаем) мы его зубами

д) и опять погладим ласково зубами

е) а потом похлопаем бережно губами

ж) и в конце погладим ласково губами.

II Игра «Расческа»  

а) обнять верхними зубами нижнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской

б) обнять нижними зубами верхнюю губу, «причесать» губу зубами, как расчёской.

Заключение

     Одной из задач комплексного психолого – логопедического, педагогического и лечебно – оздоровительного воздействия на дошкольников с речевыми расстройствами является формирование, развитие и коррекция их неречевых процессов и речевой функциональной системы.

      Мои наблюдения и сравнительная диагностика за несколько лет показали, что включение пальчиковой гимнастики в сочетании с самомассажем кисти и пальцев рук и использованием при этом элементов цветотерапии в систему коррекции по преодолению общего недоразвития речи у детей способствует большей результативности логопедической работы.

      Предложенный к ознакомлению практический материал в течение нескольких лет был апробирован в коррекционной логопедической работе с детьми 5 - 7 лет, имеющих общее недоразвитие речи.

      Все упражнения пальчиковой гимнастики и приёмы самомассажа преподносятся в виде игры с весёлыми стишками, в том числе авторскими.

      Практика показала, что дети, увлекаясь игрой, стараясь как можно лучше соблюсти её условия, не замечают, что их учат.

      Занимательные по сюжету, понятные детям тексты стишков, быстро запоминаются ими. Дети с большим желанием и удовольствием выполняют все упражнения.

      А использование при этом воздействия цвета помогает снизить чрезмерную возбудимость у гиперактивных детей и, наоборот, повысить тонус детей заторможенных, вялых, малоактивных.

     

Список литературы

1. Агранович З. Е. Преодоление недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб., 2014.

2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.-М., 2006.

3. Атемаскина Ю. В., Богославец Л. Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. СПб., 2011.

4. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики: развитие мелкой моторики. М., 2011.

5. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: игры и упражнения. –М., 2006.

6. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Мяч и речь:Игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики.-СПб., 2003.

7. Галкина Г.Г., Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить: Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей.-М., 2007.

8. Гимнастика для пальчиков. – М., 2002.

9. Дедюхина Г.В. , Яньшина Т.А. , Могучая Л.Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3 - 5 лет, страдающими детским церебральным параличом. - М., 2001.

10. Дьякова Е. А. Логопедический массаж. - М ., 2003.

11. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей.-СПб., 2006

12. Жукова О. Развитие руки: Просто, интересно, эффективно.//Дошкольное воспитание.-2006.-№11.

13. Забалуев А.А. Физкультминутки на каждый день.-Казань,2001.

14. Ковалько В. И. Азбука физминуток для дошкольников. М., 2010.

15. Коноваленко В.В. , Коноваленко С.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. - М., 2001.

16. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп – топ: Нетрадиционные

приемы коррекционной логопедической работы с детьми 6 - 10 лет. –М.,

2003.

17. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Хлоп-топ-2:Нетрадиционные прие-мы коррекционной логопедической работы с детьми 6-12 лет.-М., 2004

18. Лалаева Р. И. , Серебрякова Н. В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. - Ростов н/д , 2004.

19. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников.-М., 2004.

20. Морозова Н. Ю. Как преодолеть заикание.-М., 2002.

21. Метельская Н. Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М., 2014.

22. Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на заняти-ях в детском саду.-СПб., 2006.

23. Пикулева Н.В. Игры с пальчиками. - М., 2000.

24. Поваляева М.А. Справочник логопеда. - Ростов - на - Дону, 2002.

25. Репина З.А. , Буйко В.И. Уроки логопедии. -Екатеринбург, 2001.

26. Рудик О. С. С детьми играем – речь развиваем. М., 2013.

27. Светлова И. Развиваем мелкую моторику. М., 2012.

28. Степанова О. А. Справочник учителя – логопеда ДОУ. М., 2009.

29. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2012.

30. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. М., 2010.

31. Чевычелова Е. А. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет. Волгоград, 2012.

32. Шарафеева А. А. Логопедический массаж: Метод. пособие. М., 2009.

33. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании.-М.,2006.

34. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. 1-3 года.-М.,2007.

                                                 

 Приложение 1

Самомассаж кисти и пальцев рук.

1. Игра "Вымоем руки"

а) растирание ладоней движениями вверх-вниз

б) растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев

в)надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки

г) разминание, затем растирание каждого пальца поперёк

2. Игра "Соберём ягоды"

разминание, затем растирание каждого пальца вдоль.

3. Игра "Комарики"

Тары, тары

летали комары.

Летали, кружились,

в ладошку вцепились.

щипковые движения большого и указательного пальцев одной руки на тыльной стороне и ладони другой руки.

4. Игра "Цыплята"

Цыплят мама позвала,

Она им зёрнышки нашла.

Цыплята весело бегут,

Цыплята зёрнышки клюют.

надавливание ноготком указательного пальца одной руки на ладонь другой руки.

5. Игра "Карандаши"

а)растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий

б)надавливание не заточенным карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

6. Игра "Колобки"

а) шарик положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп

б)шарик положить между тыльной стороной ладони одной руки и внутренней стороной ладони другой, делать круговые движения

Пекарь, пекарь, из муки

Испеки нам колобки.

Да сушки - Ванюшке,

Да баранки - Танюшке,

Да бублики - Гришке,

Да крендель - Маришке.

в)шарик положить на стол, делать круговые движения на столе ладонью, затем каждым пальчиком отдельно (правой, левой)

Пять маленьких мышек

Забрались в кладовку.

В бочонках и банках

Орудуют ловко.

Медком угощается первая мышка.

На сыр забралась вторая малышка.

А третья в горшок со сметаной упала.

Четвёртая с тарелки всё масло слизала.

А пятая в миску с крупою попала.

Мышка зёрнышко нашла.

И на мельницу снесла.

Намолола там муки,

Испекла всем пирожки.

Мышонку - с капустой,

Мышонку - с картошкой,

Мышонку - с морошкой.

Для большого толстяка -

Аж четыре пирожка.

г) два шарика положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп.

Две свинки в загоне

У фермера жили

И между собой

Толстушки дружили.

д) два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно правой и левой ладонями.

У каждой росло

По пять ребят.

Пять весёлых

Смешных поросят.

е) два шарика положить на стол, делать круговые движения на столе одновременно пальчиками правой и левой руки.

Два пухлых поросёнка купаются в пруду.

Два ловких поросёнка играют в чехарду.

Два сильных и высоких играют в баскетбол.

Два самых быстроногих бегут играть в футбол.

Два маленьких, весёлых танцуют и поют.

Потом все поросята обедать в дом идут.

Два пухлых поросёнка готовят винегрет.

Два ловких и умелых готовят всем омлет.

Два сильных и высоких в столовой моют пол.

Два аккуратных ставят еду на чистый стол.

Два маленьких весёлых всем песенки поют.

И снова поросята гурьбой гулять идут.

7. Игра "Весёлые бусинки - дорожки"

пальчики по очереди "бегают" по дорожкам из бусинок :

а) указательный и средний

Немного бусинок возьму

Выложу дорожкой.

Пусть побегают по ней

пальцы друг за дружкой.

б)средний и безымянный

Вот дорожка - красота

Вся из бусинок она.

Пальчики по ней бегут

И ничуть не устают.

в) безымянный и мизинец

Бегу я по дорожке

Бегу, бегу, бегу.

Побегаю немножко,

А после отдохну.

8. Игра "Волшебное пианино"

пальчики, нажимая на клавиши из бусинок, имитируют движения игры на пианино.

Вы видали, Таня, Нина?

Бусинки как пианино.

Клавиши заметные,

Бусы разноцветные.

Приложение 2

Нетрадиционные игровые упражнения,

совершенствующие артикуляционную моторику.

Упражнение с ложкой

  1. Чайную ложку зажать в кулак и приставить к углу рта, толкать языком в вогнутую сторону ложки влево и вправо, соответственно поворачивая руку с ложкой.
  2. Толкать ложку в вогнутую часть вверх и вниз.

Ложку чайную возьмем,

В кулачок ее зажмем.

Ложкой будем мы играть

Язычок на помощь звать.

Язычок у нас силач,

Превращается в толкач.

Ложку он толкает смело

И направо и налево.

Вверх толкни и вниз толкни.

Что устал? Ну, отдохни!

  1. Тоже, но подталкивать ложку в выпуклую часть.
  2. Язык – «Лопаточка». Похлопывать выпуклой частью чайной ложке по языку.

Посмотри – язык «лопаточкой».

     Он широкий, равный, гладкий.

Ложка хочет поиграть                                                    

И как мячик поскакать.

  1. Толчками надавливать краем ложки на расслабленный язык.

Язычок мы расслабляем,

Краем ложки нажимаем.

  1. Ложкой, выпуклой стороной плотно прижатой к губам, сложенным трубойкой, совершать круговые движения по часовой и против часовой стрелки.
  2. Губы растянуть в улыбку. Выпуклой частью чайной ложки совершать круговые движения вокруг губ по часовой стрелке и против.

Ложку чайную возьми,

По губам ты проведи.

Была «трубочка» сначала,

А потом «улыбка» стала.

  1. Взять по чайной ложечке в правую и левую руку и совершать легкие похлопывающие движения по щекам снизу вверх и сверху вниз.

По щекам пройдись ты ложкой,

И похлопай их немножко.

Снизу вверх и сверну вниз,

     Да смотри не ошибись.

  1. Круговые движения чайными ложками по щекам (от носа к ушам и обратно)

     Ложка кружит по щекам,

Бежит от носика к ушам,

А потом наоборот

От ушек к носику идет.

  1. Похлопывание чайными ложками по щекам обеими руками одновременно от углов растянутого в улыбке рта к вискам и обратно.

Ложка, словно звонкий мяч,

Весело пустилась вскачь.

Скачет ложка по щекам,

Скачет тут и скачет там.

Упражнение с шариком.

  1. Двигать шарик по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук веревке языком вправо – влево.
  2. Двигать шарик по вертикально натянутой веревочке вверх.
  3. Толкать языком шарик вверх – вниз, веревка натянута горизонтально.
  4. Язык – «Чашечка», цель – поймать шарик в «Чашечку».
  5. Ловить шарик губами, с силой выталкивать, выплевывать его.
  6. Поймать шарик губами. Сомкнуть насколько это можно, губы и покатать шарик от щеки к щеке.

Рассказывать скороговорки с шариком во рту, держа руками веревочку.

Упражнение с двумя шариками.

  1. Двигать поочередно шарики вправо и влево по горизонтально натянутой руками веревке.                                                          
  2. Веревка натянута горизонтально, шарики толкать поочередно вверх и вниз.
  3. Веревка натянута вертикально, быстро подталкивать нижний шарик вверх
  4. Ловить оба шарика в «Чашечку».
  5. Поймать шарики губами и расположить их во рту так, чтобы один оказался за правой щекой, а другой за левой. Напрягая щеки, толкать шарики.

                                                                                                           Приложение 3

I.Самомассаж мышц головы и шеи.

1. «Я хороший»

    Расположить ладони обеих рук на области головы, ближе ко лбу, соединив пальцы в центре, и затем провести ладонями по волосам, опускаясь вниз через уши и боковые поверхности шеи к плечам. Движения рук должны быть одновременными, медленными, поглаживающими.

     

    Я хороший , я пригожий

    Посмотрите я какой.

    Мама гладит по головке

    Нежной, ласковой рукой.

2. «Наденем шапочку»

    Исходное положение рук то же. Движения обеих ладоней вниз к ушам, а затем по переднебоковой части шеи к яремной ямке.                                      

                                         

    Стало холодно гулять,

    Шапку надо надевать.

    Шапочку без лени

    На голову наденем.

3. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху вниз в

  области горла попеременно то правой, то левой рукой.

4. Медленно поглаживать шею ладонями обеих рук сверху от околоушной области лица по боковой поверхности шеи до подмышечных впадин (одновременно обеими руками).

5. Положить обе руки на заднюю часть шеи, близкую к                                                      

затылку, затем руки медленно скользят по боковой части шеи до подмышечных впадин.

Дополнительно можно использовать для расслабления шейных мышц упражнения :

а) голову уронили вперёд - "уснули"

б) голову запрокинуть слегка, движения вправо - влево, вниз

в)голову опустили, потом уронили - "уснули"

                   II. Самомассаж мышц лица.

Направление движений пальцев:

1. "Рисуем дорожки" (рис. 1)

 от середины лба к вискам.

   

    Вот дорожки, посмотри

    Мы рисуем – раз, два, три.

    От середины лба к вискам,

   

Интересно это нам.

                                       

2. "Рисуем ёлочки" (рис. 2)

 от середины лба к ушным раковинам.                                    

    Ёлочки зелёные

    В густом лесу растут.

    На ёлочке иголочки

    Повсюду – там и тут.

3. «Рисуем яблочки»

    круговые движения от середины лба к вискам.

    Яблочки румяные

    Выросли в саду.

    Пойду нарву я яблочек,

    Ребяток угощу.

4. "Рисуем травку" (рис. 3)

 от бровей до волосистой части головы (обеими руками равномерно с обеих сторон).

    Травка выросла в саду,

    Я пойду её найду.

    Травку сочную сорву

  И Бурёнку накормлю.

5. «Рисуем брови»

По бровям от переносицы к вискам каждым пальцев поочерёдно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.

                                                             

    Наши брови как дуга,

    Как над речкой радуга.

    По ним проведём,

    Как по дорожке мы пройдём.

6. "Дедушкина борода" (рис. 4)

движения от подбородка с двух сторон к височным впадинам.

   

    Как у деда борода                                                                                              

    Борода, вот это да!

    Гладим слева, гладим справа,

    Чтоб ещё красивей стала.

7. "Съедем с горки" (рис. 5)

 от спинки носа к ушным раковинам.

    На горку мы пришли играть.

    Съедем с горки и опять.

    Съедем раз и съедем два,

    Не надоест нам никогда.

   

8. "Папины усы" (рис. 6)

от середины верхней губы до ушных раковин.

     Нарисуем мы усы,

     Как у папы, посмотри.

     Рисуют Слава, Тома, Сева

     Рисуют справа, рисуют слева.

                                                               

9. "Воздушный шарик" (рис. 7)

от середины лба вниз через височные впадины по щекам к середине подбородка.

    Шарик мы сейчас надуем,

    Пальчиками нарисуем.

    Этот шарик так хорош,

    Лучше шара не найдёшь.

10. "Змейка" (рис. 8)

от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа, через переносицу к середине лба, по лбу к височным впадинам.

      Змейка движется вперёд,                                                                                

      Нас с собою всех зовёт.

      Под губой, по носику,

      Как через лес и просеку.

         III. Самомассаж круговой мышцы глаза.

1. "Наденем очки" (рис. 9)

Поглаживание подушечками пальцев:

а) от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза,

затем по брови к виску

б) от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза, затем по верхнему веку к виску.

    Ищет бабушка очки                                  

   На кровати и в печи,

    На комоде и в углу,

    А очки у неё – на лбу!

2. «Глазки спят»

    закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки в течение 3 – 5 с.

     Тише, тише – глазки спят,

     Открываться не хотят.

     Пусть поспят ещё немножко

     И пойдём глядеть в окошко.

                     IV. Самомассаж мышц губ.

Лёгкие движения:

1. "Клювик"

а) по верхней губе от угла рта к середине

б) по нижней губе от угла рта к середине

    Птенцы клювики раскрыли

    И пищат они, галдят.                                  

    Ведь они не виноваты,

 Что всё время есть хотят.

2. "Грустный клоун" (рис. 10)

от середины верхней губы на подбородок.

    Клоун, клоун, ты загрустил?

   Ты устал и нету сил?

    Клоун, клоун не грусти,

    Сядь скорей и отдохни.

     

3. "Весёлый клоун" (рис. 11)

от середины нижней губы к углам рта.

    Нос картошкой и веснушки,

    Нет смешней его лица.

    На арену клоун вышел

    И смешит нас без конца.

4. "Капельки" (рис. 12)

лёгкое постукивание подушечками пальцев круговой мышцы губ (по часовой стрелке).

    На солнце тучка набежала,

    Стала капельки ронять.

    Раз, два, три, четыре, пять

    Будут капельки стучать.

5.  "Расчёска".

а)обнять верхними зубами нижнюю губу, "причесать" губу зубами, как расчёской.

б)обнять нижними зубами верхнюю губу, "причесать" губу зубами, как расчёской.

Необычная расчёска

У меня всегда с собой.

Если хочешь, я секретом

Поделюсь сейчас с тобой.

Зубы верхние причешут

Мою нижнюю губу,

Зубы нижние причешут

Мою верхнюю губу.

Вот и славно причесались,

Все довольные остались.

V. Самомассаж мышц языка.

1. "Утюг"

 поглаживание языка губами в прямом и обратном направлениях .

  Вот губами, как утюгом

  По язычку мы проведём.                                

 Язык расслабляется,

Он такой нам нравиться.

2. "Расчёска"

 поглаживание языка зубами в прямом и обратном направлениях

    Между зубами языком

    Вперёд – назад мы проведём.

    Язык расслабляется,

    Он такой нам нравиться.

3. "Загадочные рисунки (схемы)".

а)язычок погладим ласково губами,

б)а затем постукаем бережно губами,

в)язычок погладим ласково зубами,

г)нежно покусаем (похлопаем) мы его зубами,

д)и опять погладим ласково зубами,

е)а потом похлопаем бережно губами,

ж)и в конце погладим ласково губами.

VI. Вибрационный.

  Постукивание кончиками пальцев:

1. « Корова» (рис. 13)

от середины лба к ушам, одновременно тянуть на выдохе согласный М.

2. «Нонна ноет» (рис. 13)

от спинки носа к ушам, тянуть согласный Н.

3. «Вьюга» (рис. 13)

верхнее надгубное пространство , тянуть согласный В.

4. «Комар» (рис. 13)

под нижней губой, тянуть  согласный З.

5. «Жук» (рис. 13)

по верхней части грудной клетки, тянуть согласный Ж.

Таблица. Схема проведения самомассажа.

Часть лица

Направление движения

Название

Лоб

- от середины лба к вискам

- от середины лба к ушным раковинам

- от бровей до волосистой части головы

- по бровям от переносицы к вискам

-от середины лба через височные впадины по щекам к середине подбородка

«Рисуем дорожку»

«Елочки»

«Рисуем травку»

«Радуга»

«Воздушный шарик»

Нос

- от спинки носа к ушной раковине

«Съедем с горки»

Носогубная складка

- от крыльев носа к углам рта

«Папины усы»

Подбородок

- от подбородка с двух сторон к височным впадинам

- от середины подбородка по нижней губе, по носогубной складке, по боковым поверхностям носа, через переносицу к середине лба, по лбу к височным впадинам

«Дедушкина борода»

«Змейка»

Глаза

- от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза, затем: а) по брови к виску

                      б) по верхнему веку к виску

«Наденем очки»

Губы

- от угла рта к середине верхней губы и от угла рта к середине нижней губы

- от середины верхней губы на подбородок

- от середины нижней губы к углам рта

- вокруг круговой мышцы губ

- от середины верхней губы до ушных раковин

«Клювик»

«Грустный клоун»

«Веселый клоун»

«Капельки»

«Папины усы»

Шея

- от темени через уши и боковые поверхности шеи к плечам

- от темени через уши и по переднебоковой части шеи к яремной ямке

«Я хороший»

«Наденем шапочку»

Приложение 4

Занятие 1

(по развитию связной речи в старшей  группе)

Тема «Все части тела важны, все человеку нужны»

(для старшей группы с ОНР)

Цель: расширять и систематизировать знания и представления об окружающей действительности.

Программное содержание:

Задачи:

- образовательная: активизировать и расширять словарь по теме, учить детей различать и называть части тела человека, формировать связную речь, развивать грамматический строй речи;

- развивающая: развивать лексико-грамматический строй речи, общую двигательную активность, мелкую моторику рук, артикуляционную моторику, развивать внимание, память, мышление и воображение;

- воспитательная: прививать детям культурно-гигиенические навыки.

Словарная работа: активизировать употребление в речи детей названия частей тела: голова, глаза, губы, зубы, щеки, подбородок, виски, брови, скулы, нос, ноздри, уши, затылок, темя, лоб, шея, руки, ноги, грудь, живот, спина, локти, колени, ногти, пальцы.

Материал: коробка «посылка», игрушка «сундучок», аппликация «Великан и гном»; фрукты, овощи, продукты питания и их муляжи: апельсин, груша, виноград, банан, лимон, капуста, морковь, хлеб, конфеты; схемы для самомассажа губ и языка; картинки сказочных героев: Буратино, Бармалей, Незнайка, Красная шапочка, Баба Яга.

Предварительная работа: знакомство детей, чтение художественной литературы - К. И. Чуковский «Мойдодыр», наблюдения, рассказ логопеда, беседа.

Методы и приемы работы с детьми

Наглядные методы:

-наблюдение;

-демонстрация.

Практические методы:

-упражнения

Игровые методы:

-дидактическая игра

Словесные методы:

-рассказ

-беседа

Организационный момент

Сегодня мы начнем занятие с интересной игры «Покажите где». Я буду рассказывать стихотворение, а вы - внимательно слушать и показывать.

Есть на пальцах наших ногти, 
На руках - запястья, локти.
Темя, шея, плечи, грудь
И животик не забудь.
Есть колени, есть спина,
Но она всего одна.
Есть у нас на голове
Уха два и мочки две.
Брови, скулы и виски,
И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри,
Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой.
Вот что знаем мы с тобой!

(Дети, слушая стихотворение, последовательно показывают все называемые части тела).

Основная  часть

А сейчас я буду загадывать вам загадки. Вы будете их отгадывать и показывать на часть тела, которая была загадана.

Загадки

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно,

А друг на друга не глядят.

На ночь два оконца

Сами закрываются,

А с восходом солнца

Сами открываются. (Дети показывают на глаза)

Как вы думаете, ребята, для чего нужны глаза? (Ответы детей – для того, что бы видеть).

 Упражнения для глаз

Чтобы глазки были здоровы, необходимо делать специальную гимнастику.

Давайте проведем гимнастику для глаз.

  1. Игра «День – ночь».

На 3 – 5 сек. Закрыть глаза, затем широко открыть. Повторить 6-8 раз.

  1. Игра «Соринка».

Быстро моргать в течение 10-15 сек. Повторять упражнение 3 раза с интервалом 7-10 сек.

  1. Игра «Глазки играют в прятки».

Потереть ладони друг о друга и легко без усилий, положить на предварительно закрытые глаза на 30-40 сек. Затем опустить руки и открыть глаза. (Дети выполняют упражнения, повторяя за логопедом).

А теперь внимательно послушайте следующие загадки:

Два брата на одной голове живут.

Все слышат, а друг друга не видят.

У зверушки на макушке,

А у нас ниже глаз. (Дети показывают на уши)

Как вы думаете, ребята, для чего нужны уши? (Ответы детей – для того, что бы слышать).

Игра « Узнай по голосу»

Ребята, давайте поиграем. Встаньте в круг, водящий – в центре. Сжимая в ладонях массажный шарик, перекладывайте его из одной руки в другую, затем передайте по кругу соседу. (Дети слушают и выполняют задание).

Настя (Виталик, Оля и т.д.)

Ты стоишь в кругу.

Мы зовем тебя «Ау!»

Настя, глазки закрывай,

Кто позвал тебя узнай!

(Водящий закрывает глаза. Один из играющих, тот, в чьих руках оказался шарик, называет его имя, водящий должен определить по голосу, кто его позвал).

Следующая загадка

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным, гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым.  (Дети показывают на нос)

Как вы думаете, ребята, для чего нужен нос? (Ответы детей – для того, что бы дышать).

Игра «Узнай по запаху»

Вам предлагается с закрытыми глазами определить по запаху, что находится в баночках (апельсин, лимон, банан). Затем шерстяными ниточками выкладывайте на панно силуэты отгаданных фруктов. (Дети играют в игру).

Загадка

Там живет наш дружок,

Наш веселый язычок.  (Дети показывают на рот)

Как вы думаете, ребята, для чего нужен рот? (Ответы детей – для того, что бы кушать и разговаривать).

Артикуляционная гимнастика - самомассаж

(Проводится самомассаж губ и языка по рисункам – схемам).

Игра «Определи на вкус»

Вы должны с закрытыми глазами определить на вкус разные продукты. (Дети играют в игру и определяют на вкус: хлеб, конфеты, капусту, морковь, грушу, виноград).

Пальчиковая гимнастика

(Дети «рассказывают» руками стихотворение «Мы делили апельсин»).

Игра «Гномик и Великан» (образование имен существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами).

У Гномика ручки, а у Великана – ручищи.

У Гномика носик, а у Великана – носище.

У Гномика ножки, а у Великана – ножищи.

У Гномика глазки, а у Великана – глазищи.

Физминутка

(Дети выполняют упражнение с самомассажем головы, лица, шеи, груди, живота, рук, ног).

Начинаем по порядку необычную зарядку.

Для начала мы немножко разотрем свои ладошки.

Лоб мы будем растирать 1, 2, 3, 4, 5.

Каждому нужны из нас пара зорких ярких глаз.

Им массаж необходим, ими мы на мир глядим.

Нос не должен быть простужен, носик нам здоровым нужен.

А теперь потрем мы уши, уши нам, чтобы много слушать.

А сейчас довольно ловко помассируем головку.

И руками как расческой все поправим мы прическу.

Шею тоже мы погладим, по бокам и даже сзади.

Повнимательнее будь, ведь массируем мы грудь,

Чтоб не кашлять, не болеть, здоровье крепкое иметь.

Грудь погрели, ну и вот переходим на живот.

И по стрелке часовой гладим мы животик свой.

Руки тоже мы погладим, чтоб от пальцев до плечей,

Руки стали горячей.

Наконец погладим ножки, чтоб быстро бегать по дорожке.

Мы закончили зарядку, будет всё теперь в порядке.

Игра « У меня один, а у вас много» (образование множественного числа существительных)

У меня нос, а у вас - носы.

У меня затылок, а у вас - затылки.

У меня живот, а у вас - животы.

У меня лоб, у вас – лбы.

У меня рот, у вас – рты.

Задание от Незнайки

 Ребята, Незнайка прислал вам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Я вижу письмо и подарки.

Упражнение «Найди ошибку»

Локти нужны ногам. (Ответы детей - нет, локти нужны рукам)

Колени нужны рукам. (Ответы детей - нет, колени нужны ногам)

Упражнение «Волшебное зеркало» (формирование связной речи путем составления описательного рассказа о сказочном герое)

Посмотрите в «волшебное зеркало» и расскажите о том, кого вы там видите.

(Ребенок описывает сказочного героя, а остальные дети отгадывают, о ком он говорит).

Развитие творческого воображения и конструктивного праксиса

Давайте попробуем изобразить в аппликации героев разных сказок.  

(Коллективная работа детей «Любимые сказочные герои» - аппликация).

Итог занятия

Ребята, вы молодцы! Сегодня мы хорошо позанимались. Расскажите, что нового вы узнали из сегодняшнего занятия? (Ответы детей – сегодня мы узнали о частях тела, о том, для чего они нужны и как их беречь)

Занятие 2

(Индивидуальные, автоматизации звука «Ш»)

Тема «Сказка про Малыша – Крепыша»

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, предложениях, развитие фонематического слуха, совершенствовать мелкой и артикуляционной моторики.

Программное содержание:

Словарная работа:

Материал:Пано, шерстяные ниточки, 2 чайные ложки, пластмассовые и резиновые шарики, пшено, 2 шестигранных карандаша, игрушка «сундучок».

Предварительная работа:

Методы и приемы работы с детьми:

Ход занятия.

Лог. : Сегодня мы будем рассказывать новую сказку про Малыша – Крепыша.

Как то раз, проснулся утром рано,

Выглянул в окошко, а там веселое солнышко,

(Ребенок на пано из шерстяных ниточек разной длины делает солнышко)

Артикуляционная гимнастика

Малыш – Крепыш очень хотел быть сильным. А без зарядки разве сильным будешь? Стал он делать зарядку.

                                                   

 (выполняются артикуляционные упражнения «Язык – силач», «Трубочка», «Заборчик», «Чашечка» с использованием чайных ложек и пластмассового шарика)

Пальчиковая гимнастика.

Очень любил Малыш – Крепыш воздушные шарики. Но у него их не было. И тогда он решил их нарисовать. А чтобы Гариков было побольше взял не один, а сразу два карандаша.

(Ребенок берет в каждую руку по одному карандашу и рисует одновременно двумя руками)

Проголодался Малыш – Крепыш и решил кашу сварить. А чтобы она не подгорела, долго её мешал.

(Ребенок мешает крупу каждым пальцем поочередно по часовой стрелке и против)

Что – то вдруг скучно стало Малышу – Крепышу и он решил пойти в парк игрушек. Ему нравилось игратьтам в разные интересные игры и веселится на аттракционах.

Дыхательная гимнастика.

Упражнение «Задуй свечу», «Задуй три свечи».

Автоматизация звука «Ш»

Игра «Разноцветные дорожки»

(Ребенок катает машинки по дорожкам, произнося слоги ша, шо,шу,ши)

Игра «С кочки на кочку»

(Ребенок указательным и средним пальцами «шагает» по кружочкам, произнося слоги ша, шо, шу,ши)

Игра «Сундучок с игрушками»

(Ребенок определяет на ощупь и называет игрушки: кошка, подушка, машина, шарик, мышка, шляпа, лягушка, мишка)

Игра «Закончи предложение»

В камышах ловит мошек большая… (лягушка)

Пушистая шерстка у нашей… (кошки)

В шкафу шуршит… (мышка)

Бабушка купила Алеше новую … (машину)

Мама шьет штанишки плюшевому… (мишке)

Шуре подарили воздушные… (шары)

Игра «Кошки – мышки» (с шариками)

     Этот шарик – мышка,

Этот шарик – кошка.

В кошки – мышки поиграть,

Можем мы немножко.

Мышка лапками скребет,

Мышка корочку грызет.

Кнопка это слышит,

И крадется к мышке.

     (Ребенок выполняет круговые движения пальчиками правой и левой руки,    шарики на столе, между ладонями, на тыльной стороне ладоней.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи и опорно-двигательного аппарата"

Презентация из 2 частей о логопедической работе  с детьми с использованием элементов различных здоровьесберегающих технологий: использование оздоровительных поз, зрительной гимнастики, ортопедиче...

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»

Методическая разработка - программа учителя-логопеда «Применение приёмов кинезиотерапии в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения»...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.

Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....

Выступление из опыта работы по теме: "Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми. имеющими нарушения в речи. в условиях реализации ФГОС"

Региональный семинар-практикум для педагогов и специалистов коррекционных дошкольных учреждений "Инновационные формы работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников в рамках ФГОС ДО"...