Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Игры могут быть использованы в процессе обучения, в воспитательной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovesnye_igry_starsh.gr_.docx | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры (словесные) для старших дошкольников
Игра «Столяр»
Цель. Развиваем фантазию и речевое творчество детей; учим, какими инструментами пользуется столяр при работе.
Описание игры. Ведущий загадывает детям загадки на заданную тему. За быстрые и правильные ответы игрокам выдаются фишки. А в конце игры, при подсчете, самый смекалистый получает приз.
Кланяется, кланяется,
Придет домой – растянется.
(Топор)
Зубастый зверек
Грызет со свистом дубок.
(Пила)
Толстый тонкого побьет,
Тонкий что-нибудь прибьет.
(Молоток и гвоздь)
Деревянная река,
Деревянный катерок,
А над катером струится
Деревянный дымок.
(Рубанок)
Игра «Веселая олимпиада»
Цель. Учим детей отгадывать загадки, закрепляем навыки речи –доказательства, развиваем навыки речи – описания.
Описание игры. Дети делятся на две команды. Каждая команда придумывает себе название. Команды соревнуются в отгадывании загадок о спорте. Игроки должны правильно отгадать загадку, доказать отгадку, если можно обыграть. За каждый правильный ответ команда получает олимпийское кольцо (обруч). Команда, первой набравшая 5 колец, объявляется победительницей.
Ростом мал, да удал,
От меня ускакал.
(Мяч)
Плывет белый гусь –
Брюхо деревянное,
Крыло полотняное.
(Яхта)
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки)
Деревянные кони по снегу скачут,
А в снег не проваливаются.
(Лыжи)
Когда весна берет свое,
И ручейки бегут звеня,
Я прыгаю через нее,
А она – через меня.
(Скакалка)
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой …
(Велосипед)
Игра «Звуки перепутались»
Цель. Готовим детей к звуковому анализу; развиваем слуховую и зрительную память.
Описание игры. Ведущий читает веселые стихи, намеренно ошибаясь в словах. Ребенок называет слово правильно и говорит, какими звуками отличаются пары слов.
Нашла я сливе … кофточку,
Надела Феня … косточку.
Созрел на дереве … кафтан,
Зимой надел я … каштан.
На дерево уселся … граф,
Живет в красивом доме … грач.
Зазеленели в парке … детки,
И на прогулку вышли … ветки.
В лесу летают летом … кошки,
Охотятся на мышек … мошки.
Когтистые у киски … тапки,
У Вики новенькие … лапки.
Далеко идти мне … пень,
Лучше сяду я на … лень.
Игра «Добавлялки»
Цель. Развивает речевое творчество детей.
Описание игры. Ведущий читает стихи без последнего слова. Дети должны быстро подобрать подходящее слова. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Победителем будет тот, у кого больше фишек.
С неба все скользят пушинки –
Серебристые … (снежинки)
Архитекторы – творцы
Строят чудные … (дворцы)
Жил да был веселый гном.
Он в лесу построил … (дом)
В этом доме, ты мне верь,
Заперта надежно … (дверь)
Затвердела снега корка,
Будет скользкой наша … (горка)
У малышки – погремушка
Очень шумная … (игрушка)
Знает наша детвора:
Прятки – лучшая … (игра)!
«Запоминай-ка»
Цели:
-Актуализация словарного запаса по пройденным лексическим темам.
- Развитие навыков понятийного обобщения.
- Развитие слухо – речевой памяти.
- Закрепление слухо – произносительной дифференциации свистящих звуков.
Оборудование: карточка с рядами слов (для логопеда)
Описание:
Взрослый произносит ряды слов и даёт задание ребёнку на запоминание слов определённой тематики. Образец: «Я буду называть разные слова, вам надо запомнить только названия птиц».
Только птиц: аист, стрекоза, сова, снегирь, кузнечик, сокол.
Только диких зверей: барсук, овца, слон, ослик, лиса.
Только овощи: свёкла, ананас, капуста, кукуруза, редис.
Только обувь: сапожки, носки, сандалии, кроссовки, колготки.
Только мебель: подоконник, сервант, стол, кресло, порог.
Только посуда: блюдце, скатерть, кастрюля, сковорода, салфетка.
Только транспорт: автобус, колесо, самосвал, такси, скамейка.
«Путаница»
Цели:
- Развитие навыков словесно – логического мышления.
- Активизация умений правильного согласования прилагательных с существительными в Именительном падеже.
Оборудование: карточки с 2-мя вариантами словосочетаний (правильных и ошибочных) для логопеда. При необходимости можно использовать картинки из предложенных словосочетаний (цапля, блюдце, козленок, капелька и т.д.)
Описание:
Взрослый зачитывает правильный вариант словосочетаний, ребёнок их повторяет. Затем, зачитываются словосочетания, в которых сознательно допущена ошибка. Ребёнок находит ошибку и подбирает правильную пару к каждому словосочетанию.
Правильный вариант: длинноногая цапля, желтый цыплёнок, хрустящая вафля, круглый блинчик, весёлый козлёнок, дождевая капля, спелая слива, стеклянное блюдце, сладкое суфле.
«Путаница»: длинноногая вафля, хрустящая цапля, жёлтый козлёнок, весёлый блинчик, круглый цыплёнок, дождевая слива, спелая капля, сладкое блюдце, стеклянное суфле.
«Смысловые пары»
Цели:
-Развитие навыков словесно-логического мышление.
-Закрепление обобщающих функций слов.
Описание: Взрослый предлагает ребёнку пару слов, связанных определёнными смысловыми отношениями (например: часть – целое, действие - результат и т.д.) Затем ребёнку предлагается подобрать слово – пару к слову - стимулу (например: собака – будка, птица - …). При этом, характер смысловых связей является типовым для обеих пар слов. Если ребёнок затрудняется подобрать пару, необходимо составить предложение со словами из первой пары и, проанализировав их отношения, задать уточняющий вопрос ко второму слову. Например: собака живёт в будке; будка – домик для собачки. Как называется домик для птицы?
Смысловые пары:
Самолёт – пилот, поезд - …, курица – цыплёнок, овечка - …., пальто – пуговка, ботинок - …, ножки – сапожки, ручки - …, птица – пёрышки, кошка - …, зайка – морковка, корова - …, кораблик – причал, автобус - …, мышка – норка, белка - …, ножницы – бумага, молоток - …, цветы – ваза, суп - …, малыш – коляска, кенгурёнок - …, кондитер – пирожные, художник -…, волосы – заколочка, пальчик - …
«Три медведя»
Цели:
-Развитие звуко – высотной модуляции голоса.
-Закрепление умений вопросительного интонирования высказываний.
Описание: Взрослый предлагает ребенку вспомнить сказку "Три медведя". Затем, меняя высоту голоса, просит отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос), Настасья Петровна (голос средней высоты) и Мишутка (высокий голос). Одна и та же реплика произносится поочередно различным по высоте голосом, в 3-х вариантах:
-Кто сидел на моем стуле?
-Кто ел из моей чашки?
-Кто спал на моей постели?
-Кто же был в нашем доме?
«Шумные коробочки»
Цели:
- Развитие слухового внимания и памяти.
- Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: одинаковые металлические баночки (из- под леденцов, крема и т.п.), наполненные сыпучими продуктами с частицами разной величины (манная и гречневая крупа, горох, фасоль и др.).
Описание: Ребенку сначала предлагается внимательно послушать и запомнить звучание каждого сыпучего продукта в металлической коробочке (при ее встряхивании). Потом, по очереди встряхивая коробочки, взрослый каждый раз просит ребенка отгадать, что в коробочке. Т.к. звуковые различия незначительны, количество банок ограничивается вначале трем, после чего медленно увеличивается, при постоянном сравнении акустических восприятий.
«Узнай, что звенит (гремит)?»
Цели:
- Развитие слухового внимания и памяти.
-Формирование навыков дифференциации неречевых звуков.
Оборудование: бубен, губная гармошка, колокольчик, погремушка и т.п.
Описание: Взрослый предлагает ребенку послушать и запомнить звучание каждого предмета. Затем ребенок должен только на слух, без зрительной опоры (ребенок отворачивается, или игрушки закрываются ширмой) определить, что звучит.
Название каждого звучащего предмета проговаривается.
Количество звучащих игрушек увеличивается постепенно, с трех до пяти.
Упражнение проводится до достижения стойкого различения громких и контрастных звуков.
«Угадай, кто позвал?»
Цели:
- Развитие слухового внимания;
- Развитие навыков дифференциации речевых звуков по тембру голоса.
Описание: Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из детей (если игра происходит в группе) или кто-то из родных (если играют дома) позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят которое «АУ».
«Близко-далеко»
Цели:
- Закрепление представлений о взаимосвязи громкости звука с отдаленностью/приближенностью объекта (источника звука)
- Развитие навыков силовой модуляции голоса.
- Активизация глагольного словаря по темам «Животные», «Птицы».
Описание: Взрослый предлагает ребенку определить, далеко лили близко находится звучащий объект, а затем воспроизвести звукокомплексы различным по силе голосом (громко, тихо)
Кричат дети: АУ (громко) АУ (тихо)
Лает собака АВ (громко) АВ-АВ (тихо)
Мяучит кошка
Мычит корова
Поет петух
Кудахчет курица
Квакают лягушки
Каркает ворона
Блеет овечка.
«Рифмы»
Цели:
- Развитие слухо–речевой памяти.
- Формирование навыков анализа ритмического рисунка слов (методом соотнесения).
Описание: Взрослый не торопясь, внятно, произносит три слова и просит ребенка повторить их. Затем взрослый называет ряд слов, среди которых надо найти слово/слова, рифмующееся (рифмующиеся) с третьим словом из запомненного ряда.
Мак-дом-ветка
(слова для сравнения: сетка, ком, бак, метка, клетка)
совок - вагон - гном
(дом, лимон, каток, бидон, лом, сом, загон, моток)
калитка - дом - каток
(улитка, гном, платок, листок, ком)
при трудностях удержания в памяти трех исходных слов можно схематически нарисовать предметы на листке бумаги.
«Четвертый лишний»
Цели:
- Развитие навыков слуховой дифференциации длинных и коротких слов.
- Развитие слухо – речевую память.
Описание: Из каждых четырех названных взрослым слов, ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные три:
Мак - бак - так - банан
Сом - ком - индюк - дом
Лимон - вагон - кот - бутон
Мак - бак - веник - рак
Совок - гном - венок - каток
Пятка - ватка - лимон - кадка
Ветка - диван - клетка - сетка
«Сочинитель»
Цели:
- Развитие навыков рифмовки слов.
- Развитие слухового внимания и памяти.
Описание: Взрослый читает двустишие с пропущенным последним словом и просит ребенка подобрать слово в рифму.
Доски на гору везем,
Будем строить новый… (дом)
Здесь красивое местечко,
Протекает мимо… (речка)
Шел по лесу шустрый мишка,
На него свалилась…(шишка)
Как-то вечером две мышки,
Унесли у Пети…(книжки)
Мама милой дочке Оле
Суп сварила из (фасоли)
Мы собирали васильки,
На головах у нас…(венки)
Сшил себе котенок тапки,
Чтоб зимой не мерзли (лапки)
Говорят, один чудак
В речке выловил башмак
Но, зато ему потом
На крючок попался…(сом)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактические игры при обучении старших дошкольников грамоте
Опыт показывает, что самое обычное задание со звучащим словом можно преподнести так, что оно вызовет большой интерес, и дети с удовольствием выполнят эту работу, которая в другом случае им показалась ...
Дидактические игры по ознакомлению старших дошкольников с родным Красноярским краем.
Дидактические игры по поликультурному образованию детей старшего дошкольного возраста по теме: «Мой любимый край-Красноярский».Автор-составитель: Мандеш Л. И, воспитатель ЧДОУ «Детск...
"Дидактические игры по ФЭМП старших дошкольников своими руками"
Данный материал будет полезен для воспитателей старших дошкольников. Эти дидактические игры я делала своими руками. В них очень любят играть мои воспитанники....
Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает прежде всего как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.В дидактических играх пе...
Выступление на педагогических чтениях. Тема: "Дидактические игры по ознакомлению старших дошкольников с видами декоративно-прикладного искусства."
Выступление на педагогических чтениях....
Роль дидактической игры в развитии старшего дошкольника
роль дидактической игры в развитии дошкольника...
Использование дидактической игры в обучении старших дошкольников
Консультация для воспитателей...