Роль дидактической игры в развитии старшего дошкольника
материал (средняя группа)

Абубакирова Екатерина Алексеевна

роль дидактической игры в развитии дошкольника

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл роль дидактической игры18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Роль дидактической игры в развитии старшего дошкольника

Одной из активных формой познания окружающего предметного мира является дидактическая игра. Для того чтобы сделать жизнь детей разнообразной, содержательной, приобщить к предметному миру, можно использовать народные и авторские дидактические игры

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении и воспитании детей. Предназначение дидактической игры – облегчить детям процесс усвоения знаний и представлений об окружающем мире, научить ребенка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра может использоваться как форма обучения, как самостоятельная игровая деятельность и как средство воспитания различных сторон личности ребенка[36]. В настоящее время, как и в прошлом, дидактическая игра имеет большое значение в развитии ребенка. Она эффективно влияет на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Значение дидактической игры в развитии старшего дошкольника выражается в том, что она способствует:

-развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются, следовательно, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях;

-обогащению сенсорного опыта ребенка, развивая при этом его умственные способности (умения сравнивать, обогащать, классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои суждения, делать выводы). Дидактическая игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в умственной деятельности у отдельных детей;

-речевому развитию  детей. Пополняется словарь, активизируются новые слова в речи, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь.  Серию игр можно использовать для развития фонематической стороны языка: так, играя, дети не замечают того, что они многократно повторяют одно и то же звукосочетание, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль животного, то подражают движущемуся автомобилю, летящему самолету, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект;

-социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника. В такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде и т.д.;

-художественно-эстетическому развитию – совершая какое-либо действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие творческого воображения.  

Основными компонентами структуры  дидактической игры  являются: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. Дополнительные компоненты - сюжет и роль.

Главная цель любой дидактической игры обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.

Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.

Игровые действия. Игровая и дидактическая задача реализуются в игровых действиях. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями.

Игровые правила. Основная цель правил – организовывать действия, поведение детей.

Средством решения дидактической задачи выступает дидактический материал. Результатом дидактической игры является решение игровых и дидактических задач, решение обеих задач – показатель эффективности игры.

 Дополнительные компоненты дидактической игры – сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

Игры с предметами.  В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, качеством, цветом.

Игры с природным материалом всегда вызывают у детей желание живой интерес, желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, - все это используется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр.

Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», «парные картинки» и др.

Словесные игры. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят сходства и различия, алогизмы и суждения.

В основе словесных игр лежит опыт детей, их наблюдения. Цель этих игр – систематизация и обобщение. Они применяются на этапах закрепления и повторения материала. Выделяют следующие виды словесных игр:

    - Игры – предложения;

    -Игры – беседы;

    - Игры – сказки;

    -Интеллектуальные игры;

    -Игры – загадки;

    -Игры – поручения;

    - Игры-путешествия

 Игры – путешествия  напоминают сказку, её развитие и чудеса. Игра – путешествие отражает реальные события или факты, но обычное раскрывается через необычное, простое - через загадочное, трудное – через преодолимое, необходимое – через интересное. Цель игры- путешествия – усилить впечатления, придать познавательному содержанию некоторую сказанную необычность, обратить внимание детей на то, что будет дальше, что находится рядом, но не замечается ими. В названии игры – путешествия, в формулировке игровой задачи должны быть «зовущие слова», вызывающие интерес детей, желание прийти на помощь, активизирующие игровую деятельность. В игре – путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов её решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтичное решение задач, радость от её решения, отдых. Игра  – путешествие включает в себя песни, загадки, подарки и т.д.

Игры – поручения имеют те же структурные элементы, что и игры – путешествия, но по содержанию они проще и короче по продолжительности. Они основаны на действиях с предметами, игрушками, словесными инструкциями. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы-фрукты (овощи)», «Разложи кубики  по величине».

Игры – предложения: «Что бы я сделал...?» или «Что было бы...?» иногда началом таких игр может быть картинка. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создаётся ситуация, требующая осмысления, последовательного действия. Игровая задача заложена в самом названии, с которого педагог начинает игру. Эти игры требуют умения соотносить знания с обстоятельствами, установление причинно-следственных связей. Педагогическая ценность их в том, что дети начинают думать, учатся слушать друг друга.

Игры – загадки[36]. Главной особенностью загадок является логическая задача. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассматривать, делать выводы. Ю.Г. Илларионова отмечала: «Загадка, не смотря на небольшой размер, имеет много ценных качеств, так необходимыми в образовательной и воспитательной работе с детьми. Необходимо  только, обращаясь к загадке, уметь видеть и мудрую глубину и эстетическую привлекательность. Учите детей отгадывать загадки».

Игры – беседы. Главное в них - общение детей с воспитателем, воспитателя с детьми, детей друг с другом. Отличительными чертами такого общения являются непосредственный опыт, заинтересованность, добросовестность, вера в «правду игры», радость игры. Игра – беседа воспитывает умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждения. Основным средством игры – беседы является слово, словесный образ, вступительный рассказ о чём-либо.

Игры – сказки раскрывают для детей характер отношений, которые они в силу подражания незаметно усваивают. Питает игру художественная литература для детей. Источником, обогащающим игру, являются наглядно – изобразительные средства, в первую очередь – картинки.

Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учится, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности. Для формирования интереса к предметному миру используются все виды игр.

И так, в дидактической игре содержится комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, поиски активных способов решения игровой задачи, подчинение их условиям и обстоятельствам игры, отношение детей к игре. Дидактическая игра представляет собой развитие ребёнка средствами активной и интересной для детей игровой деятельности. Дидактическая игра лишь отвечает требованиям полной систематизации знаний: иногда это - «взрыв удивления» детей от восприятия чего-то нового, неизведанного; иногда -игра-«поиск и открытие», и всегда игра радость. Наполненность обучения эмоционально-познавательным содержанием особенность дидактической игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

«Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Консультация для родителей. Игра – естественный способ развития ребёнка. Только в игре он радостно и легко, как цветок под солнцем, раскрывает свои творческие способности, осваивает и закре...

Роль дидактической игры в развитии памяти дошкольника.

Роль дидактической игры в развитии памяти дошкольника.Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – вос...

Консультация на тему: «Роль дидактической игры в развитии ребенка-дошкольника»

Игра возникает тогда, когда появляются нереализуемые непосредственно тенденции ребенка действовать как взрослый и вместе с тем сохраняется характерная для раннего детства тенденция к немедленной реали...

Консультация для воспитателей: "Роль дидактической игры в развитии ребенка - дошкольника"

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития....