«Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок» (интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе)
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Терентьева Ольга Викторовна

Тема: Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».

Задачи:

 образовательные:  формировать умение  детей  внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:  способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

 воспитательные:  воспитывать интерес  к произведениям художественной литературы, воспитывать нравственные качества.

Методы и приемы:  наглядный: рассматривание портрета, иллюстраций к произведению;

словесный метод: беседа, рассказ о творчестве писателя, пояснения, словарная работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Тема «Чтение рассказа Л.Н. Толстого «Прыжок»

(интегрированное занятие по развитию речи в подготовительной группе)

Цель: формировать знания детей о творчестве Л.Н. Толстого, помочь вспомнить известные рассказы Л.Н. Толстого, познакомить с рассказом «Прыжок».

Задачи:

 образовательные:  формировать умение  детей  внимательно слушать рассказ; осмысливать и оценивать характеры героев рассказа, анализировать их поступки; совершенствовать умение детей вести беседу по содержанию литературного произведения;

развивающие:  способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям; развивать логическое мышление, память, зрительное внимание, творческое воображение;

 воспитательные: воспитывать интерес к произведениям художественной литературы,  воспитывать  чуткое отношение к окружающим.

Методы и приемы: наглядный: рассматривание портрета писателя, иллюстраций к произведению; словесный метод: беседа, рассказ о творчестве писателя, пояснения, словарная работа.

Словарная работа: палуба, мачта, раззадориться или разобрал задор.

Оборудование: мультимедийный  комплекс, компьютер, 3 стола , стулья по количеству детей, конверты с разрезными картинками, выставка с книгами, книга с рассказами Л.Н. Толстого.

Предварительная работа: чтение рассказов Л. Толстого, рассматривание альбома «Жизнь и творчество Л. Толстого, рассматривание иллюстраций к рассказам, чтение пословиц о дружбе, честности, разучивание танцевальных движений для физкультминутки.

                               

                                     Ход занятия

  1. Организационный момент

Воспитатель:

- Здравствуйте, ребята, я рада приветствовать вас сегодня!

- Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. Я приглашаю вас взяться за руки и встать в круг. Закроем глаза и передадим друг другу ту искорку тепла и любви, которая живёт в нашем сердце. Почувствуйте, как по рукам из ладошки в ладошку переходит доброта. Доброе утро, как Добрая птица, в окно к нам стучится! Открываем глаза. Приготовьте гнёздышки-ладошки. Положите в гнёздышко «Доброе утро», и осторожно, как птицу, пересаживаем из гнёздышка в гнёздышко, приговаривая «Доброе утро», чтобы оно погрелось у каждого.

Вот и последнее гнёздышко моё…  Я выпускаю «Доброе утро» в воздух. Пусть оно летит вокруг нас…

Воспитатель: 

- Ребята, возьмёмся за руки  и друг другу  улыбнемся.  

Пусть доброта живёт в наших сердцах, а хорошее настроение не покидает нас целый день!

Воспитатель:  - Желать добра  друг другу можно не только приветствием, но и через поступки, чуткое отношение друг к другу.

-Как  же это можно сделать? Через какие поступки?

Дети: Не обижать товарищей, помогать всем окружающим, любить всё живое.

Воспитатель:  Как ещё совершать добрые дела,  могут научить  наши умные и верные друзья – книги.

- Ребята, утром, по дороге в детский сад,  я зашла в библиотеку за книгами, но вот  беда -  иллюстраций в книгах нет! А как же нам вспомнить содержание книг?  

-  Я придумала. Предлагаю в`ам  самим  проиллюстрировать книги.

- Согласны?

Дети:  Да!!!

Воспитатель: (Предлагаю пройти к столу). На столе лежат 3 конверта с разрезными картинками.

А) Работа с разрезными картинками по произведениям

Толстого Л.Н. «Отец и сыновья» (басня),  «Филипок» (рассказ), «Был у Пети Миши конь» (басня).

- Ребята, в конвертах находятся отдельные разрезанные части будущей картинки и образец, целое изображение.

Предлагаю вам выбрать для себя конверт с заданием. (Выбирают конверты по группам). Проходят к своим столам и выполняют задание.

- Будьте внимательны! (Дети начинают выполнять задание).

(После того, как дети выполнили задание, поднимают руку, рассказывают по очереди, что получилось у них и в подтверждение ответов, появляются знакомые книги на экране).

Рассказ «Филипок» (Слайд 1)

Притча «Отец и сыновья» (Слайд 2)

Рассказ «Был у Пети и Миши конь» (Слайд 3)

-Молодцы! Иллюстрации  к книгам собраны!

Ребёнок:  «А я помню рассказ про мальчиков Петю и Мишу».

Воспитатель:

- Ребята, о чём говорится в рассказе  «Был у Пети и Миши конь»?

Дети: В рассказе говорится о том, что мальчики не поделили  игрушку.       Воспитатель:  

- Чему нас учит этот рассказ?

Дети: Нужно уметь дружить: делиться игрушками, уметь уступать в игре, быть доброжелательными по отношению друг к другу.                                             (Дети подходят к воспитателю).(Походят к стульчикам, садятся….)

Воспитатель:  Верно, ребята, дружба всего дороже.                                       Есть такая пословица, которая обобщает наши мысли.

Б) Работа с пословицами                                                            

- Что означает  эта пословица?  (Дружба бесценна, её нельзя купить за деньги).

           - А  какие пословицы о дружбе знаете вы?  Назовите их.  

   Дети: -  «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»,

               «Старый друг лучше новых двух»?

- Что означают пословицы «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», 

(Не нужны никакие деньги, если есть верные настоящие друзья);

«Старый друг лучше новых двух»?

(Старый друг – надёжный, проверенный, на него всегда можно положиться).

             (Воспитатель указывает на слайд с книгами Толстого)

Воспитатель:  - Молодцы! А мы возвращаемся к нашим верным друзьям – книгам. (Слайд 4)

- А кто же автор этих замечательных книг? (показываю на экран, где изображены на слайде книги Толстого).

Дети: Лев Николаевич Толстой.

Воспитатель: Написал все эти произведения Л. Н.Толстой.

(Слайд с портретом Л. Толстого)        Слайд 5

В) Рассказ о жизни и творчестве писателя

Воспитатель:

- Ребята, что вы знаете о жизни и творчестве этого писателя?

Толстой жил очень-очень  давно, почти 200 лет назад.

У него была большая и дружная семья. Слайд 6

Лев Николаевич любил природу.  Слайд  №7

Толстой был знатным человеком, но, несмотря на это, работал вместе с простыми людьми: пахал землю, сеял. Слайд 8

В 1859 году Толстой открыл школу в Ясной Поляне.  (Слайд 9 - 10)

Здесь он обучал грамоте крестьянских детей. Лев Николаевич  написал для них «Азбуку» и книги,   (Слайд 11) по которым они учились читать, писать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле:  это «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филипок»,  сказки о животных.

Воспитатель: Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем. Все произведения Льва Толстого поучительны.

  1. Основная часть

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу познакомить вас ещё с одним рассказом                   Л. Толстого «Прыжок».  

Действия этого рассказа происходят на корабле… Слайд 12

 Это был парусный корабль…

 (Появляется слайд корабля).

Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний.  

(Сл. 13.) Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева.

Воспитатель: А вы знаете, что такое палуба?

(Ответы детей)

А) Словарная работа

Палуба – это пол корабля.

(Сл. 14) Над палубой  возвышались мачты 15-20 м в высоту, т. е. как дом в 5-8-этажей. (Показываю и объясняю, что такое мачта).  

- А кто знает, что такое мачта?    

Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса.   

 Корабли совершали кругосветное путешествие, длилось оно несколько месяцев.    Моряков на пути подстерегали  опасные ситуации.

(Сл. 15 ) Моря покоряют только отважные, смелые люди. Во время плаваний были у моряков  и моменты отдыха, когда они пели песни, пили чай, танцевали… (Встают на физкультминутку).

Физкультминутка

 (Звучит музыка танцевальная…музыка)

(Слайд с моряками), дети  исполняют   танец–разминку «Яблочко».)

Воспитатель: 

- Во время странствий  с моряками происходили разные приключения, истории.

Одна из таких  историй произошла с героями рассказа Льва Толстого «Прыжок». (Слайд  16– обложка книги Л. Толстого « Прыжок»).

- Вы хотели бы узнать, что же случилось на корабле?

Дети: Да!!!

Воспитатель: Тогда я приглашаю вас занять свои места. И слушаем….

Г) Чтение рассказа Л. Толстого « Прыжок» воспитателем (сопровождается показом иллюстраций – слайды на экране).

(После прочтения небольшая пауза).

Д) Беседа по содержанию рассказа. 

Воспитатель:

-  Понравился вам рассказ?

Дети: Да!

Воспитатель: Кто герои  этого рассказа?

Дети: Герои рассказа – отец, мальчик, обезьяна.

Воспитатель: Главный герой рассказа мальчик.

Воспитатель: Как мальчик оказался на корабле?

Дети: Отец взял с собой мальчика в путешествие.

Воспитатель: Где происходят все события?

Дети: События происходят на палубе корабля.  (Слайд17)

Воспитатель: Почему весь народ был на палубе? 

Дети: Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.

 Воспитатель: Что происходит на палубе?

Дети: Обезьяна сорвала шляпу с мальчика. (Слайд18)

Воспитатель: Откуда на корабле обезьяна?

Дети: Видимо, во время одного из путешествий взяли себе это диковинное животное.

Воспитатель: Как ведёт себя мальчик?

Дети: Мальчик бросился за обезьяной.

Воспитатель:  Что означает выражение -  мальчик «раззадорился»? (развеселился).

Воспитатель: Как ведут себя люди?

Дети: Люди смеются.

Воспитатель: От чего вскоре  опомнился мальчик?

Дети: Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха, ведь мальчик забрался высоко. Сл. 19

Воспитатель: Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?

Дети: Отец заставил сына прыгнуть вниз, в воду.

 «В воду, прыгай, сейчас, в воду или застрелю!»

Воспитатель: Чем закончилась эта история?

Дети: Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.  (Слайд20).

Воспитатель: Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа?  (Вам жаль мальчика?)

Дети: Нам грустно, жалко мальчика и его отца.

Воспитатель: Что могло случиться с мальчиком?

Дети: Мальчик мог разбиться.

Воспитатель: А за что вы ругаете мальчика?

 Дети: Ругаем мальчика за то, что залез так высоко, не думая о последствиях.

Воспитатель: А за что можем похвалить мальчика?

 Дети: Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.

 Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель: Чему нас учит этот рассказ?

Дети: Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно  огорчить взрослых, родителей.

Воспитатель: Верно, ребята.

-Вот такой случай был на корабле.

-Лев Николаевич  не только написал этот поучительный рассказ, но и оставил вам пожелание на будущее.

Сейчас вы услышите голос самого Льва Толстого.

Слайд 21   (Звучит голос Л.Н. Толстого в оригинале «Пожелание детям»).

- Какое напутствие оставил вам писатель?

Воспитатель: Лев Толстой желает вам не шалить, прислушиваться к взрослым и тогда всё будет хорошо.

  1. Заключительная часть. Итог занятия.

Воспитатель:

(Слайд 22 )-  Как называется рассказ, с которым  вы сегодня познакомились? (Прыжок)

 - Кто автор этого рассказа?  (Лев Толстой)

- Почему рассказ  называется «Прыжок»?  

 (Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок.                 Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность.  Прыжок спасает мальчика  от смерти.)

Воспитатель:

- Ребята, а я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается».

В этом рассказе все хорошо закончилось. Пусть все поступки в вашей жизни будут обдуманны.

- Сейчас я предлагаю вам пройти в группу и выразить свои впечатления  о героях этой истории в творческих работах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Составление рассказа по картине" «Сюрпризы Снежной королевы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использова...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений об осени.

Цели:Учить детей рассказывать(личный опыт), ориентируясь на план.Пробуждение у детей чувства любви к родной русской природе, восхищения ее красотой. Закрепление представлений об осени. Обогащение...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение рассказа Л. Толстого «Прыжок»» (Гербова, с47) Цель. Рассказать детям о писателе, помочь вспомнить известные им рассказы Л.Толсто...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»

Конспект занятия в подготовительной группе «Пересказ произведения Л. Толстого «Девочка и грибы»Цель: способствовать развитию умения пересказывать несложные тексты связно, последовате...

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема: «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе. Тема:  «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк» Цель: Учить детей пересказывать литер...