Познавательно-речевое занятие в средней группе по теме: «Путешествие в картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» с использованием технологии ТРИЗ.
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить детей рассматривать и понимать основное содержание картины, соблюдая определённый алгоритм.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_poznavatelno-rechevogo.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта познавательно-речевого занятия в средней группе
по теме: «Путешествие в картину И.И.Шишкина «Утро в сосновом лесу» с
использованием методов и приемов ТРИЗ-ОТСМ технологии ».
Воспитатель: Казакова Светлана Валентиновна
Педагогические цели и задачи.
Обучающие: Учить детей рассматривать и понимать основное содержание картины, соблюдая определенный
алгоритм.
Учить рассуждать, отвечая на вопросы.
Развивающие: Развивать зрительное внимание, мышление, воображение.
Формировать умение выделять конкретные объекты, изображенные на картине, в соответствии
с выбранным признаком.
Воспитывающие: Воспитывать умение работать парами. Воспитывать интерес к живописи.
Планируемые результаты:
Ребёнок имеет представление о том, какой алгоритм соблюдается при рассматривании картины,
понимает его схематичное изображение; понимает по каким признакам можно описать рассматри-
ваемый объект.
Интеграция образовательных областей:
социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художествен-
но-эстетическое.
Виды деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.
Средства и материалы: картина демонстрационная «Утро в сосновом лесу» (формат А-1); картины раздаточные для детей
(формат А-4); картонные лупы и рамки по количеству детей; мох; картонные стрелки; рюкзак, лупа, компас,
бинокль; мышонок Проша (житель из «Познавайкиного мира»); карточки-признаки, карточки-анализаторы,
карточки-ключи; карточки алгоритма рассматривания картины; аудиозапись лесных звуков.
Предварительная работа:
знакомство со схематичным изображением алгоритма рассматривания картины; слушание музыки
«Времена года» П.И.Чайковского; знакомство с творчеством И.И.Шишкина.
Организационная структура НОД
Этапы деятельности | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Мотивационно- Побудительный Организационно-поисковый | - Ребята, помните, мы с вами недавно вернулись из увлекательного путешествия? Вам понравилось? - А хотите сегодня отправиться еще в одно путешествие? Проша: « Ой, ой, ой! Я тоже хочу! Возьмите и меня, пожалуйста, с собой в путешествие!» -Ребята, возьмем Прошу с собой? -Хорошо. Когда отправляются в путешествие, то всегда берут с собой необходимые вещи. Мы отправимся с вами сегодня в лес. И будем наблюдать за тем, что происходит в лесу. У меня есть рюкзак. И в рюкзак нам нужно положить те вещи, которые могут нам пригодиться. Проша: «Ой, как интересно! Давайте уже поскорее отправимся в путь! А по какой дороге мы пойдем?» Воспитатель читает стихотворение И.Токмаковой: «За речкой лес. Далекий лес. Туда спешу с утра я. Ключи несу. И все в лесу калитки отпираю. Глазами я могу, друзья, (открывает воспитатель демонстрационную картину) Открыть колючий ельник, калины цвет, Лосиный след, грибы и можжевельник. И тишину я отомкну. Услышу птичье пенье. (звучит аудиозапись лесных звуков) И в вышине березы мне прочтут стихотворенье. Чтоб лес открыть, нужна не прыть. Нужны глаза и уши. Мои ключи: Смотри, молчи, и примечай, и слушай. (выставляются карточки-ключи). Проша: «Вот это красота!» -Да, Проша, мы добрались до леса. До необыкновенного леса! -Ребята, давайте представим, что наши стульчики – это пенечки! Присаживайтесь, мы с вами немножко отдохнем. -Ребята, а какой художник написал очень много картин про лес? -Вот и эту замечательную картину написал Иван Иванович Шишкин. А называется она «Утро в сосновом лесу». Давайте повторим как она называется. - А вы хотите попасть прямо в картину? - Но, чтобы попасть в картину, ее нужно внимательно рассмотреть. Но проблема в том, что картина одна, а нас много. Что же нам делать? -А кто из вас сможет правильно попросить волшебника о помощи? -Ой, сколько картин подарил нам волшебник? А по какому признаку произошло волшебство? -Ну, вот. Теперь можно и в картину попасть. Но, заходить в картину нужно не там, где вздумается, а надо искать подходящее место. Художник всегда старается это место показать. Давайте посмотрим внимательно, где же можно зайти в картину. -Давайте возьмем с вами стрелочку и укажем ею путь на картине. -Вот мы и в картине! Как хорошо в лесу! И туман и солнце здесь одновременно. Давайте возьмем с вами наши лупы и найдем на картине солнечные лучи и туман! А как пахнет влажными иголочками! Слышите как сопят медвежата? А как хрустят веточки? (по мере постановки вопросов, открываются ключи-схемы). Проша: «Нет, нет! Я не пойду дальше с вами. Там же медведица! Я ее боюсь!» -Не бойся! Я подскажу как быть! Мы вежливо поздороваемся с мамой-медведицей! Главное, не шуметь и не трогать малышей-медвежат! -Ребята, кто может вежливо поздороваться с медведицей? Проша: «Все равно мне очень страшно! Посмотрите, какие у нее острые зубы!» -Ребята, давайте мы через нашу лупу посмотрим какие зубы у медведицы! Как вы думаете, она сердится на нас или улыбается? -Ребята, а чем же похожи мама и ее детки? А найдите с помощью лупы белые воротнички у медвежат. Посмотрите, а у мамы такого воротничка нет. Может у папы такой воротник? -А я знаю какое обращение медведице очень понравится! «Уважаемая сударыня!» Давайте повторим с вами, ребята. -Полина, попроси разрешения у медведицы поиграть с ее детками. -А давайте и мы превратимся в маленьких медвежат. Проша: «Хорошо здесь медвежатам! У них даже своя детская площадка есть». -А ведь и правда, посмотрите, сосна рухнула и развалилась на две части. Эта часть сосны как будто горка. На что похожа эта часть сосны? А верхушка сосны, которая лежит в стороне как будто качелька. Кто может повторить, на что похожа сломанная сосна? -Ребята, а как вы думаете, сосна давно сломалась? (выставляется значок времени) - Давайте попробуем через рамку рассмотреть корни сосны. Может они нам подскажут, когда сломалась сосна. Проша: «Ой, а я вижу мох на корнях! А вы, ребята, знаете, что такое мох? А я вам сейчас покажу!» | -Мы путешествовали на корабле по морю. -Да. -Конечно. Дети выбирают те предметы. Которые, по их мнению, пригодятся для путешествия в лес, объясняя при этом, зачем нужен тот или иной предмет. Дети внимательно слушают стихотворение и рассматривают картину. Дети рассаживаются на стульчики. Ответы детей: Иван Иванович Шишкин. Дети повторяют. Ответы детей. Дети предлагают разные способы, в том числе, и попросить помощи у волшебника «Увеличения-уменьшения». Дети обращаются к волшебнику. Ответы детей: «Признак-количество и признак-размер». Дети рассматривают свои картины и находят место входа в картину. Дети кладут стрелки на тропинку. Дети находят на картине солнечные лучи и туман, кладут на это место свои лупы. Дети предлагают варианты приветствия. Дети отвечают. Дети рассматривают, находят и называют сходство с мамой по признакам (рельеф, цвет и т.д.) Дети повторяют. Ребенок просит разрешения. Дети представляют себя медвежатами: ходят как косолапые медвежата, «собирают малинку», лежат на ковре как на травке и т.д. Ответы детей. Дети повторяют. Предположения детей. Дети рассматривают корни сосны. Ответы детей. Дети садятся в кружок и рассматривают мох, применяя знание признаков объекта (рельеф, запах, цвет и т.д.) |
Рефлексивно- коррегирующий | -Как хорошо в лесу! А какой запах! Давайте мы вдохнем с вами аромат леса! (выполняется дыхательная гимнастика) - Ребята, а вам понравилось путешествие в картину? А чем? -Как вы думаете, почему Иван Иванович Шишкин так красиво нарисовал лес? В чем его главный секрет? -Конечно. Художник любит лес. Он любит его разный: со сломанными соснами, с засохшими ветками… -Ну, что. Пора возвращаться домой. Проша: « А как мы вернемся обратно?» -А давайте попробуем повернуть стрелочку на тропинке в обратном направлении! Проша: «Вот мы и дома! Пойду я отдыхать в свою комнатку. Ой, смотрите, а здесь какая-то корзинка! Это большая картина подарила, ребята, вам на память свои фотографии!» | Дети сидят на ковре в кругу и выполняют дыхательную гимнастику. Ответы детей. Ответы детей. Предположения детей. Дети поворачивают стрелку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направление "Познавательно -речевое развитие" , ФЭМП в средней группе на тему : "Путешествие колобка".
Материал разработан мною к открытому просмотру мероприятия по "Познавательно -речевому развитию" в области "Познание", направленное на достижение цели развития у детей средней ...
Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу».
Конспект индивидуальной работы по приобщению к искусству в средней группе «Рассматривание репродукции картины И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»....
РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ И.И. ШИШКИНА «УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ ».
Познакомить детей с таким жанром живописи, как пейзаж; учить их воспринимать содержание пейзажной картины, понимать красоту природы, которую изобразил художник, вызывать у детей желание рассматривать ...
Рассматривание картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
План – конспект НОД по рассматриванию картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» с детьми подготовительной группы....
Рассматривание картины И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 Красносельского района Санкт-Петербурга Конспект НОД Тема: Рассматривание и описание картины И.И. Шишкина &qu...
"Знакомство детей подготовительной группы с картиной И.И. Шишкина "Утро в сосновом лесу"
Представленный материал позволит детям не только познакомится с содержанием картины, но и прочувствовать атмосферу, особый художественный образ, характерный для всех работ великого русского худо...
Конспект ООД в подготовительной к школе группе на тему «Составление рассказа по картине И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Информация полезна для педагогов ДОУ...