«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (мастер-класс для педагогов)
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №7 г. Шебекино Белгородской области»
«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
(мастер-класс для педагогов)
Подготовила:
Репина А.С., воспитатель
МАДОУ «Детский сад комбинированного
вида № 7 г. Шебекино Белгородской области»
2024
Шебекино
Цель:
Ознакомление участников мастер – класса с технологией моделирования (мнемотехника),как эффективным способом развития речи, памяти, мышления дошкольников.
Задачи:
1.Раскрыть значимость мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста;
2. Познакомить педагогов с основными методами и приёмами мнемотехники, и их практическим применением;
3. Активизировать познавательную деятельность участников мастер-класса.
Материалы и оборудование:
-экран, проектор, ноутбук,
- листы бумаги, цветные карандаши,
- макет поляны, разноцветные бабочки.
Ход мероприятия:
-Добрый день, уважаемые коллеги, на своём мастер-классе я хочу познакомить Вас с методом наглядного моделирования, мнемотехникой.
Развитие связной речи является главной задачей речевого развития детей.
- Как вы думаете почему? (выслушиваю мнение коллег)
Совершенно верно, речь играет социально значимую и ролью в формировании личности ребёнка. Связная речь это высшая форма речимыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.
На сегодняшний день, к сожалению, большинство детей старшего дошкольного возраста, не владеет навыками связной речи в достаточном объеме. В речи детей существуют множество проблем:
- словарный запас небогат;
- нет образных выражений, мало прилагательных, высказывания непоследовательны, нелогичны;
- отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи;
- плохая дикция.
В связи с этим моя работа была направлена на поиск средств повышающих эффективность развития речи, и, таким средством является наглядное моделирование - метод мнемотехника.
К.Д.Ушинский основоположник научной педагогики в России писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Наглядность помогает детям называть предметы и явления, самостоятельно определять их главные свойства и признаки, производимые с ними действия.
Мнемотехника– в переводе с греческого - «искусство наглядности и запоминания».
Главная идея мнемотехники заключается в том, что на каждое слово, словосочетание или предложение рисуется рисунок; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. С помощью рисунков - схем ребёнку проще запомнить текст.
Область применения мнемотехники широка. Наглядноемоделирование можно использовать:
- для обогащения словарного запаса;
- при обучении составлению рассказов;
- при пересказах художественной литературы
- при отгадывании и загадывании загадок;
- при заучивании стихов, пословиц, поговорок.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Мнемоквадрат- содержит изображение предмета.
Мнемодорожки - мнемотаблица, состоящая из 3-4 мнемоквадратов, расположенных линейно, в которых зашифровано небольшое количество информации.
Мнемотаблицы - таблица из нескольких квадратов, изображения которых связаны сюжетом.
Работа с мнемотаблицами состоит из 3 этапов:
1.Рассматривание мнемотаблицы (мнемоквадрата, мнемодорожки) и разбор того, что на ней изображено.
2.Перекодирование информации (т.е. расшифровываются изображения), опираясь на символы и картинки.
3.Осуществляется пересказ литературного текста, рассказывание, заучивание, т.е. происходит отработка методов запоминания.
Метод мнемотехники помогает педагогу научить детей отгадывать загадки о предметах, объектах или явлениях природы. Уважаемые коллеги, предлагаю вам нарисовать мнемодорожку к загадке:
Задание1.
Она резвится и летает
Над цветочками порхает,
Крылышки точённые
Усики чернёные (Бабочка)
Алгоритм построения мнемотаблицы к загадке
Рисуем мнемодорожку, состоящую из 4 квадратов, расположенных линейно.
В первом квадрате рисуем: птиц летающих в небе.
Во втором квадрате рисуем: цветы.
В третьем квадрате рисуем: крылья.
В четвёртом квадрате рисуем: усы и знак вопроса.
При пересказе литературных текстов мнемотаблицы активизируют речевую деятельность, речь детей становится четкой, связной, последовательной.
Задание 2.
Предлагаю составить схему – модель мнемотаблицы для пересказа рассказа «Бабочка - лимонница»
Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко. Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка - лимонница. Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть. Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике. Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем.
Алгоритм построения мнемотаблицы к рассказу «Бабочка - лимонница»
1.Пишем букву «В», рисуем солнце. «Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко».
2.Рисуем много цветов, над ними бабочку – лимонницу. «Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка – лимонница».
3.Рисуем скворца. «Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть».
4.Рисуем одуванчик, над ним бабочку - лимонницу. «Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике»
5.Рисуем улетающего скворца. «Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем».
В | ||
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Применяя метод мнемотехники - стихотворение запоминается быстрее. К тому же, разучивание становится для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – понятней и доступней.
Этапы работы над стихотворением:
1.Первичное чтение стихотворения педагогом.
2.Установка цели на заучивание стихотворения.
3.Повторное чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.
4. Работа с текстом стихотворения по вопросам.
5.Словарная работа над новыми и незнакомыми словами в тексте.
6.Чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу
7.Хоровой повтор стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
8.Индивидуальное рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу
Задание 3.
А сейчас попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению М.Блинниковой «Бабочка – бантик»
Над травой порхает ... бантик?
Нет, наверно это фантик разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда! Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок, я порхаю весь денёк.
? | ||
Обсуждение мнеомотаблиц к стихотворению М.Блинниковой «Бабочка – бантик»
Рефлексия:
Уважаемые коллеги!
Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек.
- Если, Вам понравился мастер – класс, ивы будите применять мнемотехнику в своей работе, пусть прилетят бабочки жёлтого цвета.
- Ничего не поняли по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета.
Уважаемые коллеги мне было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество.
Использованная литература
1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.
2.Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год.
3.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.
4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с.16-21.
5.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.
6.Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование оздоровительных технологий в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста в логопедической образовательной деятельности на материале лексической темы: «Животные и среда обитания»
Конспект практической части семинара-практикума...
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...
Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...
Консультация для педагогов "Использование технологии "Сиквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"
Консультация для педагогов...
Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии дет...
Консультация для педагогов на тему: Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
quot;Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"...