Консультация для педагогов на тему: Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (старшая группа)

Татьяна Александровна Сысоева

"Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.rechevoe.docx22.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №17 «НЕЗАБУДКА»

Консультация для педагогов

на тему:

Использование технологии «скрайбинг» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Подготовила воспитатель:

Сысоева Т.А.

2024г.

В данной статье уделено внимание инновационной технологии "скрайбинг", а также условиям и оборудованию, необходимым для создания скрайбинга. Показано, что использование инновационной технологии "скрайбинг" способствует процессу развития речи детей старшего дошкольного возраста. Материал статьи предназначен для повышения компетентности педагогов в применении инновационной технологии «скрайбинг» в совместной образовательной деятельности с детьми.

Формирование речи в дошкольном возрасте – пожалуй, одно из основных условий правильного и гармоничного развития ребенка и, безусловно, в дальнейшем залог его успешного обучения в школе. Чем богаче и грамотнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем лучше его взаимоотношения с окружающими, взрослыми и сверстниками. При этом необходимо учитывать, что письменная речь формируется на основе устной. Проблема речевого развития детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день достаточно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями очень высокий.

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает в себя :

• владение речью как средством общения и культуры;

• обогащение активного словаря;

• развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

• развитие речевого творчества;

• развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

• знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

• формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Педагог обязан создать такие условия, при соблюдении которых речь детей не только бы развивалась, но и была бы правильной и грамотной.

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования предполагают возможность выбора различных форм и методов проведения образовательной деятельности, направленных на целостное, всестороннее развитие ребенка. Перед воспитателем стоит задача сделать процесс увлекательным и интересным для детей.

«Расскажи мне - и я услышу, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому - и я научусь!» - гласит японская пословица. Добиться этого возможно, используя инновационную технологию «скрайбинг».

Скрайбинг (от английского scribe — набросать эскизы или рисунки) — искусство отражать свою речь в рисунках, причем зарисовка образов происходит параллельно с речью. Чаще всего зарисовки делают на белой доске или листе бумаги. Автором скрайбинга принято считать британского художника Эндрю Парка.

Скрайбинг — инновационная технология, с помощью которой можно

одновременно задействовать различные органы чувств: слух и зрение, а также воображение детей, что способствует лучшему пониманию и запоминанию информации.

Выделяют следующие иды скрайбинга :

1. Рисованный скрайбинг – речь говорящего совпадает с нанесением изображения, иллюстрирующего рассказ. Рисование и озвучивание должны совпадать по времени. Например, речевой материал, такой как стихотворение, сказка или песня, иллюстрируется простыми графическими рисунками, что способствует пониманию и запоминанию ключевых слов текста.

Необходимые инструменты и материалы:

• доска для рисования маркером или листы бумаги формата А4, А3 (ватман);

• маркеры, фломастеры, цветные карандаши, краски.

2. Аппликационный скрайбинг - техника, при которой на заранее приготовленный фон накладываются или наклеиваются готовые изображения, которые соответствуют произносимому тексту. В данном случае речевой материал иллюстрируется заранее приготовленными простыми рисунками, которые приклеиваются на определенный фон.

Необходимые инструменты и материалы:

• листы бумаги или любой другой фон;

• набор картинок-аппликаций.

3. Скрайбинг «фланелеграфный». Вариантом такого скрайбинга является театр на фланелеграфе. Все изображения приготовлены заранее и оснащены липучками с изнаночной стороны. Данный вид скрайбинга хорошо подойдет для инсценировки сказок для детей.

Необходимые инструменты и материалы:

• доска, обтянутая фланелью;

• картинки на липучках.

4. Магнитный скрайбинг является разновидностью аппликационного, но готовые изображения крепятся магнитами на магнитную доску.

Необходимые инструменты и материалы:

• магнитная доска;

• набор готовых картинок,

• магниты.

Скрайбинг компьютерный. При создании компьютерного скрайбинга используются специальные программы и онлайн-сервисы.

Ввиду того, что мышление дошкольников отмечается предметной образностью и наглядной конкретностью, скрайбинг достаточно эффективен в качестве одного из средств формирования связной речи. Визуализация позволяет связывать полученную информацию в целостную картину. Кроме того, в дальнейшем, если дети участвуют в создании скрайбинга, у них развивается критическое и образное мышление.

При пересказе или рассказе дети с нарушением речи затрудняются строить предложения, теряют основную суть содержания рассказа, путают события, затрудняются в выражении главной мысли. Опора на зрительный образ способствует формированию грамматического строя речи дошкольников, облегчает процесс запоминания стихотворений, делает его более простым, интересным, творческим.

Педагог рисует картинки, схемы, записывает ключевые слова параллельно с звучащим текстом, при этом у дошкольников задействуются одновременно слух, зрение и воображение, что способствует лучшему пониманию и запоминанию звучащей речи.

Использование скрайбинга с детьми дошкольного возраста на занятиях помогает им наглядно представить, запомнить, а затем и воспроизвести материал. Доказано, что 80% информации человек воспринимает визуально. Поэтому устный рассказ, дополненный картинками, запоминается намного лучше, чем рассказ без наглядной поддержки.

Следует учесть, что при использовании технологии скрайбинг, педагогу следует предлагать детям старшего дошкольного возраста упрощенные рисунки, которые не только будут максимально понятны ребятам, но и заинтересуют детей, вовлекут в процесс создания скрайбинга.

Таким образом, инновационная технология скрайбинг является уникальным средством для создания условий речевого развития ребенка. Безусловно, использование скрайбинга в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста способствует развивитию слухового и зрительного внимания, мышления, увеличивает эффективность процесса запоминания, обогащает словарный запас, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение ребят. В результате использования скрайбинга расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям.

Литература

1. Ильина, Т. А. Речевое развитие в соответствии с ФГОС дошкольного образования / Т. А. Ильина, Е. А. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 5 (243). — С. 175-177. — URL :

7. Качество дошкольного образования : интеграция науки и практики. / А. А. Григорьева, Л. В. Николаева, Т. И. Никифорова, Л. С. Ядрихинская. - Якутск: МЦНИП, 2013. 543 с.

8. Дошкольное образование. Терминологический справочник: научно-справочное издание для студентов-бакалавров направления подготовки "Педагогическое образование", профиль "Дошкольное образование". / Ж. А. Геворкянц, А. Р. Георгян, С. М. Дзидзоева [и др. ]. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2013. 188 c. EDN : ZGKHLZ

9. Колодяжная Т. П. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методич. рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. / Т. П. Колодяжная, Л. А. Колунова. - Ростов-н/ Д: ТЦ "Учитель", 2002. 32 с.

10. Сохин Ф. А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников. / Ф. А. Сохин. - М. : МОДЭК МПСИ, 2004. 240 с.

11. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника : развиваем речь. / О. С. Ушакова. - М: ТЦ Сфера, 2008. 79 с. EDN : QWJLUV


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Использование технологии синквейн в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста"

В статье  написано о технологии "синквейн", для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Доклад из опыта работы "Синквейн технология как средство речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Выступление для воспитателей о роли синквейна технологии на речевое развитие дошкольника...

Применение инновационной технологии "Синквейн" в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

Одним из эффективных интересных приемов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактич...

План самообразования воспитателя подготовительной-логопедической группы «Радуга» Алирзаевой Наиды Магомедовны по теме: «Использование разнообразных техник рисования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» на 2019-2020 учебный год

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все:...

Статья: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Синквейн - это тоже игра. Игра по заданным правилам. Такую игру можно использовать как в рамках непосредственной образовательной деятельности, так и в культурных практиках, в самостоятельной деятельно...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Использование технологии "Синквейн"  в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...