Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_mnemotehnika.doc | 268.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Клаптюх Ирина Леонидовна Приложение 4
Мастер – класс для педагогов и родителей
«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста»
Цель мастер - класса: повышение компетентности педагогов и родителей в вопросах использования приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Практическая часть Метод мнемотехники помогает научить детей отгадывать загадки о предметах, объектах или явлениях природы. Уважаемые взрослые, предлагаю вам нарисовать мнемодорожку к загадке:
Задание 1. Нет, не муха, а летает.
Высоко она взлетает.
На цветочках отдохнет,
И порхать опять начнёт (Бабочка)
Алгоритм построения мнемотаблицы к загадке
Рисуем мнемодорожку, состоящую из 4 квадратов, расположенных линейно.
В первом квадрате рисуем: муху зачёркнутую.
Во втором квадрате рисуем: облака.
В третьем квадрате рисуем: цветы.
В четвёртом квадрате рисуем: крылья и знак вопроса.
? |
При пересказе литературных текстов мнемотаблицы активизируют речевую деятельность, речь детей становится четкой, связной, последовательной.
Задание 2. Уважаемые коллеги, родители, давайте составим схему – модель мнемотаблицы для пересказа рассказа «Бабочка - лимонница» Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко. Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка - лимонница. Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть. Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике. Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем.
Алгоритм построения мнемотаблицы к рассказу «Бабочка - лимонница»
1.Пишем букву «В», рисуем солнце. «Наступила весна. Пригревало ласковое солнышко».
2.Рисуем много цветов, над ними бабочку – лимонницу. «Лужайка покрылась разноцветным цветочным ковром. Над ним порхала бабочка – лимонница».
3.Рисуем скворца. «Мимо летел скворец. Он увидел бабочку - лимонницу и захотел съесть».
4.Рисуем одуванчик, над ним бабочку - лимонницу. «Испугалась бабочка - лимонница и притаилась на одуванчике»
5.Рисуем улетающего скворца. «Летал вокруг скворец, летал, но не увидел бабочку - лимонницу. Так и улетел ни с чем».
В | ||
Использование приемов мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми весьма результативно. Применяя метод мнемотехники - стихотворение запоминается быстрее. К тому же, разучивание становится для дошкольников делом весёлым, а содержание текста – понятней и доступней.
Этапы работы над стихотворением:
1.Первичное чтение стихотворения педагогом.
2.Установка цели на заучивание стихотворения.
3.Повторное чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу.
4. Работа с текстом стихотворения по вопросам.
5.Словарная работа над новыми и незнакомыми словами в тексте.
6.Чтение стихотворения педагогом с опорой на мнемотаблицу
7.Хоровой повтор стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
8.Индивидуальное рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу
Задание 3.
А сейчас попробуем составить мнемотаблицу к стихотворению М.Блинниковой «Бабочка – бантик» Над травой порхает ... бантик?
Нет, наверно это фантик разноцветный от конфет?
Знает кто из вас ответ?
Ой, есть крылышки у чуда! Прилетело ты откуда?
Тихо бабочка присела, отдохнула и взлетела.
Так с цветочка на цветок, я порхаю весь денёк.
? | ||
Рефлексия: Уважаемые коллеги, родители! Перед вами яркая, солнечная полянка. Не хватает бабочек. Если, Вам понравился мастер – класс, и вы будите применять мнемотехнику в своей работе, пусть прилетят бабочки жёлтого цвета. Ничего не поняли по теме. Было скучно, тоскливо, пусть прилетят бабочки синего цвета. Уважаемые коллеги нам было приятно с вами работать. Спасибо за сотрудничество.
Литература
1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - Санкт-Петербург, 2005 год.
2.Громова О. Е., Соломатина Г. Н., Савинова Н. П. Стихи о временах года и игры. Дидактические материалы по развитию речи детей 5 – 6 лет. - Москва, 2005 год.
3.Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: Рабочая тетрадь упражнений по мнемотехнике. – Санкт-Петербург, 2000 год.
4.Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / журнал «Дошкольное воспитание» №10/1990 год, с.16-21.
5.Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / журнал «Ребёнок в детском саду» №2/ 2004 год, с.59-62.
6.Е. А. Юзбекова Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии ребёнка). Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей. – Москва, издательство ЛИНКА-ПРЕСС, 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...
Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...
Консультация для педагогов «Логоритмика, как средство воздействия на речевое развитие детей старшего дошкольного возраста»
В консультации для педагогов представлены теоретические аспекты и практические задания....
Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
Сообщение«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»Добрый день коллеги!Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии дет...
«Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста» (мастер-класс для педагогов)
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...
Мастер -класс "Научу за 5 минут" - Составление и решение ребусов для развития детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам
АКТУАЛЬНОСТЬ: Телефоны и телевизоры отвлекают детей от общения с внешним миром. Речь стала односложная, бедная, имеются дефекты, появились другие эталоны речи: фразы поп-звёзд, героев боевиков, телеви...