Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»
занимательные факты (старшая группа)

Ильева Марина Васильевна

Сообщение

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Добрый день коллеги!

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста. 

 

В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц влияет на развитие речи детей. Далее приведу примеры из опыта работы, какую работу по развитию речи мы проводим в своей группе, а именно с использованием мнемотаблиц.

 

Проведём деловую игру для закрепления полученных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение

«Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Добрый день коллеги!

Поговорим сегодня об использовании мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.

В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц влияет на развитие речи детей. Далее приведу примеры из опыта работы, какую работу по развитию речи мы проводим в своей группе, а именно с использованием мнемотаблиц.

Проведём деловую игру для закрепления полученных знаний.

Что такое мнемотехника?

Мнемотехника — это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путём образования искусственных ассоциаций.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Особенность методики - применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов.

Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление,

- зрительную и слуховую память,

- зрительное и слуховое внимание,

- воображение,

- связную речь,

- мелкую моторику рук.

В период дошкольного детства память по скорости развития опережает другие способности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Один из важных путей генезиса памяти – развитие ее опосредованности, запоминания при помощи вспомогательных средств, в частности символических, когда ребенок начинает управлять собственной памятью, используя один предмет, например, рисунок, в качестве заместителя другого.

Большое место занимает использование мнемотехники в дошкольном возрасте. Для того, чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы), в детских садах часто используются алгоритмы процессов умывания, одевания сервировки столов, уход за комнатными растениями т. д. У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Опора на визуальный образ очень важна и обязательна, так как если при воспроизведении текста этот зрительный образ не возникает в воображении, то ребёнок не понимает этого текста.

Правила создания мнемотаблицы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого, к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя к мнемодорожкам, а затем и к мнемотаблицам.

  • Для начала детей знакомят с мнемоквадратами - изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение;
  • Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из четырех картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения.
  • И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, сказку. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и детей, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование схем в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

В статье говорится о грамотном использовании и значении схем при обучении детей рассказыванию, составлении сравнительных, описательных  рассказов, а так же о роли наглядности в речевом развитии....

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста

Использование мнемотаблиц в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста...

Сообщение «Использование мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста»

Поговорим сегодня об использовании  мнемотехники в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста.  В начале, я расскажу, что такое мнемотехника, как использование мнемотаблиц вли...

Использование мнемотехники в речевой развитии детей старшего дошкольного возраста.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. ...

Мастер - класс "Использование нейроскакалки в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ"

       Из п. 2.6. ФГОС ДО следует, что содержание программы ДОО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и оватыва...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Использование приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал повысит компетентность педагогов и родителей в вопросах приёмов мнемотехники для речевого развития детей старшего дошкольного возраста....