Конспект занятия «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект занятия «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» (старшая группа)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»

(старшая группа)

Воспитатель МБДОУ детский сад №3 «Сказка»  Орлова И.А.

Задачи:

Продолжать знакомить детей с жизнью и творчеством писателя сказочника К.И.Чуковского;

Формировать умение четко, ясно и последовательно отвечать на поставленные вопросы;

Обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитывать интерес к творчеству К. И. Чуковского

Расширять кругозор детей;

Развивать творческие способности детей

Развивать общую моторику, координацию речи с движением.

        

Материал к занятию: 

Предметы для игры – корзина, мыло, перчатки, шарик, мочалка, градусник, телефон, блюдце, шоколадка, калоши; для продуктивной деятельности – чудо- дерево, листочки и карандаши, запись музыки, презентация, выставка книг К.И.Чуковского; проектор

Предварительная  работа:

Чтение произведений К. И. Чуковского;

Игры- драматизации;

Игры со словом « Доскажи словечко», «Подбери рифму»

Разгадывание загадок.

Работа детей на занятиях: лепка, аппликация, рисование.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Ребята, а вы любите путешествовать?  (ответы детей)

         Ну, тогда пора тихонько

         Нам места свои занять,

         В мир волшебных приключений

         Путешествие начать… (слайд)

Воспитатель: Вот мы с вами и оказались в сказочной стране. Посмотрите, тут растет чудо-дерево?

         Как у наших у ворот,

         Чудо – дерево растет.

         Чудо, чудо, чудо, чудо,

         Расчудесное.

         Ни листочки на нем,

         Ни цветочки на нем,

А  что же растет на нашем дереве?  (книжки). Детям раздаются книги К. И. Чуковского.

Какие сказки написаны в этих книжках? (рассматриваем книги: «Доктор Айболит», «Телефон», «Федорино горе», «Путаница», «Мойдодыр», «Муха Цокотуха») Кто написал эти сказки? Что вы знаете о нём? (ответы детей)

Слайды на экране  о К.И. Чуковском. (презентация)

- Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху,  Бармалея,  Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
   Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку: "Жил да был крокодил, он по улицам ходил". Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
- Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки .   Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет  «Федорино горе».

Федора: Ой, бедная баба я

И плачу, и плачу одна

Села бы я за стол

 Да стол за ворота ушел.

Сварила бы я щи,

Да кастрюлю, поди, поищи.

И чашки ушли и стаканы

Остались одни тараканы

Воспитатель: Кто это, ребята?   (Федора).

Какая она? (грязная, неряшливая)

Что случилась, Федора?

Федора: Я такая неряха, растеряла все вещи из сказочной корзины.

Воспитатель: Ребята, мы должны помочь Федоре вернуть в корзину предметы из сказок Корнея Чуковского.  Дети ищут предметы и складывают их в корзину,  при этом называя строчки из сказок.

Игра «Сказочная корзина»

Телефон  (У меня зазвонил телефон)

Воздушный шарик  (Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике)

Мыло  (Вот и мыло подскочило)

Блюдце  (А за ними блюдца)

Калоша  (Пришли мне дюжину новых калош)

Термометр  (И ставит им градусник)

Сито (Скачет сито по полям)

Перчатки  (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)

Монета  (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)

Шоколадка  (И всем по порядку даёт шоколадку)

Мочалка  (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

Федора: Спасибо, ребята, помогли. Пора мне возвращаться в свою сказку.

Воспитатель: Подожди, Федора, не спеши. Как же мы можем тебя  отпустить такую грязную и чумазую. Надо подумать. Ребята, кто из героев сказок К. Чуковского может нам помочь?  (Мойдодыр).

Мойдодыр: Я - Великий Умывальник,

Знаменитый Мойдодыр,

Умывальников Начальник

И мочалок Командир!

Ой, Федора,  как тебе не стыдно. Стыд и срам стыд и срам.

Ладно, помогу я тебе, но для начала хочу знать, как хорошо дети знают сказки Корнея Чуковского.

Игра «Угадай сказку»

А в Большой реке
Крокодил лежит,
И в зубах его не огонь горит –
Солнце красное…
(“Краденое солнце”)

Мимо курица бежала
И посуду увидала:
«Куд-куда! Куд-куда!
Вы откуда и куда?!»

 (“Федорино горе”)

Долго, долго крокодил
Море синее тушил
Пирогами, и блинами,
И сушеными грибами.
(“Путаница”)

Вдруг навстречу мой хороший,
Мой любимый Крокодил
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил…
(“Мойдодыр”)

И со слезами просил:
- Мой милый, хороший,
Пришли мне калоши,
И мне, и жене и Тотоше
(“Телефон”)

Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого,
Молодого Комара!
(“Муха Цокотуха”)

Мойдодыр: Молодцы ребята! Хорошо знаете сказки К.Чуковского!

А теперь вставайте. Будем умываться вместе с Федорой.

Физкультминутка         

Льется чистая водица.

Мы умеем сами мыться  Руки вперед, наклон потянуться за руками.

Пасту белую берем,   Выпрямиться, круговые движения ладонями у лица.

Крепкой щеткой зубы трем   Движения, имитирующие чистку зубов.

Моем шею, моем уши   Руки к шее, руки к ушам.

После вытираемся посуше.   Лицо нагнуть к ладоням.

Воспитатель: Посмотрите, на Федору.

Вот  чудо случилось с ней:

Стала Федора добрей.

Федора: Спасибо, тебе, Мойдодыр!

Федора и Мойдодыр прощаются и  уходят.

Воспитатель: Ребята, угадайте загадку.

Всех на свете он добрее,

Лечит птичек и зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

Кто же это? ( Айболит)

Айболит: Здравствуйте! Ребята!

Какие вы все чистые и опрятные. Вижу, Мойдодыр,  постарался. Я к вам тоже не просто так пришёл, а приготовил для вас задание. Продолжи строчки произведений К.И.Чуковского «Доскажи рифму»

Добрый доктор Айболит … (Он под деревом сидит)

Вдруг откуда-то летит

Маленький комарик … (и в руке его горит маленький фонарик)

Я хочу напиться чаю,

К самовару подбегаю … (но пузатый от меня убежал, как от огня)

Солнце по небу гуляло

И за тучку забежало…(глянул заинька в окно, стало заиньке темно)

А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья?)

Скачет сито по полям, … (а корыто по лугам)

Замяукали котята, Надоело нам мяукать…(мы хотим, как поросята. Хрюкать!)

Айболит: Справились с заданием. Вижу, знаете все сказки.

Вбегает Бармалей

Бармалей:  И мне не надо

Ни мармелада, ни шоколада

А только маленьких,

Ну, очень маленьких… (детей).

(Связывает детей верёвкой.)

Айболит: «Ну, пожалуйста, мой милый,

Мой любезный Бармалей,

Развяжите, отпустите

Этих маленьких детей!»

Бармалей: Нет, пока не разгадайте мои загадки.

Загадки

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что - то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда.

Живое выбежало чудо,-

Такое теплое, такое

Пушистое и золотое. (Яйцо и цыпленок)

Красные двери в пещере моей,

Белые звери сидят у дверей.

И мясо, и хлеб всю добычу мою

Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы)

Лежу я у вас под ногами,

Топчите меня сапогами,

А завтра во двор унесите меня

И бейте меня, колотите меня,

Чтоб дети могли поваляться на мне,

Барахтаться и кувыркаться на мне.  (Ковер)

Хожу,  брожу не по лесам,

А по усам, по волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей.  (Расческа)

На малину налетели,

Поклевать её хотели,

Но увидели урода,-

И скорей из огорода!

А урод сидит на палке,

С бородою из мочалки.  (Пугало)

Паровоз без колёс!

Вот так чудо паровоз!

Не сума ли он сошёл?-

Прямо по морю пошёл!  (Корабль)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху  увидел лохматого.  (Зеркало)

Воспитатель: Ребята, эти загадки тоже придумал Корней Иванович.- Он отличался большим трудолюбием: «Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей. Это спасало его  от умственной праздности!»

Ну, Бармалей, разгадали мы все твои загадки, отпускай детей.

Бармалей: «Как я рад, как я рад,

Буду, буду я добрей, да, добрей!

Напеку я для детей, для детей

Пирогов и кренделей, кренделей!

По базарам, по базарам буду, буду я гулять!

Буду даром, буду даром пироги я раздавать,

Кренделями, калачами ребятишек угощать».

Бармалей уходит.

Воспитатель: Вот наше путешествие подходит к концу.

И снова вернулись к чудесному дереву.

Что росло на чудо - дереве Корнея Чуковского?

Как у наших у ворот

Чудо-дерево растёт.

Чудо, чудо, чудо, чудо

   Расчудесное!

Не листочки на нём,

Не цветочки на нём,

А чулки да башмаки,

   Словно яблоки!

А давайте мы с вами сделаем своё Чудесное дерево. Что бы вы хотели, чтобы росло на этом дереве?  (ответы детей)

Рисование на листочках своих желаний и приклеиваем их на чудо - дерево.

Рефлексия: Понравилось вам наше путешествие? Что больше всего понравилось? О ком говорили? Какие сказки вспомнили?

Оформление выставки детских рисунков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия " путешествие в сказку" для детей старшей группы.

Конспект занятия с применением ИКТ для детей старшей группы "Путешествие в сказку"...

Конспект занятия «Путешествие по сказкам» для детей старшей группы

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»для детей старшей группы...

Открытое занятие Путешествие в сказку Корнея Чуковского " Федорино горе"

Тема моего НОД  Путешествие в сказку Корнея Чуковского « Федорино горе» идёт в соответствии с тематическим планированием « Человек и предметный мир»....

Конспект занятия "Путешествие по сказкам Корнея Чуковского"

Конспект занятия в старшей и подготовительной группе...

Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста.

Конспект развлечения «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского» по образовательной области «Речевое развитие» с детьми старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия « Путешествие в сказку «Заюшкина избушка» ( старшая группа)

Задачи : Образовательные .Актуализировать знания детей о  порядковом счете.Дать возможность применить на практике полученные знания о геометрических фигурах , упражнять в ориентации в пространств...

Занятие "Путешествия по сказкам" Корнея Чуковского ( технология ситуации)

Предлагаю совершить путешествие по сказкам Корнея Чуповского используя технологию " Ситуации"...