Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Эльвира Жанбырбаевна Иванова

Программное содержание. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rr.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Программное содержание. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Задачи:

Обучать детей умению вести беседу, отвечать на вопросы и задавать их.

Развивать умение слушать высказывания других детей, дополнять ответы.

Вызвать у детей желание рассуждать, делать выводы, вносить свои реплики.

Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость в общении друг с другом.

Ход занятия

1.Организационно-побудительный этап.

- Ребята, вы уже умеете подбирать рифмующиеся – похоже звучащие слова, например: лицо – письмецо, пес – произнес, прошу – не выношу, сучок – стручок – паучок – старичок.

- Я предлагаю поиграть в слова. (Игра в кругу).

– Какие бывают слова.

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово колючее – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

– Что же такое рифма(Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма.

2.Основная часть.

Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».

– Сегодня мы с вами вспомним сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».

Шиш по своим делам в  город пошёл. Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:

— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:

— Здравствуйте, молодой человек!

А Шиш опять:

— Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дядька говорит:

— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так

присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть

не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.

— Давай.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

— Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.

— Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твоего дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

— Это, дяденька, для рифмы.

— Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?

- Меня зовут... Федя. Дядька говорит: Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: Если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, А с моей лошади слезай!  

- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а... Силантий. Дяденька говорит: Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий!

- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».

- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.

Воспитатель«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка….(ответы детей)

- В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

Физминутка.

Три медведя шли домой         (Дети шагают на месте вперевалочку).

Папа был большой-большой.     (Поднять руки над головой, потянуть вверх).

Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди).
А сынок — малютка просто.      (Присесть).
Очень маленький он был,        (Присев,   качаться  по-медвежьи).
С погремушками ходил.        (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь.        (Дети имитируют игру с погремушками).

- А теперь ребята давайте подумаем:

- Какие герои по характеру?

- В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (проехал бы мимо)

- А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?

- А как бы вы поступили на месте дяденьки?(Ответы детей).

Игровая ситуация

- Сейчас мы с вами станем сказочниками, для этого нам нужно всем присесть на волшебный ковёр. (Использую в рассказе игрушку-перчатку «Медвежонок»).

«В одном театре билеты продавались не за деньги, а………как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и…»

-Послушайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»:

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир дает билеты —

Не один, а целых три!

– С НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВОСЕЛЬЕМ!

РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!

И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…

– ПОЗДРАВЛЯЮ

С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья

Постоял на голове.

Вопросы:

- К месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова?

- Что надо было сказать, попросив билет? (Пожалуйста, спасибо).

- Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…“ Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».

 3.Итог НОД.

- Какие вежливые слова вы знаете?

- Что вы говорите друг другу при встрече, когда утром приходите в детский сад, когда уходите?

Игра « Рифмы».

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала -…(шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался -…(сом).

В библиотеке взяли том,

Зимой ребята лепят -…(ком).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много -…(дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный …(гул).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД вторая младшая группа Образовательная область «Развитие речи». Тема «Чтение русской народной сказки «Колобок». Дидактическое упражнение «Играем в слова»

Конспект Нод составлен в соответствии с ФГОС  дошкольного образования, направлен на создание ситуации успеха детей на занятии....

1 неделя января с 9 по 12. Тема недели: «Мои любимые сказки» Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении. Постепенное приучение слушать сказки, запоминать небольшие и про

Тема недели: «Мои любимые сказки»Цель: Формирование целостной картины мира через чтение сказок. Развитие интереса и внимания к слов в литературном произведении.Постепенное приучение слушат...

«Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)...

Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе

Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие...

Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской

Знакомство детей с необычной сказкой Б.Шергина, обогащение словаря детей вежливми словами...