Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Кувалина Елена Михайловна

Знакомство детей с необычной сказкой Б.Шергина, обогащение словаря детей вежливми словами

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие

Программное содержание.

  • Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово».
  •  Обогащать словарь детей вежливыми словами.

Задачи:

  • Обучать детей умению вести беседу, отвечать на вопросы и задавать их.
  • Развивать умение слушать высказывания других детей, дополнять ответы.
  • Вызвать у детей желание рассуждать, делать выводы, вносить свои реплики.
  • Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость в общении друг с другом.

Материал: 

  • портрет Б. Шергина
  • иллюстрации сказки «Рифмы»
  • игрушка «Медвежонок».

Ход занятия

Давайте поздороваемся с гостями и подарим им  и друг другу хорошее настроение «Ты мой друг и я твой друг – улыбнитесь все вокруг». Я очень рада вас видеть.

- Ребята, мы с вами играли в игру «Слово наоборот», давайте ее вспомним. Я называю слово, а вы подбираете слова противоположного значения.  

А сегодня я хочу вас познакомить с рифмующимися словами – похоже звучащие слова, например: лицо – письмецо, пес – произнес, прошу – не выношу, сучок – стручок – паучок – старичок.

– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.

– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма.

Основная часть.

Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».

– Сегодня мы с вами послушаем сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».

- Вам понравилась сказка?

Воспитатель: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка….(ответы детей)

- В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».

- А теперь ребята давайте подумаем:

- Какие герои по характеру?

- В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (проехал бы мимо)

- А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?

- А как бы вы поступили на месте дяденьки (Ответы детей).

Физминутка.

Игровая ситуация (плачет медвежонок)

-

«В одном театре билеты продавались не за деньги, а…За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Давайте поможем медвежонку. (Дети называют вежливые слова)

Он запомнил их, помчался в театр и…»

-Послушайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»:

Вопросы:

- К месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова?

- Что надо было сказать, попросив билет? (Пожалуйста, спасибо).

Игра «Рифмы».

Мы в рифмы играли - слова подбирали.

Сейчас поиграем с тобой.

В кладовой шуршала мышка,

Под сосной лежала - (шишка) .

Живёт в нашем доме Гарик,

У него есть синий (шарик).

Капризуля наша Маша,

У неё в тарелке (каша).

Стоит в деревне старый дом,

В сети к нам попался - (сом).

Очень любят мыши сыр,

В хорошем сыре много - (дыр).

Ветер очень сильно дул,

Стоял повсюду страшный (гул).

Итоги  

-Какую сказку мы сегодня читали? (Рифмы)

Кто ее написал? (Борис Шергин)

А что такое рифма, кто помнит? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)

- Где ее используют? (в стихотворениях, загадках)

Дарит игру «Рифмы»

игра  « Какие бывают слова»

Есть сладкое слово – конфета.

Есть быстрое слово – ракета.

Есть кислое слово – лимон.

Есть слово с окошком – вагон.

Есть слово колючее – ёжик.

Есть слово промокшее – дождик.

Есть слово упрямое – цель.

Есть слово колючее – ель.

Есть книжное слово – страница.

Есть слово лесное – синица.

Есть слово пушистое – снег.

Есть слово весёлое – смех.

– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)

Вот уже второй звонок!

Медвежонок со всех ног

Подбегает к кассе…

– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!

ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир дает билеты —

Не один, а целых три!

– С НОВЫМ ГОДОМ!

С НОВОСЕЛЬЕМ!

РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!

И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…

– ПОЗДРАВЛЯЮ

С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!

ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья

Постоял на голове.

Борис Викторович Шергин «Рифмы».

Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.

Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:

— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!

Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:     — Здравствуйте, молодой человек!

А Шиш опять:     — Как супруга ваша поживает, как деточки?

Дядька говорит:  — Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.

Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.

Он говорит:

— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.

— Это что такое — рифмы?

— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.

— Давай.

— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?

— Моего папашу звали Кузьма.

Шиш говорит:

Я твоего Кузьму

За бороду возьму!

Дядька говорит:

— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?

Шиш говорит:

— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.

— Моего дедушку звали Иван.

Шиш говорит:

Твой дедушка Иван

Посадил кошку в карман.

Кошка плачет и рыдает,

Твоего дедушку ругает.

Дядька разгорячился:

— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?

— Это, дяденька, для рифмы.

— Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?

- Меня зовут. Федя. Дядька говорит: Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!

- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: Если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, А с моей лошади слезай!

- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит: Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий!

- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».

- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект НОД по физической культуре в старшей группе: по стихотворению Э. Мошковской «Хитрые старушки».

Открытое авторское занятие по физической культуре  для подготовительной к школе группы "Хитрые старушки"...

Конспект открытого мероприятия. Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»

Конспект открытого мероприятия. Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»...

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы Чтение стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям

Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группыЧтение стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролямПрограммные задачи...

«Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»

план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)...

Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе

Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие...

Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово"

Программное содержание. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами....