Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Знакомство детей с необычной сказкой Б.Шергина, обогащение словаря детей вежливми словами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_chtenie_skazki_b._shergina_rifmy_stihotvoreniya_e._moshkovskoy_vezhlivoe_slovo.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Программное содержание.
- Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово».
- Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Задачи:
- Обучать детей умению вести беседу, отвечать на вопросы и задавать их.
- Развивать умение слушать высказывания других детей, дополнять ответы.
- Вызвать у детей желание рассуждать, делать выводы, вносить свои реплики.
- Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость в общении друг с другом.
Материал:
- портрет Б. Шергина
- иллюстрации сказки «Рифмы»
- игрушка «Медвежонок».
Ход занятия
Давайте поздороваемся с гостями и подарим им и друг другу хорошее настроение «Ты мой друг и я твой друг – улыбнитесь все вокруг». Я очень рада вас видеть.
- Ребята, мы с вами играли в игру «Слово наоборот», давайте ее вспомним. Я называю слово, а вы подбираете слова противоположного значения.
А сегодня я хочу вас познакомить с рифмующимися словами – похоже звучащие слова, например: лицо – письмецо, пес – произнес, прошу – не выношу, сучок – стручок – паучок – старичок.
– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.
– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма.
Основная часть.
Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».
– Сегодня мы с вами послушаем сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
- Вам понравилась сказка?
Воспитатель: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка….(ответы детей)
- В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».
- А теперь ребята давайте подумаем:
- Какие герои по характеру?
- В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (проехал бы мимо)
- А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?
- А как бы вы поступили на месте дяденьки (Ответы детей).
Физминутка.
Игровая ситуация (плачет медвежонок)
-
«В одном театре билеты продавались не за деньги, а…За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Давайте поможем медвежонку. (Дети называют вежливые слова)
Он запомнил их, помчался в театр и…»
-Послушайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»:
Вопросы:
- К месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова?
- Что надо было сказать, попросив билет? (Пожалуйста, спасибо).
Игра «Рифмы».
Мы в рифмы играли - слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала - (шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался - (сом).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много - (дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).
Итоги
-Какую сказку мы сегодня читали? (Рифмы)
Кто ее написал? (Борис Шергин)
А что такое рифма, кто помнит? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
- Где ее используют? (в стихотворениях, загадках)
Дарит игру «Рифмы»
игра « Какие бывают слова»
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!
– С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…
– ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
Борис Викторович Шергин «Рифмы».
Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу: — Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять: — Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит: — Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?
- Меня зовут. Федя. Дядька говорит: Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: Если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит: Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий!
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект НОД по физической культуре в старшей группе: по стихотворению Э. Мошковской «Хитрые старушки».
Открытое авторское занятие по физической культуре для подготовительной к школе группы "Хитрые старушки"...
Конспект открытого мероприятия. Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»
Конспект открытого мероприятия. Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»...
«Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Конспект НОД в старшей группе...
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы Чтение стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группыЧтение стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролямПрограммные задачи...
«Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)...
Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе
Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие...
Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово"
Программное содержание. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами....