«Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
план-конспект занятия по художественной литературе (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shergin_rifmy_starshaya_gruppa.docx | 22.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие
Программное содержание.
- Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово».
- Обогащать словарь детей вежливыми словами.
Задачи:
- Обучать детей умению вести беседу, отвечать на вопросы и задавать их.
- Развивать умение слушать высказывания других детей, дополнять ответы.
- Вызвать у детей желание рассуждать, делать выводы, вносить свои реплики.
- Воспитывать доброжелательность, тактичность, вежливость в общении друг с другом.
Материал:
- портрет Б. Шергина
- иллюстрации сказки «Рифмы»
- игрушка би-ба-бо «Медвежонок».
Ход занятия
- Ребята, вы уже умеете подбирать рифмующиеся – похоже звучащие слова, например: лицо – письмецо, пес – произнес, прошу – не выношу, сучок – стручок – паучок – старичок.
- Я предлагаю вам поиграть в слова.
Дети встают в круг, проводится игра в « Какие бывают слова»
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.
– Что помогло вам отгадать слова? (Рифма.)
– Что же такое рифма? (Рифма – созвучие концов стихотворных строк.)
– Рифмующиеся слова используют поэты при сочинении стихов и загадок.
– Какие вы молодцы. Поняли что такое рифма.
Основная часть.
Сочинять стихи не так уж и просто. Удачно подобранные рифмующиеся слова встречаются в хороших стихах. В плохих стихах они могут быть обидными, как это было в сказке «Рифмы».
– Сегодня мы с вами послушаем сказку Бориса Викторовича Шергина «Рифмы».
Шиш по своим делам в город пошёл. Дело было летом, жарко.
Впереди едет дядька на лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отчеству. Он и кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, такприсаживайтесь на телегу, подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидетьне может. Он только тогда молчит, когда НЕ спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть НЕ в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб НЕ складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твоего дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму: тебя как зовут?
- Меня зовут. Федя. Дядька говорит: Если ты Федя, То поймай в лесу медведя, На медведе поезжай, А с моей лошади слезай!
- Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан. Дядька говорит: Если ты Степан, Садись на аэроплан. На аэроплане и летай, А с моей лошади слезай!
- Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а. Силантий. Дяденька говорит: Если ты Силантий, То с моей лошади слезантий!
- Что ты, дяденька, такого и слова нет - «слезантий».
- Хотя и нет, всё равно слезай! Шишу и пришлось слезать с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков.
Воспитатель: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Ребята, как вы думаете, чему нас учит сказка….(ответы детей)
- В конце сказки автор нам сам подсказывает: «Если тебя добрый человек везёт на лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков».
Физминутка.
Три медведя шли домой (Дети шагают на месте вперевалочку).
Папа был большой-большой. (Поднять руки над головой, потянуть вверх).
Мама с ним поменьше ростом, (Руки на уровне груди).
А сынок — малютка просто. (Присесть).
Очень маленький он был, (Присев, качаться по-медвежьи).
С погремушками ходил. (Встать, руки перед грудью сжаты в кулаки).
Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь. (Дети имитируют игру с погремушками).
- А теперь ребята давайте подумаем:
- Какие герои по характеру?
- В сказке и дядька добрый и Шиш добрый, а что было бы, если дяденька был бы злым человеком? (проехал бы мимо)
- А если бы Шиш, был бы воспитанным и не придумывал бы разные рифмы что было бы?
- А как бы вы поступили на месте дяденьки (Ответы детей).
Игровая ситуация
- Сейчас мы с вами станем сказочниками, для этого нам нужно всем присесть на волшебный ковёр. (Использую в рассказе игрушку-перчатку «Медвежонок»).
«В одном театре билеты продавались не за деньги, а…как вы думаете, за что? (Дети высказывают свои предположения.) За вежливые слова. Медвежонок не знал вежливых слов и ему билет не дали. Заревел медвежонок, побежал к медведице, и та научила его вежливым словам. Он запомнил их, помчался в театр и…»
-Послушайте отрывок из стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»:
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе…
– ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСЬТЕ!
ДОБРОЙ НОЧИ И РАССВЕТА!
ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!
– С НОВЫМ ГОДОМ!
С НОВОСЕЛЬЕМ!
РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ!
И кассир дает билеты – Не один, а целых пять…
– ПОЗДРАВЛЯЮ
С ДНЕМ РОЖДЕНЬЯ!
ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове.
Вопросы:
- К месту ли сказал торопыга-медвежонок эти замечательные вежливые слова?
- Что надо было сказать, попросив билет? (Пожалуйста, спасибо).
- Русский язык очень богат. В нем много разных слов об одном и том же. Например: „Медвежонок торопился. Он побежал, помчался, кинулся со всех ног, как вихрь помчался…“ Чем больше разных слов вы будете знать, тем богаче и интереснее будет ваша речь».
Игра «Рифмы».
Мы в рифмы играли - слова подбирали.
Сейчас поиграем с тобой.
В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала - (шишка) .
Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий (шарик).
Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке (каша).
Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался - (сом).
В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят - (ком).
Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много - (дыр).
Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный (гул).
Рефлексия - Какие вежливые слова вы знаете?
- Что вы говорите друг другу при встрече, когда утром приходите в детский сад, когда уходите? Что такое рифма? Где используют рифмующие слова?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого мероприятия. Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»
Конспект открытого мероприятия. Игра – драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»...
«Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово»
Конспект НОД в старшей группе...
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группы Чтение стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролям
Конспект занятия с элементами театрализованной деятельности для детей подготовительной группыЧтение стихотворения Э.Мошковской «Вежливые слова», разыгрывание его по ролямПрограммные задачи...
.Конспект РОД Игра-драматизация по стихотворению Э. Мошковской «Вежливые слова»
Цель: создание условий для формирования и развития эстетических чувств, мышления, сообразительности, памяти дошкольников посредством приобщения их к театральному творчеству. Задачи: закреплять зн...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы».
Ознакомление детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» на занятии по развитию речи в старшей группе...
Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группе
Конспект : «Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово» в старшей группеИнтеграция образовательных областей: речевое развитие...
Чтение сказки Б. Шергина "Рифмы", стихотворения Э. Мошковской "Вежливое слово"
Программное содержание. Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы» и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами....