Опыт работы: «Инновационные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Цель: поделиться опытом применения инновационных технологий, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста.
 

 В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста весьма актуальна. Развитие речи считается одним из значимых направлений в работе педагога дошкольной образовательной организации, так как обеспечивает своевременное полноценное развитие ребенка. От уровня развития связной речи зависит умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие, успешность обучения в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свое мнение – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у детей.

 

В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом инновационных технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Инновационные технологии, применяемые мной в педагогической деятельности:

- Мнемотехника,
- Кинезиология,
- Сказкотерапия,
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_tehnologii_po_rechevomu_razvitiyu.docx18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы: «Инновационные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: поделиться опытом применения инновационных технологий, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста.

В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкольного возраста весьма актуальна. Развитие речи считается одним из значимых направлений в работе педагога дошкольной образовательной организации, так как обеспечивает своевременное полноценное развитие ребенка. От уровня развития связной речи зависит умение общаться с людьми, общее интеллектуальное развитие, успешность обучения в школе. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свое мнение – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у детей.

В образовательной практике накоплено достаточное количество методик, научных трудов, статей по развитию речи у дошкольников. Сегодняшний день отличается активным ростом инновационных технологий, многие из которых можно успешно использовать в работе воспитателя ДОУ.

Инновационные технологии, применяемые мной в педагогической деятельности:

- Мнемотехника,
- Кинезиология,
- Сказкотерапия,
- Артикуляционная и пальчиковая гимнастики.

1. Мнемотехника

Мнемотехника в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Использование мнемотаблиц (сенсорно-графических схем) на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше. Их используют: для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.
Символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, обозначения домашних – дом. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам., т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой заставкой – изобразить персонажа в графическом виде. Мнемотаблицы - схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Коллаж (разновидность мнемотаблиц) – это лист картона, где изображены буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они все между собой одной целью. Цель коллажа –расширение словарного запаса, образного восприятия, развитие устной речи, умения связно говорить, рассказывать.

#1050;инезиология

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.
Кинезиологическая гимнастика («гимнастика мозга») включает в себя:
1. Дыхательные упражнения.
2. Глазодвигательные упражнения.
3. Коррекционные движения тела и пальцев.
4. Упражнения для релаксации.
5. Различные виды массажей. Особенно эффективным является массаж пальцев рук и ушных раковин.
6. Растяжки - нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

3. Сказкотерапия

Для развития речи детей дошкольного возраста используется такая методика, как сказкотерапия. Развитие речи дошкольника сказкотерапией – наиболее эффективный и доступный для него способ совершенствования разговорных способностей. Сказкотерапия позволяет решить следующие задачи:

Развитие речи при помощи пересказов, рассказов от третьего лица, совместного рассказывания и рассказывания по кругу, а также сочинения собственных сказок.

Выявление творческих способностей ребенка, содействие в их развитии.

Снижение уровня агрессивности и тревожности.

Развитие коммуникативных способностей.

Обучение преодолению страхов и трудностей.

Развитие способности к грамотному выражению эмоций.

Во время сочинения сказок можно использовать следующие приемы:

«Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

«Что будет, если... (сюжет задает воспитатель);

«Изменение характера персонажей» (сказка на новый лад);

«Введение в сказку новых атрибутов, героев».

Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности:

1) Жили-были...

Начало сказки, встреча с ее героями.

Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных.

Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр.

Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

2) И вдруг однажды…

Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.

3) Из-за этого…

Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.

4) Кульминация.

Герои сказки справляются с трудностями.

5) Развязка.

Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.

6) Мораль сказки…

Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется.

4. Артикуляционная и пальчиковая гимнастики

Большое место в развитии речи детей занимает использование артикуляционной гимнастики. Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков - фонем - и коррекции нарушений звукопроизношения любого происхождения; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Известный педагог Сухомлинский сказал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон.

Таким образом, применение инновационных технологий способствует, развитию всех форм устной речи ребёнка и повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно - исследовательская работа на тему "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе содержания русского народного фольклора".

Работа поможет  развить речь детей через русское народное творчестваю В работе есть перспективный план по работе с детьми  и родителями....

Опыт работы "Мнемотехника в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Развитие связной речи детей - актуальная проблема в современном мире. В её решении помогают современные образовательные технологии.Мнемотехника способствует развитию связной, последовательной, граммат...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

Опыт работы по теме «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через придумывание рассказов и сказок».

Опыт работы по теме  «Развитие связной речи детей старшего дошкольного      возраста через придумывание рассказов и сказок»....

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания.

Результаты освоения инновационной темы : Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через освоение алгоритма составления текстов сказочного содержания....

Современные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

В современной практике выявляется тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ ( в частности с ОНР), актуальным и наиболее сложным...