Современные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Никитина Татьяна Ивановна

В современной практике выявляется тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ ( в частности с ОНР), актуальным и наиболее сложным является работа по развитию связной речи. При этом, развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно развитие связной речи позволяет улучшить коммуникативную функцию, и неотъемлемо связано с мыслительной деятельностью, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Никитина Т.И, воспитатель

 ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»

г. о. Новокуйбышевск, Самарская область

Современные тенденции российского образования сегодня ориентированы на развитие личности дошкольника. Важное место уделено развитию связной, грамматически правильной речи, речевого творчества, воображения и творческой активности воспитанника, что отражено в ФГОС ДО и зафиксировано в виде целевых ориентиров.

В современной практике выявляется тенденция к увеличению количества детей с речевыми нарушениями. Взаимодействуя с детьми дошкольного возраста с ОВЗ ( в частности с ОНР), актуальным и наиболее сложным является работа по развитию связной речи. При этом, развитие связной монологической речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это объясняется социальной значимостью и ролью речи в формировании личности. Именно развитие связной речи позволяет улучшить коммуникативную функцию, и неотъемлемо связано с мыслительной деятельностью, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Основываясь на результатах входящей диагностики детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ, были выявлены значимые проблемы в развитии воспитанников: низкий уровень развития связной речи, сложности при необходимости использования творческого мышления и воображения, низкий познавательный интерес воспитанников, невысокая работоспособность. В силу этих и других причин, дети с ОВЗ не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции.

Анализ сложившихся факторов нацелил меня на поиск и определение современных, нетрадиционных методов и приемов коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ по формированию связной речи.

В коррекционной работе в целом и в работе над развитием связной речи в частности я использую следующие педагогические технологии, позволяющие получить положительную динамику в обучении и воспитании:

  • здоровьесберегающие технологии: динамические паузы в сочетании с речевым материалом; пальчиковая гимнастика; дыхательная гимнастика; самомассаж; релаксация; артикуляционная гимнастика; гимнастика для глаз, элементы песочной терапии; элементы логоритмики;
  • технология развивающего обучения, ориентирующаяся на развитие способностей воспитанников путем использования их потенциальных возможностей;
  • технология дифференцированного (в том числе индивидуализированного) обучения и воспитания, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обусловливается индивидуальными особенностями детей;
  • технология моделирования (мнемотехники) - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации путем образования дополнительных ассоциаций;
  • проектная технология, направленная на развитие свободной и творческой личности и позволяющая родителям стать непосредственными участниками образовательного процесса. Проект – способ взаимодействия ребенка с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели;
  • информационно-коммуникационные технологии, являющиеся одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей;
  • игровые технологии, главная цель которых – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений детей;
  • технология интегрированного занятия, соединяющая знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга;
  • технология дистанционного обучения – новая современная форма организации образовательного процесса, базирующаяся на принципе активизации самостоятельной работы ребенка (в дошкольном возрасте посредствам родителей) в компьютерной среде.

Очень часто на практике невозможно отделить одну технологию от другой, обычно они применяются в совокупности, например, здоровьесберегающая, игровая и технология интегрированного занятия, технология развивающего обучения и технология дифференцированного обучения и воспитания, проектная технология и информационно-коммуникационная технология.

Успешность коррекционного процесса в ДОО напрямую связана с правильностью и гармоничностью организации всей системы обучения и воспитания ребёнка с ОВЗ, с точностью выбора методов и технологий, наличием технических средств обучения, оптимальностью взаимодействия всех участников процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей."Современные дидактические игры по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста"

Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. У детей старшегодошко...

Статья "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста как проблема современной дошкольной педагогики"

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, чётко...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования современных интерактивных образовательных технологий.Автор: Сухова Юлия Владимировна. Аннотация. Статья посвяще...

Кубик Блума современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Согласно требованиям ФГОС, работая с детьми, мы находимся в постоянном поиске новых приемов и методов ч...

Кубик Блума как современный метод развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Хочу остановиться на игровом приеме, который меня заинтересовал своей универсальностью, а также тем, что его можно применить не только в любой форме организации образовательной деятельности и на любой...

Опыт работы: «Инновационные технологии развития связной речи детей старшего дошкольного возраста».

Цель: поделиться опытом применения инновационных технологий, способствующих развитию связной речи детей дошкольного возраста.  В настоящее время проблема развития связной речи у детей дошкол...