Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Моя семья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Захарова Ольга Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема «Моя семья».

Цели: Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

-Активизировать словарь детей «родственники»«семья»«уважение»«забота»«защита»«любовь»;

-Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

Развивающие:

родолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление;

-Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Воспитывающие:

-Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_v_starshey_gruppe.docx35.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

Тема «Моя семья».

Цели: Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Задачи:

Образовательные:

-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;

-Активизировать словарь детей «родственники»«семья»«уважение»«забота»«защита»«любовь»;

-Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;

Развивающие:

-Продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление;

-Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.

Воспитывающие:

-Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.

Интегрируемые образовательные области:

-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение, пословицы)

-физическое развитие (физ. минутка)

Предварительная работа:

- Рассматривание семейных фотографий детей группы с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.

- Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».

Материал и оборудование: семейные фотографии, генеалогическое древо, картинки с изображением: мама, папа, дедушка, бабушка, дети.

 

ХОД:

Здравствуйте ребята! Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!

Организационный момент:

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Посмотрю на ваши лица,

С кем бы мне повеселиться.

Воспитатель: А теперь присаживайтесь на стульчики. А о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям?

Кто поддержит вас, друзья?

Ваша дружная... (семья)

Воспитатель: Сегодня мы поговорим с вами о семье.

Воспитатель: Что же такое семья? (ответы детей) .

Дети: это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.

Беседа о семье.

Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

Дети: домой!

Воспитатель: А почему?

Дети: Потому что нас дома ждут.

Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.

Воспитатель: Кто является членами семьи?

Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.

Воспитатель: а еще всех членов семьи называют родственниками-это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.

Воспитатель: А кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)

- С кем ты живёшь?

-Кто у вас в семье старший (младший?

- Для мамы с папой ты кто?

- А у тебя есть сестрёнка или братик?

- А для бабушки с дедушкой ты кто?

- У кого есть братья (сёстры?

- Они старше или младше вас?

- Чем занимаются твои мама и папа?

- Как ты помогаешь взрослым?

- С кем из членов семьи ты любишь играть?

Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?

Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»

Мама, соседка, бабушка, сестра

Бабушка, подруга, сестра, мама

Сестра, продавец, бабушка, брат

Дворник, папа, брат, дедушка.

Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?

Дети: чтобы жалели, хвалили, любили

Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?

Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.

Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?

Проводится дидактическая игра «Подбери признаки»

Воспитатель: Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.

Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная

Папа - строгий, умный, сильный

Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая

Дедушка - старый, мудрый, седой

Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая

Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

Воспитатель: Молодцы! Много вы подобрали слов.

Воспитатель: Издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц. Какие вы знаете пословицы?

Дети:

«При солнышке тепло, при матери – добро»

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

«Семья сильна, когда крыша одна»

«Сердце на месте, когда семья вместе»

«Лучший клад - когда в доме лад»

«В гостях хорошо, а дома лучше»

«Мой дом - моя крепость»

Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.

Физминутка «Семейная зарядка». (Движения выполняются в соответствии с текстом)

Осенью, весною, летом и зимою

Мы во двор выходим- дружною семьёй.

Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.

Мама руки поднимает,

Папа бодро приседает

Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.

Я сама бегу трусцой и качаю головой.

Воспитатель: Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)

Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).

Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).

Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).

Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).

Я тебе жена – ты мне (муж).

Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.

Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?

Дети: Фотографиями, видеозаписями.

Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?

Дети: Семью рисовали.

Воспитатель: Как назывались такие зарисовки? 

Дети: Родословные.

Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.

Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.

Ветки потоньше – поколение мам и пап.

Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.

Воспитатель: мы сейчас с вами составим родословную или генеалогическое древо.

Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)

Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка

Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.

Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.

Воспитатель: А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.

Отгадывание загадок

Излучает она свет,

От улыбки – ямочка…

Никого дороже нет,

Чем родная …(мамочка)

Всё хозяйство: лебеда

Да хохлатка Рябушка,

Но яичницей всегда

Нас накормит … (бабушка)

Надарила безделушек-

Семь матрёшек и бобрёнка…

Но дороже всех игрушек

Для меня моя … (сестрёнка)

Угадай-ка, кто же это?

Пейджер, трубка, галстук, шляпа.

Жду, друзья от вас ответа.

Молодцы! Конечно …(папа)

Мочит в тёплом молоке

Он кусочек хлебушка,

Ходит с палочкой в руке

Наш любимый ….(дедушка)

Должен вам признаться я:

Есть приятель у меня,

Но надежней во сто крат

Мой защитник,старший … (брат)

В этом слове семь букв «Я».

Отгадай-ка, друг! (семья).

Воспитатель: Молодцы! А я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя дружная семья»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя дружная семья»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя дружная семья»Цель: воспитывать любовь и уважение ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»

Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Моя семья».

Цели: расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»

Цель: расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения, формирование умения образовывать однокоренные слова....