Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Моя семья».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели: расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moya_semya.docx | 21.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема «Моя семья».
Цели: расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.
Задачи:
Образовательные:
-Формировать понятие о семье, представление о членах семьи, как о людях, которые помогают и заботятся друг о друге;
-Активизировать словарь детей «родственники», «семья», «уважение», «забота», «защита», «любовь»;
-Учить отвечать на вопросы взрослого полными предложениями, строить простые и распространённые конструкции;
Развивающие:
-Продолжать развивать связную, диалогическую речь, память, внимание, познавательный интерес, логическое мышление;
-Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной.
Воспитывающие:
-Воспитывать чувство гордости за свою семью и желание заботиться о них.
Интегрируемые образовательные области:
-речевое развитие (загадка, пальчиковая гимнастика, стихотворение, пословицы)
-физическое развитие (физ. минутка)
Предварительная работа:
- Рассматривание семейных фотографий детей группы с целью побуждения к рассказу о людях, с которыми они живут.
- Сюжетно - ролевые игры: «Семья», «Детский сад».
Материал и оборудование: семейные фотографии, генеалогическое древо, картинки с изображением: мама, папа, дедушка, бабушка, дети.
ХОД:
Здравствуйте ребята! Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
Организационный момент:
Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне повеселиться.
Воспитатель: А теперь присаживайтесь на стульчики. А о чём мы сегодня поговорим, вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная... (семья)
Воспитатель: сегодня мы поговорим с вами о семье.
Воспитатель: что же такое семья? (ответы детей).
Дети: это когда есть рядом мама, папа и другие любящие люди и т. д.
Беседа о семье.
Воспитатель: Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?
Дети: домой!
Воспитатель: А почему?
Дети: потому что нас дома ждут.
Воспитатель: как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят вас, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу. Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая.
Воспитатель: Кто является членами семьи?
Дети: Мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель: а еще всех членов семьи называют родственниками-это люди, родные друг другу: сестры, братья, дедушки, бабушки, папы, мамы.
Воспитатель: а кто хочет рассказать о своей семье (задаю вопросы)
- С кем ты живёшь?
-Кто у вас в семье старший (младший?
- Для мамы с папой ты кто?
- А у тебя есть сестрёнка или братик?
- А для бабушки с дедушкой ты кто?
- У кого есть братья (сёстры?
- Они старше или младше вас?
- Чем занимаются твои мама и папа?
- Как ты помогаешь взрослым?
- С кем из членов семьи ты любишь играть?
Воспитатель: Я вижу, ребята, что вы много можете рассказать о семье. Запомните: что мамы, папы, братья, сёстры, дедушки, бабушки – это ваши близкие родственники, ваши родные, ваша семья. А теперь давайте поиграем в игру кто из этих людей не является родственником?
Проводится дидактическая игра «Четвертый лишний»
Мама, соседка, бабушка, сестра
Бабушка, подруга, сестра, мама
Сестра, продавец, бабушка, брат
Дворник, папа, брат, дедушка.
Воспитатель: так зачем человеку нужна семья?
Дети: чтобы жалели, хвалили, любили
Воспитатель: а как вы думаете, как должны люди относиться друг к другу в семье?
Дети: уважать, защищать, ухаживать, любить.
Воспитатель: ребята, вы все молодцы, все знаете про семью и родственников! Давайте с вами поиграем?
Проводится дидактическая игра «Подбери признаки»
Воспитатель: Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная
Папа - строгий, умный, сильный
Бабушка - старенькая, седая, отзывчивая
Дедушка - старый, мудрый, седой
Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая
Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:
Воспитатель: Молодцы! Много вы подобрали слов.
Воспитатель: издавна семья на Руси почиталась, семью оберегали, с любовью и почтением относились к отцу и матери. Поэтому до нас дошло много пословиц. Какие вы знаете пословицы?
Дети:
«При солнышке тепло, при матери – добро»
«Нет милее дружка, чем родная матушка»
«Семья сильна, когда крыша одна»
«Сердце на месте, когда семья вместе»
«Лучший клад - когда в доме лад»
«В гостях хорошо, а дома лучше»
«Мой дом - моя крепость»
Воспитатель: Молодцы, много знаете пословиц.
Физминутка «Семейная зарядка». (Движения выполняются в соответствии с текстом)
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим- дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку- каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо – влево- делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой и качаю головой.
Воспитатель: Все члены семьи связаны друг с другом как-будто невидимыми ниточками – родственными отношениями. Сейчас мы проверим, знаете ли вы кто в семье кому и кем приводится. (Вставайте в кружок. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы бросаете мяч мне назад и отвечаете на вопрос.)
Я тебе мама, значит ты мне (сын, дочь).
Я тебе бабушка – ты мне (внук, внучка).
Я тебе сестра – ты мне (брат, сестра).
Я тебе тётя – ты мне (племянник, племянница).
Я тебе жена – ты мне (муж).
Воспитатель: Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
Воспитатель: Мы знаем, что люди с давних пор старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Как память о семье, родственниках мы сохраняем сейчас, в наше время?
Дети: Фотографиями, видеозаписями.
Воспитатель: Каким образом память о родных сохраняли в давние времена, когда не было фотоаппаратов, видеокамер?
Дети: Семью рисовали.
Воспитатель: как назывались такие зарисовки?
Дети: Родословные.
Воспитатель: Родословную обычно изображают в виде дерева. А ещё оно называется генеалогическое древо.
Толстые ветки – поколение бабушек и дедушек, мам и пап ваших родителей.
Ветки потоньше – поколение мам и пап.
Тонкие веточки – поколение детей, то есть вас.
Воспитатель: мы сейчас с вами составим родословную или генеалогическое древо.
Дидактическое упражнение «Составь генеалогическое древо» (дети на силуэт дерева раскладывают карточки с изображением членов семьи по «ярусам»)
Кто располагается на нижнем ярусе древа? - бабушка и дедушка
Кто располагается на среднем ярусе древа? – мама и папа.
Кто располагается на верхнем ярусе древа? – дети.
Воспитатель: А сейчас давайте послушаем и отгадаем загадки о самых близких и дорогих нам людях.
Отгадывание загадок
Излучает она свет,
От улыбки – ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная …(мамочка)
Всё хозяйство: лебеда
Да хохлатка Рябушка,
Но яичницей всегда
Нас накормит … (бабушка)
Надарила безделушек-
Семь матрёшек и бобрёнка…
Но дороже всех игрушек
Для меня моя … (сестрёнка)
Угадай-ка, кто же это?
Пейджер, трубка, галстук, шляпа.
Жду, друзья от вас ответа.
Молодцы! Конечно …(папа)
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый …(дедушка)
Должен вам признаться я:
Есть приятель у меня,
Но надежней во сто крат
Мой защитник, старший … (брат)
В этом слове семь букв «Я».
Отгадай-ка, друг! (семья).
Воспитатель: Молодцы! А я в свою очередь хочу пожелать, чтобы у вас была крепкая, дружная, любящая семья, где всегда поддержат, примут и поймут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе : Тема: "Моя семья"
Занятия по развитию речи тема :"Моя семья"...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема занятия: «Встреча с белочкой».
Конспект для занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя дружная семья»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя дружная семья»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Моя дружная семья»Цель: воспитывать любовь и уважение ...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»
Тема: «Путешествие в страну Красивой речи»Цель: Формировать умения обобщать, классифицировать через словесно- речевые игрыЗадачи:Воспитательные: учить отвечать на вопросы полными ответами...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Моя семья».
Конспект занятия по развитию речи в старшей группеТема «Моя семья».Цели: Расширить представление детей о семье как о людях, которые живут вместе; воспитывать любовь и уважение к члена...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Моя семья»
Цель: расширение словаря, закрепление навыков словообразования и словоизменения, формирование умения образовывать однокоренные слова....