Конспект: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гащук Татьяна Ивановна

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Цель. Продолжать учить детей рассказывать о картине (картина «Зайцы» из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана.

Задачи:

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.

                                                               Ход НОД 

Воспитатель: Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу. Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.– ДОБРОЕ УТРО!!! 

Мы с Вами отправимся на лесную зимнюю опушку. На чем, как вы думаете, мы полетим?

Дети: - На самолете, вертолете, дельтаплане…

Воспитатель: - Верно, дети. На самолете. Откуда мы с вами отправимся, как вы думаете?      Дети: - Из детского сада, нашей группы!

Воспитатель: - Правильно, ребята: из старшей группы »А», детского сада № 1, который находится на улице Орская, нашего красивого села Курманаевка! Итак, всем пристегнуться!

Воспитатель: - Молодцы, дети! Итак, мы летим. Как самолет у нас гудит: делаем вдох носиком, губы трубочкой: Тянем гласный звук «у». Громче, тише. (Упражнение на развитие плавного речевого выдоха).  Прилетаем на опушку, а здесь нас уже встречают.

 2. Этап актуализации опорных знаний обучающихся

Воспитатель: - Ребята, отгадайте загадку:

Зверь ушастый, летом серый,   А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,  Целый час за ним гонялся…(Заяц )

Воспитатель: Молодцы, это заяц. Вот о нем мы с вами сегодня поговорим и попробуем составить рассказ.

Воспитатель: Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?

(Зайчик, зайчонок, зайчишка)

Основная часть:

Воспитатель: Скажите, как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются зимой?

Дети: У зайцев длинные уши, длинные и сильные лапы, короткий хвост, белая шкурка зимой. Едят зайцы древесную кору осины и березы.  

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова. 

Пальчиковая гимнастика «Полянка» 

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве,

От хвоста и к голове.(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгавшись, устали.(Положить ладони на коврик)

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали. (ладони по очереди волнами ползут по коврику)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать   (Ладони поочередно гладят коврик).

1.Рассматривание картины. 

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".

Воспитатель: Кто нарисован на картине?

Дети: Зайцы.

Воспитатель: Какое время года изображено?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?

- Выпал снег, его много, снег глубокий.

- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?

Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.

Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут… 

- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

- Обрадовался ли?

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).

Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.

2.  Физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимаем ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенечки.

Кто высоко так шагал –

     Не споткнулся, не упал? (Ходьба с высоким подниманием коленей)

3. Составление рассказа по картине:

Воспитатель дает образец рассказа.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

Рассказ детей:      рассказ по частям:

- Лесная поляна зимой.

- Заяц-беляк.

- Встреча зайцев.

- Чем закончится встреча.

- рассказ целиком.

-Девочки и мальчики соревнуются.

Воспитатель: - Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».

Игра: «Волк и зайцы»

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

3. Рефлексия   Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в группу. Но для того, чтобы наш самолет отправился в обратный путь.

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? Что вам понравилось, что запомнилось?

Зайцы вам оставили гостинчик: раскраска

Самоанализ Для успешного проведения НОД весь демонстрационный материал был подготовлен заранее. Цель: Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. Оборудование: картины картина «Зайцы.  В ходе занятия предполагалось решить следующие задачи: Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом-

На протяжении ОД в старшей группе решались задачи образовательной области «Речевое развитие» в интеграции с образовательными областями: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Во вводной части мною был проведен психологический настрой, с целью сплочения детского коллектива минутка вхождения в день «Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
. Для активизации мышления детей, мною был использован элемент народного фольклора – загадка про зайца

Далее я предложила детям рассмотреть картину Зайцы, для того, чтобы найти у детей эмоциональный отклик и позитивно настроить их на дальнейшую деятельность.  

Считаю, что занятие построено логически верно, структура выдержанна правильно, а этапы занятия взаимосвязаны. Поэтапное построение занятия позволили мне провести его, не выходя за рамки времени отведенного на это. Своевременно была проведена физкультминутка «Мы к лесной лужайке вышли…»

Для закрепления однокоренных слов провели игру «Волк и зайцы»

Одна из задач – совершенствовать монологическую речь.

Этой задачи соответствовали методы и приемы, примененные мною: наглядный, словесный, игровой, практический. На протяжении всего занятия сохранялась высокая активность, заинтересованность детей и эмоциональная отзывчивость.

Старалась выслушивать детей, давала возможность самим составлять предложения, а затем и последовательные связные рассказы.

Считаю, что главная цель занятия - Продолжать учить детей рассказывать о картине придерживаясь плана. достигнута.

В дальнейших целях продолжать развивать у детей диалоговую речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы" в старшей группе"

Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные" П. Меньшиковой (М.: Просвещение)), придерживаясь плана....

Конспект ООД Тема: «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»

Дата: 21.02.2018гТема: «Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"»Цель: продолжать учить детей рассказывать по картине (картина "Зайцы" из серии "Дикие животные&qu...

Методическая разработка образовательной деятельности по речевому развитию "Обучение рассказыванию по картине "Зайцы"

Возраст воспитанников: старший дошкольный (шестой год жизни)Виды деятельности: коммуникативная, изобразительная, игровая.Образовательные области: речевое развитие,социально-коммуникативное развитие, п...

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»"

Задачи:Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активиз...

Конспект НОД по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы в зимнем лесу»

  Цель: Продолжать учить детей рассказывать по картине, придерживаясь плана.                              ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы в зимнем лесу»

Формирование умений составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному педагогом, обогащать и активизировать словарь....