Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Задачи:
Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»
Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»
Задачи:
Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.
Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.
Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.
Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»
Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.
Ход НОД
Загадка:
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(Заяц )
Воспитатель: Молодцы, это заяц. Вот о нем мы с вами сегодня поговорим и попробуем составить рассказ.
Воспитатель: Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?
(Зайчик, зайчонок, зайчишка)
Основная часть:
Воспитатель: Скажите, как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются зимой?
Дети: У зайцев длинные уши, длинные и сильные лапы, короткий хвост, белая шкурка зимой. Едят зайцы древесную кору осины и березы.
Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова.
1.Рассматривание картины.
Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".
Воспитатель: Кто нарисован на картине?
Дети: Зайцы.
Воспитатель: Какое время года изображено?
Дети: Зима.
Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?
- Выпал снег, его много, снег глубокий.
- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.
Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.
Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:
Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?
Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.
Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут…
- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)
- Обрадовался ли?
Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).
Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.
2. Физкультминутка «зайчик на прогулке».
Позволит ребятам весело провести время и поможет освоить счет до 5.
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять. (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть. (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать. (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать. (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать. (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать. (садимся на корточки)
3. Составление рассказа по картине:
Воспитатель дает образец рассказа.
«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.
Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.
Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».
Рассказ детей:
- рассказ по частям:
- Лесная поляна зимой.
- Заяц-беляк.
- Встреча зайцев.
- Чем закончится встреча.
- рассказ целиком.
- Девочки и мальчики соревнуются.
3. Рефлексия:
Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».
Игра: «Волк и зайцы»
Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».
Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).
Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.
Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)
Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)
Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Рассказывание по картине".
Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Рассказывание по картине из серии "Домашние животные" (лошадь с жеребёнко, корова с телёнком, собака с щенятами). Занятие по развитию ...
КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной группе РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»
Программное содержание:Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умени...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»
Конспект занятия по развитию речи на тему «Рассказывание по картине»...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по картине «Кошка с котятами»
Задачи:Обучающие.Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различ...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенками»
Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине "Собака со щенками"...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по картине «День Победы»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по картине «День Победы» Составление рассказа по картине «День Победы». Одним из средств развития связной речи является рас...