Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пугавьева Мария Александровна

Задачи:

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»

Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi.docx18.99 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Задачи:

Учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающих содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать словарь.

Развивать логическое образное мышление, зрительную память, умение формулировать свои мысли, совершенствовать монологическую речь.

Воспитывать культуру речевого общения, любовь к родной природе и краю, умение видеть прекрасное рядом.

Оборудование и материалы: картина «Зайцы» из серии «Дикие животные»; Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-хвастун», Мамин-Сибиряк, «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост»; рисование, лепка на тему «Заяц»; рассматривание иллюстраций из серии «Дикие животные»; подвижная игра «Бездомный заяц». Просмотр видеофильма «Зайцы»

Словарная работа: ясный морозный день, заяц-беляк, тень на снегу, обгрызать кору.

Ход НОД

Загадка:

У косого нет берлоги, 
Не нужна ему нора. 
От врагов спасают ноги, 
А от голода – кора. 
(Заяц )

Воспитатель: Молодцы, это заяц. Вот о нем мы с вами сегодня поговорим и попробуем составить рассказ.

Воспитатель: Как по-другому, ласково можно назвать этого зверька?

(Зайчик, зайчонок, зайчишка)

Основная часть:

Воспитатель: Скажите, как выглядят зайцы? Где живут? Чем питаются зимой?

Дети: У зайцев длинные уши, длинные и сильные лапы, короткий хвост, белая шкурка зимой. Едят зайцы древесную кору осины и березы.  

Воспитатель выслушивает ответы детей, помогает правильно строить фразы, подсказывает более точные слова.

1.Рассматривание картины. 

Затем предлагает ребятам рассмотреть картину и дать ей название. Одобряет такие названия, как "Зайцы", "На лесной полянке", "Нежданный гость".

Воспитатель: Кто нарисован на картине?

Дети: Зайцы.

Воспитатель: Какое время года изображено?

Дети: Зима.

Воспитатель: Как выглядят зимний лес и полянка?

- Выпал снег, его много, снег глубокий.

- День ясный. От деревьев – они стоят, как стража, охраняя полянку, – на снегу четкая тень. Снег кажется голубоватым.

Воспитатель просит ребенка рассказать о лесной поляне.

Воспитатель: Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк, – продолжает разговор воспитатель и спрашивает:

Воспитатель: - Как заяц выглядел? Опишите его. Что он делает?

Дети: На поляне заяц поднялся на задние лапки и начал обгрызать кору деревьев.

Воспитатель: Только собрался заяц поесть, а тут… 

- Что увидел беляк? (Дети рассказывают о появлении второго зверька.)

- Обрадовался ли?

Опишите зайцев в момент встречи (2–3 описания).

Воспитатель: Интересно, чем эта встреча закончится?

Воспитатель: А сейчас предлагаю вам стать зайцами и немного поразмяться на нашей полянке.

2. Физкультминутка «зайчик на прогулке».

Позволит ребятам весело провести время и поможет освоить счет до 5.

Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Вышел зайка погулять.            (ходьба на месте)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Будем с зайкой мы играть.      (руками изображаем над головой уши зайца)
Один, два, три, четыре, пять  (хлопаем в ладоши)
Любит зайка поскакать.           (прыжки на месте)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Хочет лапками стучать.           (стучим ладонями по коленям)
Один, два, три, четыре, пять   (хлопаем в ладоши)
Будем головой кивать.             (киваем головой)
Один, два, три, четыре, пять    (хлопаем в ладоши)
Всем пора нам отдыхать.          (садимся на корточки)

3. Составление рассказа по картине:

Воспитатель дает образец рассказа.

«Однажды в ясный зимний день выскочил на лесную полянку заяц-беляк. Сам большой, пушистый, а носишко небольшой и нежно-розовый, как конфетка. Кончики ушей у зайца черненькие.

Огляделся. Кругом снег. Маленькую елочку почти не видно – утонула в снегу. Увидел заяц сломанное дерево. Обрадовался: «Хорошо-то как!» Встал столбиком и принялся обгрызать кору.

Глядь, а к нему гость! Насторожились зайцы, смотрят друг на друга. И неизвестно, чем эта встреча закончится».

Рассказ детей:

  • рассказ по частям:

- Лесная поляна зимой.

- Заяц-беляк.

- Встреча зайцев.

- Чем закончится встреча.

  • рассказ целиком.
  • Девочки и мальчики соревнуются.

3. Рефлексия:

Воспитатель: -Ребята, я вам предлагаю поиграть в игру «Волк и зайцы».

Игра: «Волк и зайцы»

Дети (5–7 человек) стоят, образовав круг, а педагог - «волк» ходит внутри круга. Внезапно он останавливается перед ребенком со словами: «Съем или пощажу».

Ребенок может откупиться, назвав однокоренное слово, образованное или от слова волк (волчица, волчонок, волченочек, волчья (волчий) и т.п.), или от слова заяц (заинька, зайчишка, заячье (заячья), зайчишечка и т. д.).

Если ребенок долго ищет ответ, волк «съедает» его. Ребенок выбывает из круга.

Воспитатель: Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на занятии? (Ответы детей)

Воспитатель: Что вам понравилось? (Ответы детей)

Воспитатель: Что больше всего понравилось? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Рассказывание по картине".

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи "Рассказывание по картине из серии "Домашние животные" (лошадь с жеребёнко, корова с телёнком, собака с щенятами). Занятие по развитию ...

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи в подготовительной группе РАССКАЗЫВАНИЕ ПО КАРТИНЕ «ЕЖИ»

Программное содержание:Продолжать учить детей составлять последовательный рассказ, по картине ориентируясь на план, приложенный воспитателем. Последовательно передавать события, закреплять умени...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенятами»

Конспект занятия по развитию речи на тему «Рассказывание по картине»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по картине «Кошка с котятами»

Задачи:Обучающие.Учить детей составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различ...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Рассказывание по картине «Собака со щенками»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Рассказывание по картине "Собака со щенками"...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине «Ежи»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по картине «День Победы»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Рассказывание по картине «День Победы» Составление рассказа по картине «День Победы». Одним из средств развития связной речи является рас...