Занятие - развлечение по развитию речи "Огород" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Показать детям значимость овощных культур для развития. роста и здоровья человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ogorod.docx | 69.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ «СКАЗКА»
----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») ------------------------
Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова 36
Занятие – развлечение по развитию речи
в старшей группе
Тема: "Огород"
Воспитатель:Пинигина О.В.
2024г.
Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. Активизировать и обогащать словарь детей; помочь запомнить и выразительно читать новые стихотворения, познакомить с новыми загадками.
Оборудование: кроссворд, картинки овощей, муляжи овощей, «Чучело» - заранее подготовленный ребенок, дети заранее учат стихотворения «В огороде», «Парник», «Огородники».
Предварительная работа:
Подбор стихов, загадок, народных пословиц и поговорок. Классификация по темам:
- благоустройство огорода:
- посев семян;
- полив огорода;
- прополка огорода;
- помощники огородников;
Ход занятия:
Ведущий: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:
Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.
- Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) Послушайте - В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.
- Ребята, а какие вы знаете, овощи (участники встречи перечисляют название овощей, педагог выкладывает на разнос названные овощи). Затем обращает внимание на “лепестки”, которые расположены на доске (планшете, фланелеграфе), переворачивает их и ребята читают название основных овощей (для ребят дошкольников, если они не умеют читать слова заменить иллюстративным материалом). Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.
В огороде.
По таинственным законам, непонятным до сих пор,
Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.
Баклажаны синие рядом с желтой дынею.
А земля – черным – черна, а земля для всех одна. О. Бундур
Ведущий: - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто? (предположения ребят) Что бы долго не думать, не гадать, давайте решим кроссворд.
1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.
2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
День и ночь они висят, опуститься не хотят.
Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову ……
3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?
4. Показался желтый бок, только я не колобок.\\
Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.
Приросла к земле я крепко, позови меня
Я…
5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,
6. Кто трогает, тот и ревет.
7. Покуда зелен – всем хорош, состарился – не ставят в грош.
- Отгаданы все загадки. Давайте в первом вертикальном столбике прочитаем слово. “ Ч у ч е л о ”. Ой, ребята, слово какое-то новое, незнакомое! Что оно обозначает? У кого на огороде есть огородное чучело?
Слышится шум, звон железных банок, стеклянной посуды. В зал входит Чучело.
- Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось, чтобы вы догадались, кто вас поведет в мир приключений по Огородной стране. Я хочу вам рассказать о себе. Когда –то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.
Физкультминутка:
Грабли в руки взяли, грядки причесали, | выполняют имитирующие |
Семена редиса в землю мы сажали | - наклоны вперед |
Ведущий: Чучело, а я знаю, как тебя еще можно называть
– Огородныйстражник. Ведь ты помогаешь нам спасать огороды от напрошенных гостей. Ты все лето: в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах.
Чучело: Мы с овощами постараемся помочь вам, ребята, постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течение десяти встреч эти тайны будем открывать.
Чучело: Кто из вас, ребята, любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огороде, чтобы вырастить хороший урожай. (Можно прочитать стихи о трудовой деятельности на выбор. См. Приложение)
Ведущий: У вас на огородах построено для быстрого роста и созревания овощей? (теплицы, парники)
Парник.На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт. Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.
Чучело: есть у человека на огороде верные друзья – помощники. Что это за друзья, вы узнаете, отгадав загадки. (См. Приложение – “Помощники огородника”)
Ведущий: Ребята, что нам предоставляет природа для созревания овощей? (записываем на доске) Для дошкольников можно использовать иллюстративный материал или часть натуральных предметов - почва, вода. Как ласково можно сказать про каждого этого помощника? (почва – земелюшка; вода – водичка; солнце – солнышко; воздух - ветер – ветерок; насекомые - труженики).
Почва – плодородная
Вода – дождевая, речная
Солнце - теплое, жаркое
Воздух – свежий, теплый
Ветер – ласковый.
Насекомые - трудолюбивые
Ведущий: Кто из вас, ребята, знает пословицы и поговорки о семенах и овощах. (можно ребятам предложить составить пословицы и поговорки из двух частей) См. Приложение.
Чучело: народ на Руси придумал не только пословицы и поговорки, сочинил загадки, но и создал много народных песен об овощах. Давайте одну из них вспомним (читаем цепочкой)
- У нашей Аленки
Капустка в бочонке,
Огурчик в кадке,
- Морковка на грядке.
- У нашей Акульки
Картошка в кастрюльке,
- Бобы на окошке,
- Петрушка в лукошке,
- У нашей Аринки
Черника в корзинке,
- Рябина на нитке,
- Барбос у калитки!
Ведущий: вот и закончилось наше путешествие в мир овощей. Мы только изучили первую страницу, впереди нас ждут еще девять овощных секретов, девять встреч с Огородным чучелом и его друзьями. Мы будем с нетерпением ждать эти встречи. И так, в добрый путь, в мир таинственных витаминов.
Огородники.
Как без нашей помощи не родятся овощи.
Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.
Вот какой огород! Удивляется народ
Землю грело солнышко, прорастало зернышко
Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.
Вот какой огород! Удивляется народ.
Ровно три горошины в землю были брошены,
А собрали пять мешков замечательных стручков.
Вот какой огород! Удивляется народ. Л. Некрасова
П Р И Л О Ж Е Н И Е :
Из истории создания огорода
С чего начался первый на свете огород? В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.
Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты “витаминами” – от латинского слова “вита”, что означает “жизнь”
А, В, С, Д, Е.. – так начинается латинская азбука, в медицине латинские буквы стали азбукой здоровья – обозначениями витаминов.
Витамин “А” нужен ребятам, цыплятам, телятам – всем, кто растет. Он нужен и взрослым. Витамин “Д” охраняет ребят от рахита, витамин “С” – победитель цинги.
И морковь, и петрушка, и лук – это копилки витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей.
Если бы овощи умели рассказывать, то мы бы услышали любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. Но мы постараемся помочь ребятам постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течении десяти встреч эти тайны будем открывать. И так в добрый путь в мир таинственных витаминов.
Огородный стражник.
Когда –то давным-давно крестьяне ломали голову над тем. Как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.
Отказавшись от мысли устрашить чучелом птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько само по себе забавно набивать соломой старую одежду, продлевая ей жизнь. Теперь многие фермеры украшают пугалом свои сады и поля. Сделать хорошее чучело для многих – вдохновенный, творческий процесс, настоящее искусство. Можно взять старый комбинезон, полинявшую рубашку, рваные сапоги и вместо головы – тыкву, на которую натянута забавная панама. На “руки” натягивают старые перчатки или рабочие рукавицы.. Чучело может изображать спортсмена, забавного мальчишку в кепке, одетый в старые джинсы и рубашку, и смешная девчонка в платке, нарядившая в кофту и рейтузы. Для завершения костюма подойдет любая старая обувь, а щедрые дары огорода пригодятся для оформления “лица” чучела.
Можно сделать смешную композицию – чучел из даров осени. Вместо глаз использовать два подсолнуха, длинный зеленый кабачок цукини вместо носа и красный перец – вместо языка. Все это закрепить на палке, повесив на “шею” чучела старый галстук, а сверху нахлобучить шляпу, украшенную пучком соломы, и скорлупками яиц. При помощи тканевых лоскутков можно превратить обыкновенный веник в забавное чучело и установить его на огороде.
Загадки:
1. Огород:
- Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.
2. Помощники огородника:
Шланг:
- Проползла во дворе змея черная и длинная,
Огород наш поливала, на работе не зевала.
Бочка:
- Смастерили из досок и надели поясок.
И хранит посуда эта с грядки собранное лето.
- Сама я дубовая, а пояс мой ивовый.
- Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок.
Ведра:
- Два братца пошли в речку купаться.
- Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,
- Поднимайся бодро, доставай-ка ………………………
- Из избы идут – пляшут, в избу идут – плачут.
- Один купается, другой на берегу дожидается.
Грабли:
- Зубасты, а не кусаются.
- Двенадцать коней одним поводком веду.
- Деревянный брусок, на нем растет лесок.
- Где прошла гребенка, выросла копенка.
Лейка:
- Из железа тучка, а у тучки – ручка.
- Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
- Семьсот ворот, один выход
- В длинном с дырками носу я без тучки дождь несу.
- Сбоку ручка, сверху ручка, а внутри вода.
- Огородник Федот с длинным носом живет,
Как наклонится, так дождь пойдет.
Лопата:
- Надели на палку стальную ладошку
И под ладошку сажают картошку.
- Вот ладонь на длинной ножке, выкопала всю картошку.
Гладкая, покатая, а зовусь …………………………..
- Я землю копала, ничуть не устала,
А кто мной копал, тот и устал.
- Землю копала, грядки ровняла, ручейки прорывала
И ничуть не устала.
Молоток и гвозди:
- Самый бойкий я рабочий в мастерской,
Колочу я что есть мочи день – деньской.
Как завижу лежебоку, что валяется без проку,
Как прижму его к доске. Да как стукну по башке,
В доску спрячется бедняжка, чуть видна его фуражка.
- Сам худ, а голова с пуд.
- Деревянная шея, железный клюв, стучит: - Тук-тук-тук!
- Грубоват, характер крут, но зато ударный труд!
Тук – и гвоздь пошел на пост,
Тук – во весь высокий рост.
Тук – и вот уже одна шляпка в клеточку видна.
- Он железа не боится, тук-тук, ток- ток!
Он сквозь стенку достучится: тук, ток, тук, ток….
- Он высокий, строгий, ловкий, не погладишь по головке.
По головке не погладит, по головку в доску всадит.
- Тит на работу вышел, каждый услышал.
- Толстый тонкого побьет, тонкий – что-нибудь прибьет.
- Без головы. А в шляпе, одна нога и та без сапога.
- Бьют Еремку по затылку, он не плачет,
Только носик прячет.
- Хожу на голове, хотя и на ногах,
Хожу я босиком, хотя и в сапогах.
- Молоток стук – посту, торчит в стене сук.
Постучи опять – будет не видать.
- Без головы, а в шляпе, без ног, а в стенке увяз.
- Не машина, а железный, со шляпой, а не гриб.
- Я работник деловой, ухожу в работу с головой.
Мне молодцу, шляпа очень к лицу.
- Иду, иду! Я у людей всегда в ходу.
Хоть мой характер крут, но зато – ударный труд.
Тук – тук! Тук – тук!
- Головой кивает – гвозди забивает.
- Туки – туки – перетуки, если взял меня ты в руки,так не бей же как попало, чтоб по пальцу не попало.
Пила:
- Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,
Но не съела ни куска, знать невкусная доска.
- Туда – сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует.
- Зубов много, а ничего не ест.
- Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, другим отдает.
- Железная сестрица зубаста и остра, ее и клен боится,
И тополь и сосна, и даже дуб боится
Попасть на зуб сестрице.
- Принялась она за дело: завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб, поломала – зуб, зуб.
- Зубастый зверек грызет со свистом дубок.
- Доски сосновые пахнут смолой, всегда жарко работать .
- Едет. Едет взад – вперед, на две части разомнет.
- Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. Что это?
- Мелко жует, сама не ест, другим не дает.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.
Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...
конспект занятия развлечения по развитию речи 2 младшая группа "В сказочный лес со Сказочницей"
проводить данное мероприятие желательно к концу учебного года, здесь я постаралась охватить все сказки по программе 2 младшей группе. в течении года, каждую сказку сначала рассказывала (не читала, име...
Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"
Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выпол...
Конспект занятия - развлечения по развитию речи на тему: «День рождения куклы Кати. Инсценировка сказки «Колобок». » (средняя группа)
Данное занятие призвано активизировать словарь детей, развивать интонационную выразительность,закреплять знания по классификации и обобщению через использование театральной деятельности....
Занятия - развлечения по развитию речи на тему: «ШКОЛА ПЕШЕХОДА» в старшей группе.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12405966","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"188","width":"480"}}]]...
Занятие – развлечение по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну АЗБУКИ»
Занятие – развлечение по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну АЗБУКИ»...