Занятие - развлечение по развитию речи "Огород" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пинигина Ольга Викторовна

Показать детям значимость овощных культур для развития. роста и здоровья человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ogorod.docx69.36 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ  ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ  «СКАЗКА»

----------------------------------- (МАОУ ДОД детский сад «Сказка») ------------------------

Тюменская область, село Омутинское, ул. Зятькова 36

Занятие – развлечение по развитию речи

 в старшей группе

Тема: "Огород"

Воспитатель:Пинигина О.В.

2024г.

Цель: показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека. Активизировать  и обогащать словарь детей; помочь запомнить и выразительно читать новые стихотворения, познакомить с новыми загадками.

Оборудование: кроссворд, картинки овощей, муляжи овощей, «Чучело» -  заранее подготовленный ребенок, дети заранее учат стихотворения «В огороде», «Парник», «Огородники».

Предварительная работа:

Подбор стихов, загадок, народных пословиц и поговорок. Классификация по темам:

  • благоустройство огорода:
  • посев семян;
  • полив огорода;
  • прополка огорода;
  • помощники огородников;

Ход занятия:

Ведущий: Ребята отгадайте, пожалуйста, загадку:

Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.
И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

- Правильно, это огород. У кого, ребята, есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? А как вы думаете, когда люди стали разрабатывать огороды? (Выслушать ответы детей) Послушайте - В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

- Ребята, а какие вы знаете, овощи (участники встречи перечисляют название овощей, педагог выкладывает на разнос названные овощи). Затем обращает внимание на “лепестки”, которые расположены на доске (планшете, фланелеграфе), переворачивает  их и ребята читают название основных овощей (для ребят дошкольников, если они не умеют читать слова заменить иллюстративным материалом). Мы с вами отправимся к этим овощам в гости, чтобы познать некоторые секреты их роста, использования человеком в пищу и, конечно же, узнаем о лечебных и питательных качествах этих овощных культур.

В огороде.

По таинственным законам, непонятным до сих пор,

Огурец растет зеленым, рядом – красный помидор.

Баклажаны синие рядом с желтой дынею.

А земля – черным – черна, а земля для всех одна. О. Бундур

http://files.1september.ru/festival/articles/210353/img1.jpg

Ведущий: - Ребята, мы с вами отправимся в путешествие в сказочную Огородную страну, в которой овощи будут вам рассказывать любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. А сопровождать нас будет, как вы думаете, кто? (предположения ребят) Что бы долго не думать, не гадать, давайте решим кроссворд.

http://files.1september.ru/festival/articles/210353/img2.jpg

1. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.

2. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,

День и ночь они висят, опуститься не хотят.

Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову ……

3. Кто выращивает богатый урожай в полях и огородах?

4. Показался желтый бок, только я не колобок.\\

Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.

Приросла к земле я крепко, позови меня

Я…

5. Сидит Игнат на грядке, весь в заплатках,

6. Кто трогает, тот и ревет.

7. Покуда  зелен – всем хорош,  состарился – не ставят в грош.

- Отгаданы все загадки. Давайте в первом вертикальном столбике прочитаем слово. “ Ч у ч е л о ”. Ой, ребята, слово какое-то новое, незнакомое! Что оно обозначает? У кого на огороде есть огородное чучело?

Слышится шум, звон железных банок, стеклянной посуды. В зал входит Чучело.

- Ох, и устал же я ждать, пока вы решите кроссворд. Хотелось, чтобы вы догадались, кто вас поведет в мир приключений по Огородной стране. Я хочу вам рассказать о себе. Когда –то, давным-давно крестьяне ломали голову над тем, как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

Физкультминутка:

Грабли в руки взяли, грядки причесали,
Мы водой прохладной грядки поливали!
Раз-два, раз-два! Грядки поливали.

   выполняют имитирующие
   движения.

Семена редиса в землю мы сажали 
Раз-два, раз-два! Вот как мы сажали!

   - наклоны вперед
   - повороты вправо – влево

Ведущий: Чучело, а я знаю, как тебя еще можно называть

– Огородныйстражник. Ведь ты помогаешь нам спасать огороды от напрошенных гостей. Ты все лето: в жаркую погоду, в дождливый день и в звездную ночь стоишь на огороде, прислушиваешься к шуршанию листьев, ботвы, участвуешь в овощных беседах.

Чучело: Мы с овощами постараемся помочь вам, ребята, постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течение десяти встреч эти тайны будем открывать.

Чучело: Кто из вас, ребята, любит трудиться на огороде? Какую работу вы выполняете на огороде, чтобы вырастить хороший урожай. (Можно прочитать стихи о трудовой деятельности на выбор. См. Приложение)

Ведущий:  У вас на огородах построено для быстрого роста и созревания овощей? (теплицы, парники)

Парник.На даче у бабушки домик стоит, прозрачною пленкою сверху накрыт. Но бабушка с дедушкой в нем не живут, в домике том помидоры растут.
Чтоб не случилось с погодой весной, домик укроет и в холод, и в зной.

Чучело: есть у человека на огороде верные друзья – помощники. Что это за друзья, вы узнаете, отгадав загадки. (См. Приложение – “Помощники огородника”)

Ведущий: Ребята, что нам предоставляет природа для созревания овощей? (записываем на доске) Для дошкольников можно использовать иллюстративный материал или часть натуральных предметов - почва, вода. Как ласково можно сказать про каждого этого помощника?  (почва – земелюшка;  вода – водичка; солнце – солнышко; воздух - ветер – ветерок; насекомые - труженики).

Почва – плодородная

Вода – дождевая, речная

Солнце - теплое, жаркое

Воздух – свежий, теплый

Ветер – ласковый.

Насекомые - трудолюбивые

Ведущий: Кто из вас, ребята, знает пословицы и поговорки о семенах и овощах. (можно ребятам предложить составить пословицы и поговорки из двух частей) См. Приложение.

Чучело: народ на Руси придумал не только пословицы и поговорки, сочинил загадки, но и создал много народных песен об овощах. Давайте одну из них вспомним (читаем цепочкой)

- У нашей Аленки

Капустка в бочонке,

Огурчик в кадке,

- Морковка на грядке.

- У нашей Акульки

Картошка в кастрюльке,

- Бобы на окошке,

- Петрушка в лукошке,

- У нашей Аринки

Черника в корзинке,

- Рябина на нитке,

- Барбос у калитки!

Ведущий: вот и закончилось наше путешествие в мир овощей. Мы только изучили первую страницу, впереди нас ждут еще девять овощных секретов, девять встреч с Огородным чучелом и его друзьями. Мы будем с нетерпением ждать эти встречи. И так, в добрый путь, в мир таинственных витаминов.

Огородники.

Как без нашей помощи не родятся овощи.

Только лишь пришла весна, мы сажаем семена.

Вот какой огород! Удивляется народ

Землю грело солнышко, прорастало зернышко

Огурцы, морковь и лук из земли полезли вдруг.

Вот какой огород! Удивляется народ.

Ровно три горошины в землю были брошены,

А собрали пять мешков замечательных стручков.

Вот какой огород! Удивляется народ. Л. Некрасова

П Р И Л О Ж Е Н И Е :

Из истории создания огорода

С чего начался первый на свете огород? В далекие – далекие времена вошли в меню человека овощи – травянистые растения, у которых едят какие-либо сочные части: листья, корни, побеги, цветы, плоды. Две тысячи лет назад “дедки посадили первые репки”, первые щи были сварены четыре тысячи лет назад. В старину хозяин маленького клочка земли старался посадить возле своего дома все, что ему нужно для еды, для лечения и для красоты.

Больше всего ценит человек овощи, так как они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты “витаминами” – от латинского слова “вита”, что означает “жизнь”

А, В, С, Д, Е.. – так начинается латинская азбука, в медицине латинские буквы стали азбукой здоровья – обозначениями витаминов.

Витамин “А” нужен ребятам, цыплятам, телятам – всем, кто растет. Он нужен и взрослым. Витамин “Д” охраняет ребят от рахита, витамин “С” – победитель цинги.

И морковь, и петрушка, и лук – это копилки витаминов. Благодаря своим целебным свойствам овощи становятся докторами многих заболевших людей.

Если бы овощи умели рассказывать, то мы бы услышали любопытнейшие истории об их приключениях и превращениях. Но мы постараемся помочь ребятам постичь многие тайны из жизни витаминов с грядки и в течении десяти встреч эти тайны будем открывать. И так в добрый путь в мир таинственных витаминов.

Огородный стражник.

Когда –то давным-давно крестьяне ломали голову над тем. Как спасти от прожорливых птиц полученный с большим трудом урожай. Тогда и придумали делать чучела. Они набивали старую одежду соломой, прикрепляли устрашающую фигуру к шесту и устанавливали чучело на полях и огородах. Но вскоре люди поняли всю тщетность своих усилий. В действительности чучело отпугивало птиц всего несколько часов. Затем сообразительные пернатые быстро привыкли к странному истукану на середине поля и вальяжно отдыхали на нем между пышными трапезами.

Отказавшись от мысли устрашить чучелом птиц, люди с удивлением обнаружили, насколько само по себе забавно набивать соломой старую одежду, продлевая ей жизнь. Теперь многие фермеры украшают пугалом свои сады и поля. Сделать хорошее чучело для многих – вдохновенный, творческий процесс, настоящее искусство. Можно взять старый комбинезон, полинявшую рубашку, рваные сапоги и вместо головы – тыкву, на которую натянута забавная панама. На “руки” натягивают старые перчатки или рабочие рукавицы.. Чучело может изображать спортсмена, забавного мальчишку в кепке, одетый в старые джинсы и рубашку, и смешная девчонка в платке, нарядившая в кофту и рейтузы. Для завершения костюма подойдет любая старая обувь, а щедрые дары огорода пригодятся для оформления “лица” чучела.

Можно сделать смешную композицию – чучел из даров осени. Вместо глаз использовать два подсолнуха, длинный зеленый кабачок цукини вместо носа и красный перец – вместо языка. Все это закрепить на палке, повесив на “шею” чучела старый галстук, а сверху нахлобучить шляпу, украшенную пучком соломы, и скорлупками яиц. При помощи тканевых лоскутков можно превратить обыкновенный веник в забавное чучело и установить его на огороде.

Загадки:

1. Огород:

  1. Там морковка, там капуста, там клубничкой пахнет вкусно.

И козла туда, друзья, нам никак пускать нельзя.

2. Помощники огородника:

Шланг:

  1. Проползла во дворе змея черная и длинная,

Огород наш поливала, на работе не зевала.

Бочка:

  1. Смастерили из досок и надели поясок.

И хранит посуда эта с грядки собранное лето.

  1. Сама я дубовая, а пояс мой ивовый.
  2. Стоит толстуха, деревянное брюхо, железный поясок.

Ведра:

  1. Два братца пошли в речку купаться.
  2. Эй, Назар, пора вставать, огород поливать,
  3. Поднимайся бодро, доставай-ка ………………………
  4. Из избы идут – пляшут, в избу идут – плачут.
  5. Один купается, другой на берегу дожидается.

Грабли:

  1. Зубасты, а не кусаются.
  2. Двенадцать коней одним поводком веду.
  3. Деревянный брусок, на нем растет лесок.
  4. Где прошла гребенка, выросла копенка.

Лейка:

  1. Из железа тучка, а у тучки – ручка.
  2. Эта тучка по порядку обошла за грядкой грядку.
  3. Семьсот ворот, один выход
  4. В длинном с дырками носу я без тучки дождь несу.
  5. Сбоку ручка, сверху ручка, а внутри вода.
  6. Огородник Федот с длинным носом живет,

Как наклонится, так дождь пойдет.

Лопата:

  1. Надели на палку стальную ладошку

И под ладошку сажают картошку.

  1. Вот ладонь на длинной ножке, выкопала всю картошку.

Гладкая, покатая, а зовусь …………………………..

  1. Я землю копала, ничуть не устала,

А кто мной копал, тот и устал.

  1. Землю копала, грядки ровняла, ручейки прорывала

И ничуть не устала.

Молоток и гвозди:

  1. Самый бойкий я рабочий в мастерской,

Колочу я что есть мочи день – деньской.

Как завижу лежебоку, что валяется без проку,

Как прижму его к доске. Да как стукну по башке,

В доску спрячется бедняжка, чуть видна его фуражка.

  1. Сам худ, а голова с пуд.
  2. Деревянная шея, железный клюв, стучит: - Тук-тук-тук!
  3. Грубоват, характер крут, но зато ударный труд!

Тук – и гвоздь пошел на пост,

Тук – во весь высокий рост.

Тук – и вот уже одна шляпка в клеточку видна.

  1. Он железа не боится, тук-тук, ток- ток!

Он сквозь стенку достучится: тук, ток, тук, ток….

  1. Он высокий, строгий, ловкий, не погладишь по головке.

По головке не погладит, по головку в доску всадит.

  1. Тит на работу вышел, каждый услышал.
  2. Толстый тонкого побьет, тонкий – что-нибудь прибьет.
  3. Без головы. А в шляпе, одна нога и та без сапога.
  4. Бьют Еремку по затылку, он не плачет,

Только носик прячет.

  1. Хожу на голове, хотя и на ногах,

Хожу я босиком, хотя и в сапогах.

  1. Молоток стук – посту, торчит в стене сук.

Постучи опять – будет не видать.

  1. Без головы, а в шляпе, без ног, а в стенке увяз.
  2. Не машина, а железный, со шляпой, а не гриб.
  3. Я работник деловой, ухожу в работу с головой.

Мне молодцу, шляпа очень к лицу.

  1. Иду, иду! Я у людей всегда в ходу.

Хоть мой характер крут, но зато – ударный труд.

Тук – тук! Тук – тук!

  1. Головой кивает – гвозди забивает.
  2. Туки – туки – перетуки, если взял меня ты в руки,так не бей же как попало, чтоб по пальцу не попало.

Пила:

  1. Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала,

Но не съела ни куска, знать невкусная доска.

  1. Туда – сюда снует, что в зубы возьмет, на две части разжует.
  2. Зубов много, а ничего не ест.
  3. Скоро ест, мелко жует, сама не глотает, другим отдает.
  4. Железная сестрица зубаста и остра, ее и клен боится,

И тополь и сосна, и даже дуб боится

Попасть на зуб сестрице.

  1. Принялась она за дело: завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала – зуб, зуб.

  1. Зубастый зверек грызет со свистом дубок.
  2. Доски сосновые пахнут смолой, всегда жарко работать .
  3. Едет. Едет взад – вперед, на две части разомнет.
  4. Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. Что это?
  5. Мелко жует, сама не ест, другим не дает.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

Конспект занятия-развлечения по развитию речи в средней логопедической группе Тема: Путешествие в мир профессий.

Конспект занятия-развлечения  по развитию речи в средней логопедической группе          Автор: Воспитатель МДОУ Детский сад «Аленка» г. Абакан, ...

конспект занятия развлечения по развитию речи 2 младшая группа "В сказочный лес со Сказочницей"

проводить данное мероприятие желательно к концу учебного года, здесь я постаралась охватить все сказки по программе 2 младшей группе. в течении года, каждую сказку сначала рассказывала (не читала, име...

Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"

Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выпол...

Конспект занятия - развлечения по развитию речи на тему: «День рождения куклы Кати. Инсценировка сказки «Колобок». » (средняя группа)

Данное занятие призвано активизировать словарь детей, развивать интонационную выразительность,закреплять знания по классификации и обобщению через использование театральной деятельности....

Занятия - развлечения по развитию речи на тему: «ШКОЛА ПЕШЕХОДА» в старшей группе.

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"12405966","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"188","width":"480"}}]]...

Занятие – развлечение по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну АЗБУКИ»

Занятие – развлечение по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну АЗБУКИ»...