Занятие - развлечение во второй младшей группе "Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Григорова Елена Витальевна

Фольклор является ярким и выразительным материалом, который несет в себе важный эмоциональный заряд. Потешка - это одновременное прочтение стихов и выполнение действий, который маленький ребенок выполняет вместе со взрослым. Они прекрасно развивают слух ребенка, ритмичность и плавность речи, ее выразительность и интонацию, улавливать понижение и повышение голоса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie-razvlechenie_vo_dvore_u_hozyayushki.docx24.95 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ СОШ №1985 (ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»

Занятие-развлечение в младшей группе «Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"»

2-я младшая группа

Учитель-логопед Ноздрина И.Е.,

Воспитатели: Григорова Е.В., Зуева О.О.

Занятие-развлечение в младшей группе «Развитие мелкой и артикуляционной моторики с элементами фольклора "Во дворе у Хозяюшки"»

Цель занятия: знакомить детей с русским народным творчеством.

Задачи:

1. Создать благоприятную атмосферу для детского словотворчества.

2. Активизировать словарный запас детей.

3. Уточнить представления детей о разных формах фольклора (потешки, заклички, колыбельные, мирилки, загадки, считалки и т.д.), их назначением, учить громко и четко произносить их.

4. Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.

5. Совершенствовать здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, релаксация, гимнастика для глаз)

6. Развивать внимание, память, мышление, творческие способности.

           В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Это особенно важно для наших детей, развивать их эмоции мы стремимся во всех видах педагогической деятельности.

           Результатом логопедической работы с использованием народного фольклора у детей младшего дошкольного возраста является:

  • повышение уровня речевого развития у детей;
  • установление прочных взаимосвязей с родителями детей;
  • повышение интереса детей к устному народному творчеству;
  • приобщение детей и родителей к народным истокам.

Ход занятия

-Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть! Сегодня мы с вами поедем в гости к Хозяюшке в деревню. Но для начала приведем себя в порядок: почистим зубки, «расчешем» язычки, прополощем рот (артикуляционная гимнастика), со всеми поздороваемся (динамическое упражнение):

-С добрым утром, глазки!
-Вы проснулись»?
-С добрым утром, ушки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ручки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, ножки!
-Вы проснулись?
-С добрым утром, солнце!
-Мы проснулись!

Вот мы и готовы отправиться в путь.

-Сегодня мы поедем на лошадках. У меня лошадь большая, а у вас- детеныш лошади (дети- жеребята ). Садимся и скачем по дорожке (цокая язычком):

По дорожке ровной, гладкой
Скачут быстрые лошадки:
Чок, чок, чок, чок-
Скачет резвый табунок.

- Вот мы и прискакали в деревню. Ребята, что-то погода за окном испортилась. Как нам не хватает солнышка! Давайте мы дружно его позовем закличкой, будем его закликать к себе:

Солнышко-ведрышко!
Выгляни в окошко!
Солнышко - нарядись!
Красное – покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки

(Появилось солнышко). 

- Что мы с вами делали? Закликали солнышко.

- Вот и домик Хозяюшки, постучимся к ней. (Дети стучат в домик, Я ухожу за домик и одеваю платок и юбку)

Хозяюшка:

-Здравствуйте, детушки- малолетушки! Уж как я рада вас видеть. Спасибо, что вы ко мне зашли. Я люблю с гостями играть. А вы играть любите? А загадки отгадывать? Слушайте мои загадки, о ком они:

Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа - пятачок,
Пятачок – дырявый,
А крючок - вертлявый
.(свинья)
Я умею чисто мыться 
Не водой, а язычком
Мяу! Как мне часто снится
Блюдечко с молоком.
(кошка)
С хозяином дружит, дом сторожит,
Живет под крылечком, хвост колечком..
(собака).

4. Я копытом стучу, а когда скачу, скачу

Грива вьется на ветру. (конь).

- Хорошо вы отгадываете загадки, а играть умеете?

Игра «Золотые ворота» (модификация русской народной игры)

Хозяюшка (двое водящих) берутся за руки и поднимают их вверх. Дети берутся за руки, идут по кругу, по очереди проходят в эти «ворота». Водящие произносят слова:

В золотые ворота

Проходите, господа.

 В первый раз – прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас.

Как только слова закончились, 2ворота закрываются» - водящие опускают руки. тот, кто оказался в воротах, называет какое-либо домашнее животное. Игра продолжается.

Хозяюшка: Давным-давно, дети, не было у людей телевизоров и музыкальных центров, и народ сам веселил себя – собирались вместе, распевали песни и играли на музыкальных инструментах. На балалайке (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на балалайке). 

Балалайка, балалайка,
Веселее заиграй-ка,
Чтоб печали все ушли,
Чтобы ноги в пляс пошли.
А для этого нужны
Балалайке три струны.

- Изготовлением этого инструмента занимались простые люди: собирали её из подручного деревянного материала и готово! Бренчит балалаечник на своем инструменте - народ вокруг пляшет, веселится.

- И на гармошке играли (показывает макет), послушайте (звучит запись игры на гармошке.

Гармошку позже балалайки на Руси делать начали.

Представьте, что вы гармонисты, а играть на гармони не просто – нужно растягивать меха в разные стороны и одновременно нажимать на кнопки-клавиши.

Проводится пальчиковая гимнастика «Гармошка».

- Вот как пальчики шагают
И по кнопочкам играют,
Раздвигаются меха -
Веселись, моя душа!

- Ещё народ играл на инструментах-стучалках, я сейчас вас научу на них играть. Хозяюшка раздает детям стучалки , показывают как играть на них.

1. Хозяюшка достаёт себе дудочку:

Становитесь в хоровод,

Губки вытянем вперёд.

мы задуем во дуду.

Ой, ду-ду! Ду-ду! Ду-ду!

Дети повторяют вместе с Хозяюшкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Дудочка»:

С напряжением вытянуть вперед губы (зубы вместе)

Дети играют на стучалках.

2. Хозяюшка достаёт орешки из корзины:

Дело есть одно на всех –

Надо нам разбить орех.

Раздаётся где-то стук:

Тук-тук! Тук-тук! Тук-тук!

Дети повторяют вместе с Хозяюшкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Орешки»:

Рот закрыт.
Кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки.
На щеках образуются твердые шарики - "орешки".

Дети играют на стучалках.

3. Хозяюшка достаёт часики из корзины:

На часы вы посмотрите,

Сколько времени скажите.

Ходят часики вот так –

Тик-так! Тик-так! Тик-так!

Дети повторяют вместе с Хозяюшкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Часики»:

Улыбнуться, открыть рот.
Кончик языка, как стрелку, переводить из одного уголка рта в другой:

 тик-так.

Дети играют на стучалках.

4. Хозяюшка достаёт лошадку из корзины:

В гости к нам пришла лошадка,

Блинчики покушать сладко.

Дверь закрыта на крючок!

Чок-чок! Чок-чок! Чок-чок!

Дети повторяют вместе с Бабушкой-Забавушкой последнюю строчку и выполняют артикуляционное упражнение «Лошадка»:

Губы в улыбке.
Приоткрыть рот.
Пощелкать языком (как щелкают лошадки).

Лучше всего это упражнение получается по подражанию.

Дети играют на стучалках.

- У меня во дворе живет коза с козлятками.

Речь с движением «Коза-хлопота»

Коза – хлопота (показать рожки над головой указательными пальцами)

День-деньской занята (прижать ладошки к щекам, покачать головой)

Ей травы нащипать, (изображают, что рвут траву)

Ей на речку бежать, (бег на месте)

Козляток стеречь, (сложить руки на груди, слегка покачивать туловище)

Малых детушек беречь. (погладить попеременно левую и правую кисти рук)

Чтобы волк не украл, (имитировать движение волка)

Чтоб медведь не задрал, (изображать походку медведя)

Чтобы лисонька-лиса

Их с собой не унесла. (погрозить пальцем).

- Вот какая заботливая мама Коза! Она бережет своих деток! А козлятки больше всего боятся…(картинка волка)

- Вот он, серый волк, зубами щелк!

Проводится подвижная игра «Волк и козлята»

Вот козлята – скок да скок,

Поскакали на лужок, зарезвились, заигрались,

Свежей травки пощипали.

Вдруг выходит серый волк,

Он зубами щелк да щелк.

Ну, козлята, разбегайтесь,

Волку в лапы не давайтесь!

- Молодцы козлятки, никого волк не поймал!

- А еще у меня во дворе живет петушок – золотой гребешок.

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь, голосисто поешь!

Деткам спать не даешь? Ку-ка-ре-ку!

- Посмотрите, ребятки, какой красивый петушок, какой он важный, он здесь самый главный, наблюдает за курочками, цыплятками, давайте покажем, как петушок ходит.

(Дети показывают: руки за спиной, голову кверху, высоко поднимают ноги, затем взмахивают руками, изображая крылья петуха).

- Что у него на голове? (гребешок). Что под клювом? (бородка). Чем покрыто тело? (перьями). Какой хвост? (разноцветный). Какие перья на хвосте? (длинные). Какие лапы у петушка? (со шпорами).

Упражнение с прищепками «Укрась хвост петушку»

На силуэты петушков дети прикрепляют разноцветные прищепки к хвосту.

Пальчиковая гимнастика «Петушок»

Петушок наш вдруг проснулся, (ладонь кверху, соединить указательный и большой пальцы расставлены).

Прямо к солнцу потянулся, (повертеть кистью руки вправо-влево).

Кукарекнул раз, два, три! (разводить и сводить указательный и большой пальцы)

Ты сегодня не проспи!

-  А теперь давайте поиграем в «добавлялки»:

Ок-ок-ок- стоит в поле….(теремок)
Су-су-су- петушок поймал ….(лису)
Цо- цо- цо – снесла курочка ….(яйцо
Ек- ек- ек- не садись на ….(пенек).

Что-то мои зверюшки заскучали. Чем мы их можем развеселить, потешить? Потешной, а еще частушкой.

1 ребенок:

Я сидела на рябине, меня кошки теребили, 
Маленьки котяточки, царапали за пяточки.

2 ребенок:

У меня на сарафане косолапы петухи,
Я сама не косолапа, косолапы - женихи.

3 ребенок:

Пошла плясать бабушка Лукерья,
Нет волос на голове, нацепила перья!

- На последок поиграем в игру «Внучата и бабушка»

Бабушка, бабушка, купим курочку? (2 раза приплясывая на месте)

Курочка по зернышкам – кудах, тах, тах! (дети стучат по коленям)

Бабушка, бабушка, купим уточку? (2 раза приплясывая на месте)

Уточка – то кря-кря-кря (движение «твиста»)

А курочка по зернышкам- кудах, тах, тах! (дети стучат по коленям)

Игра повторяется с введением в текст новых домашних животных, появление которых сопровождается характерными движениями.

- купим индюшонка.

- купим кисоньку.

- купим собачонку.

- купим поросенка.

- купим коровенку.

- А теперь пришла пора прощаться: скажем «До свидания» Хозяюшке. (Ухожу переодеваться за домик). Пора нам возвращаться в детский сад. Садимся на лошадок и скачем по дорожке: цок, цок, цок.

Мы вернулись в детский сад. Встанем в круг и скажите- вам понравилось занятие? Где мы были, что делали?

А теперь скажите тихо: «Мы молодцы», громче, еще громче.

На этом мы заканчиваем наше занятие.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие-развлечение во второй младшей группе «Вот что мы умеем»

Цель занятия: продолжать учить детей самостоятельно мыть руки, пользоваться мылом, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Формировать навык пользования индивидуальными предметами....

Конспект занятия по изо во второй младшей группе "В декабре, в декабре много снега на дворе..."

Данный конспект занятия - использование нетрадиционного метода рисования - метод рисования тычком....

Занятие-развлечение во второй младшей группе «Гостеприимная Радуга - дуга»

Занятие-развлечение во второй младшей группе «Гостеприимная Радуга - дуга»Цель :Доставить радость и создать положительное эмоциональное настроение от развлечения.Задачи: 1.Образовательные:...

Конспект занятия - развлечения во второй младшей группе "Лепешки"

Задачи:        Обучающие:- закреплять усвоенные ранее приемы лепки (скатывание и сплющивание).- закрепить знания о знакомой сказке, порядок появления героев....

Фольклорное развлечение во второй младшей группе «В гостях у Хозяюшки»

Приобщать детей к истокам русской народной культуры на основе активного использования фольклора ( песен, прибауток, потешек, загадок).Развивать положительные эмоции, музыкально – творческие способнос...