«ЛЕТО НАСТУПИЛО!» (РЕЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ)
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей по развитию речи ребенка летом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
leto_nastupilo_rechevye_zanyatiya_s_detmi_letom.docx | 65.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 «Сказка»
Консультация для родителей:
«ЛЕТО НАСТУПИЛО!»
(РЕЧЕВЫЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ ЛЕТОМ)
Подготовила:
Учитель-логопед Фролкина А.В
2024г.
Развитие речи ребенка подчиняется определенной закономерности, проявляющейся на всех возрастных этапах независимо от времени года. И тем не менее лето является фактором исключительного значения как для развития ребенка в целом, так и для развития речи в частности.
Все виды двигательной деятельности ребенка – игры, бег, скаканье, лазанье и. т.п. сопровождаются речью, криками, возгласами, восклицаниями.
Ни одно время года не действует так благотворно на моторную сферу детей, на их эмоциональное состояние и через их посредство на функционирование речевого аппарата, как лето в совокупности своих созидающих, укрепляющих и развивающих сил.
Надо использовать лето в целях всестороннего развития детей, в том числе и речи. Природа- богатейший источник восприятий. Сколько живых ярких образов заполняет сознание ребенка, сколько новыми словами обогатится его лексикон! Надо помогать детям ориентироваться во всем многообразии ими воспринимаемого, содействовать тому, чтобы каждое представление прочно связывалось с характеризующими его словом и речь детей заблщет образными точными словами.
Мы услышим в речи детей такие выражения как: цветок темно-лиловый. нежно-розовый, кора дерева гладкая и шероховатая, ягоды кисло-сладкие, вода тепловатая, холодноватая, камень огромный, большой, маленький, крошечный, звук резкий, нежный, песок сырой, мокрый, сухой и т д.
Дети разбираются в разновидностях звуков, в связи с характеризующими их словами и говорят: «Пчела жужжит, ручей журчит, гром грохочет, коса звенит, голубок воркует, соловей поет гусь гогочет» и т д.
С возрастом наблюдательность ребенка расширяется, постепенно обогащается и крепнет его словарный запас.
Лето, пребывание детей на свежем воздухе побуждают ребенка к игре, труду, движениям ,разговору больше чем любое время года.
Детей надо знакомить не только с явлениями летней природы, но и летнего труда.
Лексикон их пополнится номенклатурой, обусловленной знакомством с разными видами и приемами труда, необходимыми для них орудиями. Например: сажать, рыхлить, сеять, полоть, копать, поливать, окучивать, удобрять, прореживать и т д.
А все эти знания можно закреплять через подвижные и дидактические игры игры: «Пастух и стадо», «Щука и рыбки», «Курочки», «Пчелки», «Гуси серые домой».
Особенно эффективны в интересах развития речи детей игры, сопровождаемые речевым материалом или песней. Наилучшим методическим приемом для развития речи детей является беседа, поддерживаемая интересом детей, является одним из сильнейших факторов развития речи, О чем беседовать с детьми, где, когда, подскажет воспитателю сама жизнь. Темы бесед, конечно в первую очередь будут обусловлены главным образом летними впечатлениями. Очень хорошее средство для развития речи детей песенки, потешки, загадки, стихотворения. При чтении стихов надо обращать внимание детей на характерные особенности летней природы. Художественное слово углубит и закрепит представления, которые дети воспринимают.
В ряду занятий по живому слову первое место принадлежит рассказыванию. О чем рассказывать детям? Обо всем! Что обусловлено жизнью, интересами детей, их опытом. (рассказы о растениях, животных, проявлениях летнего труда и летних развлечениях)
Как материал для рассказывания мы выдвигаем в первую очередь сказки, рассказы. К ним мы относим летние сказки. « Репка», «Колобок», «Козлята и волк», «Лиса и дятел», «Петух и собака», «Волк и старик»,, «Лиса и кувшин», «Гуси», «Как аукнется так и откликнется», «Кот лиса и петух», все рассказы о животных, птицах.
Рассказы: «Кончил дело, гуляй смело», «Как рубашка в поле выросла», «На поле летом», и др. Их надо не читать, а рассказывать! не искажая совершенный язык подлинника собственными предложениями. Родитель должен развивать в себе способность самому придумывать рассказы.
Ребенок нуждается в обновлении своих впечатлений, во временном нарушении единообразного течения повседневной жизни.
Речевые ориентиры детей в младшем и среднем возрасте
В этом возрасте в речевом развитии дети уже многое умеют. Дети любознательны, задают много вопросов. Но, для всестороннего развития, детям нужно развиваться в речи еще больше.
В первую очередь детям нужно расширять, пополнять, активизировать, уточнять словарный запас, за счет слов, обозначающих: предметов, находящихся в помещении, вне его, признаков предметов (холодный, горячий, пустой, хмурый, осенний и т.д.).
- Закреплять умения группировать предметы по существенным признакам
(игрушки, продукты питания, одежда, транспорт и т.д.).
- Формировать у детей навык выполнять 2х сложные инструкции по словесному указанию (сними рубашку и повесь ее аккуратно на стульчик) и т.п.
- Учить детей понимать несложный рассказ (без показа или с показом картинки) о событиях из личного опыта ребенка.
Речевые ориентиры детей в младшем и среднем возрасте
В этом возрасте в речевом развитии дети уже многое умеют. Дети любознательны, задают много вопросов. Но, для всестороннего развития, детям нужно развиваться в речи еще больше.
В первую очередь детям нужно расширять, пополнять, активизировать, уточнять словарный запас, за счет слов, обозначающих: предметов, находящихся в помещении, вне его, признаков предметов (холодный, горячий, пустой, хмурый, осенний и т.д.).
- Закреплять умения группировать предметы по существенным признакам
(игрушки, продукты питания, одежда, транспорт и т.д.).
- Формировать у детей навык выполнять 2х сложные инструкции по словесному указанию (сними рубашку и повесь ее аккуратно на стульчик) и т.п.
- Учить детей понимать несложный рассказ (без показа или с показом картинки) о событиях из личного опыта ребенка.
- Формировать у детей грамматический строй речи: умения, правильно пользоваться местоимениями: мы, я, вы, ты, они, он, наречиями: туда, там, предлогами: в, на, под, умения согласовывать существительные, местоимения и глаголы. (мы бегали, они ушли, ты пришла, девочки играют и т.д.)
- Развивать звуковую культуру реч:. научить детей говорить четко, внятно, не торопясь, правильно произносить гласные звуки: а,о,у,и., согласные- б, п, м, д, т, в, г.
Развивать у детей начальные навыки связной речи, диалогическую речь- строить 2-4-5 словные предложения и развернутые фразы., выражать свои просьбы в словесной форме. ( дай пить, почитай сказку, сними мне рубашку и т.п.)
Вызывать у детей интерес к художественной литературе. Научить детей слушать и понимать простые, доступные их пониманию сказки, потешки, стихи. Побуждайте детей самим рассказывать стихи, сказки, потешки.
Дети должны знать: свое имя, фамилию, имя, отчество воспитателя и няни; названия 2-3 -5 деревьев, травянистых растений;
отличительные особенности внешнего вида животных (домашних-собаки, кошки, коровы, козы; диких- зайца, лисы, медведя; детенышей этих животных.
уметь: различать и называть предметы ближайшего окружения, их величину, цвет, форму, существенные детали и части действия предметов;
понимать обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, мебель, посуда.
называть состояние погоды;
находить и называть у дерева ствол, ветки, листья, у травянистых растений стебель, листья, цветок; различать по вкусу, величине и форме овощи, фрукты, наиболее распространенные в нашей местности и знакомые детям.
Задачи коррекционно-развивающей работы с детьми на летний период в старших группах
1.Создать оптимальные условия, обеспечивающие полноценное речевое развитие.
2. Реализовать систему мероприятий, направленных на развитие познавательной активности.
3.Формирование словаря
Осуществлять с детьми словарную работу, продолжать расширять, уточнять знания детей об окружающем мире.
Обогащать речь детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения, растения, животных, птиц, профессии, орудии труда; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции чувства, переживания;
наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.
4.Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый снег, сахар, итд), слов со сходным значением (шалун, озорник, проказник), с противоположным значением (слабый-сильный, пасмурно-солнечно). Учить детей употреблять слова в точном значении.
Звуковая культура речи
Отрабатывать дикцию: закреплять правильное, отчетливое произнесение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи
Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными, прилагательные с существительными, учить детей замечать ошибки в слове, умение самостоятельно ее исправить.
Знакомить детей с разными способами образования слов (сахарница, хлебница и др.)
Помогать детям правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах, глаголы в повелительном наклонении, несклоняемые существительные.
Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Совершенствовать умение пользоваться прямой и косвенной речью.
Связная речь
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Учить составлять рассказ по картинкам и рассказы из личного опыта, небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
Развивать умение составлять коллективное письмо. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему, пробовать составлять небольшие небылички, нелепицы и загадки.
Подготовка к обучению грамоте .
Дать детям представления о предложении ( без грамматического определения ). Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений ( без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами ( на-ша, Ма-ша и др.) Учить устно составлять слова из слогов.
Учить детей обобщающим понятиям:
Мебель, овощи, животные, цветы, одежда, обувь, головные уборы, фрукты, игрушки, посуда, транспорт.
Развитие фонематического восприятия
Детям будет интересно…
Примерное распределения занятий
1.«Сказкин день» ( чтение, рассказывание, беседа по сказке, рассматривание иллюстраций) к сказке.
Младший, средний возраст
Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка ряба», « Волк и семеро козлят».
Произведения советских писателей: А. Барто «Мячик», и др. из книги «Игрушки», «Наши уточки с утра», «Как у нашего кота», Маша и медведь, Кот петух и лиса, три медведя, Рукавичка, Заюшкина избушка, Как коза избушку построила, У солнышка в гостях, Лиса и заяц, Смоляной бочок, Пых, Зимовье, Колосок, Заяц и еж, Красная шапочка, Гуси-лебеди, Жихарка, Три поросенка, У страха глаза велики, Два жадных медвежонка, Как собака друга искала, и другие произведения……..
Старший возраст
Заяц-хвастун, Бабушка внучка, да курочка, Крылатый мохнатый, да масляный, Мороз, солнце и ветер, Лисичка сестричка и серый волк, Айога, Серебряное копытце, Ветер и солнце, Сивка-бурка, Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кукушка, Хаврошечка, Почему кот моется после еды, Лиса и ракПочему у месяца нет платья, каждый свое получил, Лиса и кувшин, Царевна –лягушка, Сказка про храброго зайца, Храбрый мальчик, Мороз Иванович Двенадцать месяцев, Снегурочка, Василиса Прекрасная, Легкий хлеб, Царевна лягушка, Сказка о царе Салтане, Зимовье, Колосок, Заяц и еж, Красная шапочка, Гуси-лебеди, жихарка, Три поросенка, У страха глаза велики, Два жадных медвежонка, Как собака друга искала, У солнышка в гостях, Лиса и заяц, Смоляной бочок, Пых, Зимовье, Колосок, Заяц и еж, Красная шапочка, Гуси-лебеди, жихарка, и другие произведения……..
2. Речевые игры с движением, разнообразные подвижные игры,танцы под музыку, игры на музыкальных инструментах .инсценировки простых сказок, игры в песочнице, постройки из строительного материала, игры с машинками, простые сюжетно ролевые игры
Младший, средний возраст
«Прошагай по слогам», «Бегите ко мне», «Птички и птенчики», «Кот и мыши»,»Бегите к флажку», «Найди свой цвет», «Трамвай», «Поезд», «Лохматый пес», «Птички в гнездышках,»Найди свое место», «Угадай, кто где кричит»,», Мыши в кладовой», «По ровненькой дорожке», «У медведя во бору» катание, метание, ловля мяча.
Старший возраст
«Два круга» Дети строятся в два круга – внешний (большой и внутренний . Дети из большого круга стоят, а из малого идут и вместе с ведущим проговаривают: «Мы по кругу идем и собою берем….сладкое». Игроки из большого круга должны быстро что-то назвать сладкое. Ребенок первым назвавшим предмет становится во внутренний круг. Игра продолжается ( с собою берем кислое, жидкое, твердое, мягкое и т.д. Последний ребенок, оставшийся в большом круге за нерасторопность должен выполнить какое -нибудь задание ( спеть, попрыгать и т.д.)
«Мы веселые ребята», «Мышеловка», «Гуси-лебеди», «Караси и щука», «Хитрая лиса», различные игры эстафеты.
1. «Загадаем мы загадки» (загадывание и отгадывание загадок , рисование отгадки), проговаривание с объяснением пословиц, поговорок, афоризмов)
1. Младший, средний возраст (загадки)
- Ждали маму с молоком
А пустили волка в дом
Кем же были эти
Маленькие дети? (ответ: козлята)
- Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовет,
И в дороге слезы льет. (ответ: Федора)
Пестрая крякуша,
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (ответ: утка).
Идет-идет , бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка вкусной мне-е». (ответ: козел).
Хвост крючком,
Нос пятачком. (ответ: свинья).
Зимой спит, летом улья ворошит. (ответ: медведь).
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (ответ: белка).
- И зайчонок, и волчица-
Все бегут к нему лечиться (ответ: Айболит)
- В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил (ответ: Красная Шапочка)
- У Золушки с ножки свалилась случайно.
Была не простою она,
А хрустальной. (ответ: туфелька)
- Всех важней она в загадке,
Хоть и в погребе жила:
Репку вытащить из грядки
Деду с бабкой помогла. (ответ: мышка)
- Под полом живет,
На кухне корочки грызет.
За печкой таится-
Кошки очень боится (ответ: мышка)
- Наряд мой пестрый,
Колпак мой острый,
Мои шутки и смех
Веселят всех. (ответ: Петрушка)
- Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (ответ: Буратино)
- Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
«Ох никак не вытянуть,
Помогите, детки!»
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд. (ответ: репка)
- Он от бабушки ушел,
И от дедушки ушел,
Песни пел под синим небом,
для лисы он стал обедом. (ответ: колобок)
- В этой сказке все отлично:
Дед и баба, и яичко.
Очень рады дед и баба,
Что у них есть…(ответ: курочка ряба)
- Он не низок не высок,
В нем для всех есть уголок.
А медведю нет местечка
Ни в прихожей, ни у пеки,
В спальне тоже тесновато.
Убирайся, косолапый!
Но на крышу он полез,
Задрожал зеленый лес.
Все пустились наутек,
Поломался… «теремок».
- Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку. (ответ: заяц).
Зимой беленький, а летом серенький. (ответ: заяц).
Быстрый маленький зверек
По деревьям прыг-поскок (ответ: белка).
- Под соснами под елками
Лежит мешок с иголками (ответ: ежик).
- Дом сторожит,
Живет под крылечком,
Хвост колечком. (ответ: собака).
- Клохчет,квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (ответ: курица).
- Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами (ответ: петух).
- Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (ответ: петух).
- Сидел на заборе- кричал.
А как все собрались - замолчал. ответ: петух).
- В воде купался, а сух остался. (ответ: гусь).
- Сердитый недотрога,
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (ответ: ежик).
- Хитрая плутовка- рыжая головка,
Хвост пушистый- краса!
А зовут ее…(лиса).
- Серый брат, из-за кустов хват. (ответ: волк).
- На сметане мешен, на окошке стужен,
- Круглый бок, румяный бок,
Покатился…(колобок).
- Это что за зверь лесной-
Встал как столбик под сосной?
И стоит среди травы-
Уши больше головы? (ответ: заяц).
- Кто зимой холодной, ходит злой, голодный? (ответ: волк).
- Желтая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собою унесла. (ответ: лиса).
- В землю - крошка,
Из земли - лепешка. (ответ: репка).
- Кругла, а не месяц.
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (ответ: репка).
Старший возраст
- В детстве все над ним смеялись
Оттолкнуть его старались
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден ( ответ: гадкий утенок)
- Покупала самовар,
А спасал ее комар (ответ: муха-цокотуха)
- Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (ответ: Емеля)
- Была она артисткой
Прекрасной, как звезда,
От злого Карабаса
Сбежала навсегда. (ответ: Мальвина)
- Эта скатерть знаменита
Тем, что кормит всех досыта,
Что сама собой она вкусных кушаний полна. (ответ: скатерть- самобранка)
- Сладких яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем, и светло вокруг, как днем
(ответ: жар-птица) Как у Бабы у Яги
Нет совсем одной ноги
Зато есть замечательный
Аппарат летательный.
Какой? (ответ: ступа)
- Знает утка, знает птица,
Где Кощея смерть таится.
Что же это за предмет?
Дай дружок скорей ответ (ответ: игла)
- Он разбойник, он злодей,
Свистом напугал людей (ответ: Соловей-разбойник)
Он в Италии родился,
Он своей семьей гордился,
Он не просто мальчик-лук,
Он надежный, верный друг. (ответ: Чиполлино)
- Над простым моим вопросом
Не потратишь много сил.
Кто мальчишку с длинным носом
Из полена смастерил? (ответ: Папа Карло)
- Хрю-хрю-хрю- каких три братца
Больше волка не боятся,
Потому что зверь тот хищный
Не разрушит дом кирпичный. (ответ: «Три поросенка»)
Мой вопрос совсем не трудный,
Он- про город изумрудный.
Кто там был правитель славный?
Кто там ыл волшебник главный? (ответ: Гудвин Из снега, снега белого
Дочку себе сделали.
А весна-красна пришла-
Дочка и рас-та-я-ла (ответ: «Снегурочка»)
Ведра он послал на речку, сам спокойно спал на печке, спал он целую неделю,
И зовут его… («Емеля»).
Работать умела красиво и ловко,
В деле любом проявляла сноровку,
Хлебы пекла и скатерти ткала, шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла.
Кто мастерица эта была? (ответ: «Василиса Премудрая»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. (ответ: «Снегурочка»)
Чуть женой крота не стала
И усатого жука;
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака. (ответ: «Дюймовочка»)
Он хозяина любил, верно он ему служил,
В сапогах ходил и злого Людоеда
Победил. (ответ: «Кот в сапогах) Не послушал брат сестрицу-
Стал из лужи пить водицу…
А когда воды напился,
То в кого он превратился? (ответ: « Сестрица Аленушка и братец Иванушка).
Он сумел поймать,
Он поймал лису и мишку.
Он поймал их не сачком,
А поймал он их бочком. (ответ: «Бычок-смоляной бочок».
Приказала их принцесса
Принести зимой из леса.
Принести зимой цветы!
А какие? Помнишь ты? (ответ: «Двенадцать месяцев».
Кто же там пыхтит на грядке?
От кого же это дед
Убегает без оглядки,
А за ним и бабка вслед? (ответ: «Пых»).
Зимой белый,
Летом серый. (ответ: заяц)
Кто осенью спать ложится,
А весной встает? (ответ: медведь).
Зимой спит- летом улья ворошит (ответ: медведь).
Пестрая крякуша,
Ловит лягушек.
Ходит вразвалочку-спотыкалочку. (ответ: утка).
Идет-идет , бородой трясет,
Травки просит: «Ме-ме-ме,
Дай-ка вкусной мне-е». (ответ: козел).
Хвост крючком,
Нос пятачком. (ответ: свинья).
Зимой спит, летом улья ворошит. (ответ: медведь).
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (ответ: белка).
2. Чтение чистоговорок
Младший, средний возраст
Са-са-са прилетела к нам оса
Са-са-са укусила в нос оса
Со-со-со стал мой нос как колесо
Су-су-су я в руке осу несу
Сы-сы-сы не боюсь я злой осы
Сы-сы-сы тикают часы
Са-са- са под сосной сидит лиса
За-за -за бегает коза
Ла-ла-ла я маме помогла
Лы—лы чисто вымыла полы
Ло-ло ловко вымыла стекло
Лу-лу- я полола лук
Ал –ал Миша бегал и упал
Ол-ол подмету чисто пол
Ул-ул ветер сильно дул
Ыл –ыл Миша шею мылом мыл и нисколечко не ныл
Да-да холодная вода
Ды-ды не боюсь воды
Старший возраст
Ас-ас очень кислый квас
Ос-ос отморозил Санька нос
За-за залетела стрекоза
Зу-зу – мы пасли козу
Зы-зы прячься от грозы
Ра-ра на дворе гора
Ру-ру заберусь на гору
Ры- ры прокачусь с крутой горы
Ро-ро купим новое ведро
Ар-ар какой красивый шар
Ор-ор подмету чисто двор
Ур-ур прогоню с грядки кур
Ыр-ыр на рубашке много дыр
На рубашке три кармашка
Ша-ша наша Маша хороша
Ши-ши пиши Маша не спеши
Шу-шу Даше я письмо пишу
Шо-шо я пою хорошо
Аш –аш вот зеленый карандаш
Ыш-ыш ловит кошка мышь
Уш-уш принимает Петя душ
Ош-ош день сегодня был хорош
Идет Ваня во лесок, а у Вани туесок
Вот веселая затея запускать на нитке змея
1. «День поэзии» (чтение стихотворения, беседа по содержанию)
1.Младший, средний возраст……
1. Заучивать стихи по сезонам, такие, как: «Дождик, дождик пуще». А Плещеев «Наша Маша маленька»,Водичка-водичка» «Заинька походи», «Вот и люди спят», «Как у нашего кота», «Пошел котик на торжок», «Пекла бабка, «Травка зеленеет», В. Берестов « Больная кукла», «Большие ноги», «Котик серенький присел», «Пролетайте мимо тучи», «Гуси вы гуси», «Месяц, месяц», «Солнышко-колоколнышко», « Ножки, ножки где вы были?», «Мяч», «Не мешайте мне трудиться».
Старший возраст
«Ласточка, ласточка», «Посидим в тишине», «Ветерок спросил», «У моря», «Дождик, дождик веселей», «Барашкины кудряшки», «моя бабушка», «Тает месяц молодой», «Раным рано поутру», «Белая береза» (С.Есенин), «Дождик», «Незабудки», «Читалочка», «Букварик».
2.Речевые развивающие дидактические игры.
1. Младший, средний возраст
«Скажи ласково» (образование уменьшительно- ласкательной формы существительных, (белка-белочка и т.д), Д/и «Скажи тихо- громко», «Скажи медленно-быстро: ла-ла-ла острая пила, ла-ла-ла острая пила, скажи -громко» ла-ла-ла острая пила, - ла-ла-ла острая пила – тихо»., «Из какой это сказки - узнай-быстро отвечай», Д/и«Доскажи словечко» (бел- (ка, пол-ка, чаш-ка и т.д.)
«Один- много» «Скажи какой или какая?»,, «Скажи наоборот», «Какой?, какая?, какое?, какие?». «Чей?, Чья?.Чьи?.Чьё?», «Подбери похожие слова», «Назови последний(первый звук в слове», Д/и «Кто что ест», «Кому что нужно», «С какой ветки эти детки», «Что лишнее»,» Куда что положить» «Чудесный мешочек», «Волшебная коробка(волшебный сундучок), «Разрезные картинки», «Почтовый ящик», «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Кто во что одет?»,.»Вспомни что делает?»,»Кто чем питается», «Один-много, ни одного», «Мамы и детки»,»Угадай кто улетел?, «С какой ветки эти детки?», «Угадай кто улетел?», «Парные картинки»
Старший возраст
«Цепочка» - выбрать несколько согласных букв, записать их на листке бумаги. Придумать слова, которые бы включали в себя эти буквы. Буквы можно менять местами, добавлять к ним любые согласные. Например, возьмем буквы С, Л, М. Составим с ними слова: самолет, масло, салями, мысль. Выигрывает тот, кто придумает больше слов.
«Путешествие»- нужны комплекты карточек с буквами, на каждого по одному одинаковому Рисуем паровоз с вагончиками. На каждом вагончике пишем крупно букву алфавита. Мы едем путешествовать, занимаем свои места. Кто с нами поедет? Что мы с собой возьмем? Один говорит : «С нами поедет жираф» и кладет карточку с буквой Ж на вагончик с этой буквой. Следующий говорит:» я возьму с собой телевизор» и кладет карточку с буквой Т на вагончик с буквой Т. И так далее пока не закончатся буквы или слова. Называть нужно только существительные
«Какое что бывает?» - Играя в эту игру дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по форме, цвету. Размеру. Взрослый задает вопросы, дети отвечают.
- что бывает высоким (дерево, столб, человек, дом и т.д)
- что бывает длинным (коротким)?
- что бывает широким (узким)?
- что бывает круглым (квадратным?)
В игру можно включить самые разные понятия: что бывает пушистым, мягким, твердым, острым, холодным, горьким и т.д.
«Летела корова». Все встают в круг, ведущий произносит «Летела корова, сказала слово «Трава» тот на кого указал ведущий произносит первую букву слова «Т» и так по очереди кому укажет ведущий. Слово может назвать ребенок (все говорят: летела корова, сказала слово – один из играющих называет любое слово и игра продолжается.
«Прошагай-прохлопай»,
«Подбери слово к звуковой схеме (определить слоговой состав слова),
«Подбери слово к слоговой схеме(определить звуковой состав слова)»,
«Веселый колобок» (развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ), «Один- много» «Скажи какой или какая?»,, «Скажи наоборот», «Какой?, какая?, какое?, какие?». «Чей?, Чья?.Чьи?.Чьё?», «Подбери похожие слова», «Назови последний(первый звук в слове», Д/И «Кто что ест», «Кому что нужно», «С какой ветки эти детки», «Что лишнее»,» Куда что положить» «Чудесный мешочек», «Волшебная коробка(волшебный сундучок),
«Сочиним рифмы» (тапки-лапки, майка-гайка,точка-дочка и т.д.), «Угадай, что не подходит: (конфета – горячая, колючая, сладкая, шоколадная, липкая, соленая, твердая, вкусная – на все что подходит к данному предмету – хлопок в ладоши, проигравший выбывает из игры)
Слова для игры: машина, девочка, ежик, гвоздь. Пирог, мороженое, солнце, облако, лето и т.д.
"Доскажи по смыслу слово» ( «Скажи наоборот»).
Весна-осень , восход-закат, встреча-разлука. расставание, голова-хвост, гордость-скромность, гордость-смирение, день-ночь, доверие-недоверие, достоинство-недостаток, дружба-вражда, друг-враг, жар-холод, жара-стужа, защита-нападение, жизнь-смерть, зима-лето, знание-невежество, истина-заблуждение, красавец-урод, ласка-строгость, грубость, мир-война, мороз-зной, награда-наказание, нужда-достаток, одобрение-осуждение, отечество-чужбина, полдень-полночь, похвала-порицание, почет-позор, правда-ложь, обман, свет-темнота, радость-горе, рассвет-закат, свобода-неволя, слава-позор, смелость-трусость, смелость-робость, счастье-горе, труд-безделье, лень, труженица-лентяйка, успех-неудача, храбрость-трусость. утро-вечер.
Прилагательные:
громкий-тихий, вежливый-грубый , виноватый-правый , высокий-низкий, искренний-лицемерный, горячий-холодный, дорогой-дешевый, живой-мертвый, здоровый-больной, легкий-трудный, любимый-ненавистный, молодой-старый, мудрый-глупый, настоящий-фальшивый, новый-старый, огромный-крохотный, полезный-вредный, положительный-отрицательный, прилежный-ленивый, румяный-бледный, сильный-слабый, солнечный-пасмурный, сытый-голодный, толстый-тонкий, хитрый-простодушный, хороший-плохой, честный-бесчестный, чистый-грязный, щедрый-скупой, юный-старый, ясный-темный
Глаголы:
брать-отдавать, веселиться-грустить, возвышать-унижать, возникать-исчезать, впускать-выпускать, встречать-провожать, входить-выходить, говорить-молчать, гордиться-стыдиться, забывать-вспоминать, запрещать-позволять, кричать-шептать, медлить-спешить, радовать-огорчать, уважать-презирать, хвалить-бранить, хохотать- плакать.
Наречия:
Быстро- медленно, вместе -отдельно, вперед -назад, много -мало, можно -нельзя, нежно-грубо, поздно-рано, тепло-холодно, умно-глупо, хорошо-плохо.
1. «Рисуем сказку (загадку)» (рисование, лепка понравившихся ребенку персонажей прочитанной, рассказанной, или знакомой сказки, отгадки из загадки).
2. Д.игра «Наш словарик» Наблюдения в природе. (пополнение, активизация словаря, развитие внимания, наблюдательности, памяти)
1. «Мы с грамматикою дружим». «День грамматики» ( формирование словаря, звуковая культура речи, грамматический строй речи, связная речь, подготовка к обучению грамоте, развитие фонематического восприятия)
1.Младший, средний возраст (грамматика)
Различение звуков по противопоставлениям
Оборудование: пары картинок, названия которых отличаются одним звуком.
Инструкция: «Я буду называть названия картинок, а вы внимательно слушайте и показывайте ту картинку, которую я назову»
Мышка-мишка, почка-бочка, трава-дрова, суп-зуб,уточка-удочка, кожа-коза, косы-козы,сук-жук, крыса-крыша, усы-уши, ночь-нож, лук-луч, речка-печка,рожки-ложки.
Придумывание слов на заданный звук
Цель: сформировать умение придумывать слова на заданные звуки.
Инструкция: придумай и скажи слова на этот звук.
- слова начинающие на звук Л на звук М на звук К на звук Д на звук П на звук Ф и т.д.
- слово, в котором есть звук Б, звук С, звук Ш, звук Ж, звук З, звук Н,
Дифференциация (различение) им. п. ед и мн. числа
Цель: сформировать у детей умение образовывать мн. число. сущ. в И.п.
Инструкция: « Я назову один предмет, а ты много»
Материал:
1. стол - …, слон- …, тигр-…, шар-…, гриб-….
2. Дом-…, лес-…, глаз -…, рукав -…, поезд….
3.Окно-…, Облако-…, озеро-…, ведро-…, одеяло-….
Образование формы Тв.п. существительного в ед. числе
Цель: сформировать у детей умение образовывать мн. число. сущ. в Тв.п.
Инструкция: послушайте внимательно: «Я буду называть детенышей животных , а вы назовите, как это животное будет называться, когда вырастет?»
Ежонок будет…., лисенок будет….,волчонок будет…, медвежонок будет…, зайчонок будет…,лосенок будет…, бобренок будет…, барсучонок будет….
«Кто где живет»
Собака живет в …., белка живет в…, лиса живет…, Волк живет в…, Птица живет в …, мышка живет в …, лошадь живет в….., Медведь зимует в ….
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Цель: сформировать умение правильно подбирать прилагательные к существительным.
Инструкция: Послушайте и опишите этот предмет
Груша – какая? (зеленая, сочная, вкусная, сладкая).
Существ муж. рода: платок, помидор, бант, халат, шар;
Существ ж. рода: тетрадь, тарелка, крыша, рубашка, кастрюля;
Существ ср. рода кресло, яблоко, ведро, облако, платье;
Существ во мн. числе – голуби, флажки, карандаши, яблоки, перчатки.
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных
Инструкция: посмотри на карт назвать его ласково? Вот большой дом, а как назвать его ласково? (домик). Я буду называть большой предмет, а ты маленький.
Дом…, нос…, хвост…, карандаш…, таз…, куст…, халат…, лист…, стол…, гвоздь….
Образование притяжательных прилагательных от существительных
Взрослый называет предмет и просит назвать признак предмета с учетом того материала, из которого он сделан. Сначала ведущий взрослый сам дает пример такого словообразования. Инструкция: «Внимательно послушайте и подумайте». Стакан сделан из стекла, значит он стеклянный.
Ваза из фарфора – (фарфоровая), ложка из дерева …, лопата из железа…,крыша из соломы…, подушка из пуха…, дом из кирпича…, коробка из картона…, кофта из шерсти…, варенье из вишни…, мяч из резины…
Образование глаголов движения с помощью приставок.
Инструкция: посмотри, на этой картинке птичка подлетает к клетке, а на другой - отлетает
Самолет улетает (прилетает), машина въезжает (выезжает), мальчик входит (выходит), мальчик прибегает (убегает), девочка наливает (выливает), поезд походит (отходит), птица подлетает (отлетает-вылетает), корабль отплывает –подплывает- приплывает.
Образование существительных с помощью суффиксов
«Великан и карлик» Если бы ты был великаном, то у тебя был бы:
Не нос - а носище, не рука – а ручища, не глаз –а глазище, не нога – а ножища, не зуб – а зубище, не рот – а ротище, не голова – а головища. А если бы ты ста снова маленьким, то у тебя были бы ( наоборот преувеличенно маленькие не нос – а носик и т.д.)
Согласование прилагательных с существительными: попробуй вспомнить что ты знаешь об этих животных и их повадках?
Лиса (какая?) – рыжая, хитрая, пушистая, осторожная, опасная)
Кошка (какая?) пестрая, мягкая, пушистая, белая, черная, домашняя, ласковая.
Собака (какая?) лохматая, верная, добрая, сторожевая, злая, цепная.
Слон (какой?) серый, огромный, дрессированный, добрый, тяжелый.
Еж (какой?) колючий, маленький, шустрый.
Заяц (какой?) серый, белый, трусливый
«Логические пары» закрепление представлений о Тв. п.
Гвоздь забивают (молотком), рубашку гладят (утюгом), дрова рубят (топором), суп едят (ложкой) и т.д.
«Пропавшие слова»
Инструкция: послушайте внимательно предложения и догадайтесь, какое слово пропущено
Чашка стоит ..столе, грузовик едет …дороге, сок налили …стакан, корабль плывет…мостом, самолет летит …облаками, дети играют …домом, цветы стоят …вазе, бабочка сидит …цветке, попугай прыгает…клетке, мяч укатился …шкаф, кот подошел …миске, мама достала ложки …ящика, книга лежит …столе.
«Кто где?»
Инструкция: послушайте внимательно предложение, каким словом можно закончить строчку?
Кот …окне, собака…конуре, кукушка…ветке, канарейка…клетке, щука…реке, белка…дупле, паук …потолком, зайка…кустом.
Инструкция: послушайте внимательно предложения и догадайтесь, какое слово пропущено
Чашка стоит ..столе, грузовик едет …дороге, сок налили …стакан, корабль плывет…мостом, самолет летит …облаками, дети играют …домом, цветы стоят …вазе, бабочка сидит …цветке, попугай прыгает…клетке, мяч укатился …шкаф, кот подошел …миске, мама достала ложки …ящика, книга лежит …столе.
Договори подходящим по смыслу словом:
Жираф высокий , а ежик -, суп горячий, а мороженое - , кит большой, а окунь -, машина быстрая, а черепаха-, перышко легкое, а камень- , лимон кислый, а банан -, река широкая, а ручей- , море глубокое, а ручей -, суп жидкий, а каша -, сажа черная, а снег-, зима холодная, а лето-, дедедушка старый, а внук -,нь светлый, а ночь -.
Подбери слова к действию»
Идет: (что может идти?) (поезд, время, бабушка, автобус, утка, дождь и т.д)
Летит (самолет, птица, бабочка, комар, воздушный змей, снег, лист.
Висит яблоко, блузка на вешалке, картина
Старший возраст (грамматика)
«Путаница» (согласование слов в предложении)
Сапоги надели Вову, стол поставили на чашку, дорога едет по машине, тарелку налили в суп, бусы носят маму, нора роет крота, у клюва длинная ворона, дом стоит у машины, в чае горячая кружка, по дождю стучит подоконник, малина мыла Милу, у ушей большой слон, под грибом растет береза, за дедушкой спряталось дерево, под котом сидит стул, каша сварила вкусного повара, дождь раскрыли, потому что пошел зонт.
«Словесный винегрет»
У, хвост,собаки, короткий; горке, ребята, катаются, на ; тарелке, красное, яблоко, на; гнезде, в, ворона, сидит; в, мальчик, купается, реке; забрался, кот, дерево, на; по, едет, дороге, машина; Блюдце, ежик, молоко, из, пьет; поросята, волка, убегают, от; для ,вяжет, бабушка , варежки, внучки; летит, небе, самолет, в; лает, дворе, собака, во; мама, суп, тарелку, налила, в; жирафа , у, длинная, шея; столом, лежат, тапки, под; нарядная, в, елка, комнате; Коля, бублик, маком, ест, с.
«Мамина помощница»
Мама, убирает, комната, Аня, веник, подмела, помыла, посуда, мама, обрадовалась
«В зоопарке»
Дима, мама, и папа, в зоопарк, видели, обезьяна, клетки, тигр, слон, медведи, смеялись, понравилось. ( расставьте слова по порядку).
«Подбираем похожее слово» (подобрать синонимы)
Мальчик смелый, (храбрый, отважный), кот озорной …,…, рубашка тесная …, чай горячий…, пирог сухой….
Жираф высокий , а ежик -, суп горячий, а мороженое - , кит большой, а окунь -, машина быстрая, а черепаха-, перышко легкое, а камень- , лимон кислый, а банан -, река широкая, а ручей- , море глубокое, а ручей -, суп жидкий, а каша -, сажа черная, а снег-, зима холодная, а лето-, дедедушка старый, а внук -,нь светлый, а ночь -.
«Пропавшие слова»
Инструкция: послушайте внимательно предложения и догадайтесь, какое слово пропущено
Чашка стоит ..столе, грузовик едет …дороге, сок налили …стакан, корабль плывет…мостом, самолет летит …облаками, дети играют …домом, цветы стоят …вазе, бабочка сидит …цветке, попугай прыгает…клетке, мяч укатился …шкаф, кот подошел …миске, мама достала ложки …ящика, книга лежит …столе.
«Кто где?»
Инструкция: послушайте внимательно предложение, каким словом можно закончить строчку?
Кот …окне, собака…конуре, кукушка…ветке, канарейка…клетке, щука…реке, белка…дупле, паук …потолком, зайка…кустом.
«Логические пары» ( закрепление представлений о Тв. п.
Гвоздь забивают (молотком), рубашку гладят (утюгом), дрова рубят (топором), суп едят (ложкой) и т.д.
Имитация (повторение) слогов с фонетически близкими (похожими по звучанию) звуками
Цель: сформировать умение различать фонетически близкие звуки на материале слогов.
Инструкция: «Внимательно слушайте и повторяйте за мной»
Дети повторяют за взрослым слоги, губы у ведущего закрыты экраном. Если дети допускают большое количество ошибок, во время проговаривания, то губы можно открыть.
Используемый речевой материал:
Ма-на | На-ма | Са-ша | Ша-са |
Ба-па | Па-ба | За-жа | Жа-за |
Га-ка | Ка-га | Ца-са | Са-ца |
Да-та | Та-да | Ча-тя | Тя-ча |
За-са | Са-за | Ча-ща | Ща-ча |
Жа-ша | Ша-жа | Ша-ща | Ща-ша |
Ма-на-ма | На-ма-на | Ба-па-ба | Па-ба-па |
Га-ка-га | Ка-га-ка | Да-та-да | Та-да-та |
За-са-за | Са-за-са | Жа-ша-жа | Ша-жа-ша |
Са-ша-са | Ша-са-ша | За-жа-за | Жа-за-жа |
Ца-са-ца | Са-ца-са | Ча-тя-ча | Ча-тя-ча |
Ща-ча-ща | Ча-ща-ча | Ша-ща-ша | Ща-ша-ща |
Повторение асемантических рядов (ряда звукосочетаний, акустически похожих на слова, которые перемежаются со словами, которые действительно существуют)
Цель: Выявить умение различать искаженные и правильно названные слова.
Инструкция: Внимательно послушайте и скажите, правильно ли я сказала слово?, есть такое слово или нет?
Нолоток | ложницы | крач | кувшим |
платок | пинт | сопака | замалед |
стаган | бант | шолудь | шука |
саяц | жапка | шушка | суба |
шир | шанки | жима | щека |
сапка | коска | шина | жаяц |
шарф | сапля | сырк | заба |
зивот | сонт | жубы | лучки |
лечка | лыба | шуба | лобата |
скаф | кольцо | сыпленок | ячик |
ламба | зорока | чигр | шетка |
крызовник | колецо | пуговиса | решётка |
Образование уменьшительно- ласкательной формы существительных
Инструкция: посмотри на карт назвать его ласково? Вот большой дом, а как назвать его ласково? (домик). Я буду называть большой предмет, а ты маленький.
Дом…, нос…, хвост…, карандаш…, таз…, куст…, халат…, лист…, стол…, гвоздь….
Различение звуков по противопоставлениям
Оборудование: пары картинок, названия которых отличаются одним звуком.
Инструкция: «Я буду называть названия картинок, а вы внимательно слушайте и показывайте ту картинку, которую я назову»
Мышка-мишка, почка-бочка, трава-дрова, суп-зуб,уточка-удочка, кожа-коза, косы-козы,сук-жук, крыса-крыша, усы-уши, ночь-нож, лук-луч, речка-печка,рожки-ложки,рак-лак.
«Найди ошибку»
Цель: предложить ребенку послушать стихотворные строчки и найти ошибки
Инструкция: Звуки в словах поменялись местами, послушайте внимательно и догадайтесь, что я сказала неправильно, исправьте мою ошибку.
У меня в тарелке (зуб), заболел у Вани (суп)
На лугу пасутся (косы), заплела Полина косы
Спит зимой в берлоге (миска), на столе с салатом (мишка)
Мама испекла мне (зайку), подарили Маше (сайку)
Во дворе большая (Луша) , спать ложится наша (Лужа)
В небе маленькая (щучка), в сети нам попалась тучка
Спать пора, настала (нос), вареньем я испачкал (ночь)
Отросла у Тани (щелка), приоткрыта в двери (челка)
Плотник чинит нашу (ламу), в зоопарке видел (ламу)
Дядя Петя пилит (жук), на цветок уселся (сук).
Придумывание слов на заданный звук
Цель: сформировать умение придумывать слова на заданные звуки.
Инструкция: придумай и скажи слова на этот звук.
- слова начинающие на звук Л на звук М на звук К на звук Д на звук П на звук Ф и т.д.
- слово, в котором есть звук Б, звук С, звук Ш, звук Ж, звук З, звук Н,
«Волшебные цепочки»
Инструкция: посмотри на мои волшебные цепочки. Каждое последующее слово в цепочке начинается с последнего звука предыдущего слова.
Нарисовано: слон-носок-корова- абрикос-самовар- рак;
Зонт-торт-трактор-рыба-ананас-сушка-айва;
Банан-носорог-гуси-иголка-арбузы. и т.д.
Найди мою ошибку – исправь ее:
Нарисовано _____________________ читаю
Сук суп
Рама лама
Коза коса
Парта паста
Рот рог
Кот кит
Дом дым
Дифференциация (различение) им. п. ед и мн. числа
Цель: сформировать у детей умение образовывать мн. число. сущ. в И.п.
Инструкция: « Я назову один предмет, а ты много»
Материал:
1. стол - …, слон- …, тигр-…, шар-…, гриб-….
2. Дом-…, лес-…, глаз -…, рукав -…, поезд….
3.Окно-…, Облако-…, озеро-…, ведро-…, одеяло-….
Образование формы Тв.п. существительного в ед. числе
Цель: сформировать у детей умение образовывать мн. число. сущ. в Тв.п.
Инструкция: послушайте внимательно: «Я буду называть детенышей животных , а вы назовите, как это животное будет называться, когда вырастет?»
Ежонок будет…., лисенок будет….,волчонок будет…, медвежонок будет…, зайчонок будет…,лосенок будет…, бобренок будет…, барсучонок будет….
«Кто где живет»
Собака живет в …., белка живет в…, лиса живет…, Волк живет в…, Птица живет в …, мышка живет в …, лошадь живет в….., Медведь зимует в ….
«Согласование числительных «два» и «пять» с существительными
Цель: сформировать умение согласовывать числительные с существительными
Инструкция: послушайте внимательно: я называю один предмет, а образуете много.
Один шар – два…., пять…,
Жук …, ….,
Стол…., ….,
Слон….,….,
Книга…., …..
Груша…,… и т.д
Дифференциация (различение) глаголов 3 лица ед. и мн. числа
Цель: сформировать умение правильно подбирать к существительному глагол ед. и мн. числа.
Девочка (поет) . Девочки (поют), художник рисует……, Миша покупает…., Оля и Саша …Девочка подметает…, Катя поливает…Ребята…,
Папа красит…Маляры…
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе
Цель: сформировать умение правильно подбирать прилагательные к существительным.
Инструкция: Послушайте и опишите этот предмет
Груша – какая? (зеленая, сочная, вкусная, сладкая).
Существ муж. рода: платок, помидор, бант, халат, шар;
Существ ж. рода: тетрадь, тарелка, крыша, рубашка, кастрюля;
Существ ср. рода кресло, яблоко, ведро, облако, платье;
Существ во мн. числе – голуби, флажки, карандаши, яблоки, перчатки.
Образование притяжательных прилагательных от существительных
Взрослый предлагает детям ответить на вопросы по принадлежности предмета к какому –то объекту: Чей? ЧЬЯ? ЧЬЁ?
Инструкция: послушайте и подумайте. Если голова волка, значит она чья? (волчья).
Нора лисы (лисья), лапа медведя (медвежья), лапа курицы (куриная), голова утки (утиная), сумка мамы (мамина)., кофта бабушки (бабушкина), газета папы (па папина), хвост зайца (заячий), лай собаки (собачий).
Образование притяжательных прилагательных от существительных
Взрослый называет предмет и просит назвать признак предмета с учетом того материала, из которого он сделан. Сначала ведущий взрослый сам дает пример такого словообразования. Инструкция: «Внимательно послушайте и подумайте». Стакан сделан из стекла, значит он стеклянный.
Ваза из фарфора – (фарфоровая), ложка из дерева …, лопата из железа…,крыша из соломы…, подушка из пуха…, дом из кирпича…, коробка из картона…, кофта из шерсти…, варенье из вишни…, мяч из резины…
Образование глаголов движения с помощью приставок.
Инструкция: посмотри, на этой картинке птичка подлетает к клетке, а на другой - отлетает
Самолет улетает (прилетает), машина въезжает (выезжает), мальчик входит (выходит), мальчик прибегает (убегает), девочка наливает (выливает), поезд походит (отходит), птица подлетает (отлетает-вылетает), корабль отплывает –подплывает- приплывает.
Образование существительных с помощью слияния двух основ.
Инструкция: послушайте и придумайте одно слово вместо двух, которые я тебе назову.
Лед ходит – ледоход, листья падают (листопад), землю копает (землекоп), рыбу ловит (рыболов), лес рубит (лесоруб). Трубы укладывает (трубоукладчик), трубы чистит (трубочист), лед колет (ледокол), сам катается (самокат).
Образование существительных с помощью суффиксов -ниц
Инструкция: послушайте и скажи, как называется посуда в которой хранят хлеб? –хлебница.
Сахар (сахарница), конфеты (конфетница), суп (супница), соус (соусница), салат (салатница), мыло (мыльница), селедка (селедочница), сухари (сухарница).
Образование существительных с помощью суффиксов
«Великан и карлик» Если бы ты был великаном, то у тебя был бы:
Не нос - а носище, не рука – а ручища, не глаз –а глазище, не нога – а ножища, не зуб – а зубище, не рот – а ротище, не голова – а головища. А если бы ты ста снова маленьким, то у тебя были бы ( наоборот преувеличенно маленькие не нос – а носик и т.д.)
Образование существительных с помощью суффиксов
«Великан и карлик» Если бы ты был великаном, то у тебя был бы:
Не нос - а носище, не рука – а ручища, не глаз –а глазище, не нога – а ножища, не зуб – а зубище, не рот – а ротище, не голова – а головища. А если бы ты ста снова маленьким, то у тебя были бы ( наоборот преувеличенно маленькие не нос – а носик и т.д.)
Согласование прилагательных с существительными: попробуй вспомнить что ты знаешь об этих животных и их повадках?
Лиса (какая?) – рыжая, хитрая, пушистая, осторожная, опасная)
Кошка (какая?) пестрая, мягкая, пушистая, белая, черная, домашняя, ласковая.
Собака (какая?) лохматая, верная, добрая, сторожевая, злая, цепная.
Слон (какой?) серый, огромный, дрессированный, добрый, тяжелый.
Еж (какой?) колючий, маленький, шустрый.
Заяц (какой?) серый, белый, трусливый
«Развитие мелкой, артикуляционной моторики»
Дети очень любят слушать сказки, особенно русские народные сказки. Сказки благотворно влияют на всестороннее развитие детей: нравственное воспитание, развитие эмоциональной сферы, несомненно речевого развития, (пополнение, расширение и уточнение словаря, развитие интонационно-выразительных средств и т.д.)
По мотивам сказок, сказочных персонажей, получается очень эффективно выполнять пальчиковую гимнастику с детьми. Ассоциации детей с образами сказочных персонажей позволяют детям наиболее точно воспроизводить и выполнять те, или иные упражнения пальчиковой гимнастики. Особенно эти упражнения ценны для детей с различными нарушениями ручной моторики и другими нарушениями двигательной сферы.
2. Младший, средний возраст……
Дед - обведите руками сверху вниз воображаемую бороду.
Баба- изобразите, как подвязывают под подбородком уголки платка.
Репка- двумя руками сверху вниз, нарисуйте в воздухе круг с заостренным кончиком- по форме репы.
Бантик- сложите пальцы обеих рук щепотью и соедините кончики пальцев в виде восьмерки.
Шарик- округлите ладони, расставив пальцы так, чтобы кончиками они касались друг друга.
Собака- средний, безымянный и большой пальцы вытяните, соедините подушечки- это «морда» собачки. Указательный палец и мизинец поднимите вверх – это «уши».
Кошка- средний и безымянный пальцы соедините с большим так, чтобы получилось колечко, это «мордочка» кошки. Указательный палец приподнимите – так торчат кошачьи ушки.
Мышка- кончики среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.
Лягушка- сожмите руку в кулак (большой палец спрячьте) – получится «голова» лягушки. Высвободите указательный палец и мизинец, слегка согните их – у лягушки появились «глаза».
Зайчик - пальцы сжать в кулачок, а затем, выставив вверх указательный и средний пальцы, пошевелить «ушами».
Волк - соедините ладони так, чтобы большие пальцы оказались поднятыми вверх и слегка разведенными в сторону. Это волчьи «уши». Согните указательные пальцы- это волчий «лоб». Остальные пальцы образуют «морду».
Лиса- упражнение «Лиса» выполняется так же как упражнение «Волк». Однако лисья мордочка острее, чем волчья, поэтому придется согнуть не только указательные пальцы, но и средние. Большие пальцы, изображающие уши, чуть согните.
Медведь- обопритесь всеми пальцами, кроме среднего, на стол- это «ноги- получится медвежья «голова».» медведя. Средний палец согните - получится медвежья «голова».
Печка- согните пальцы под прямым углом к ладоням; большой палец левой руки согните и «спрячьте»; средний палец, безымянный и мизинец правой руки положите поверх пальцев левой руки, большой палец прижмите к указательному, а указательный вытяните - это «печная труба».
Окошко- пальцы обеих рук округлите и сложите в виде овального окошка.
Деревья- поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы.
Елочка- развернув ладони к себе, переплести пальцы
Грибок- на вертикально поставленный кулачок одной руки опустить округленную ладонь другой. Затем поменять руки.
Ягода- левой рукой изобразите ветку с ягодами. Для этого расслабьте кисть, пальцы опустите вниз. Пальцами правой руки «снимайте» с веточек ягоды по очереди с каждой маленькой веточки-пальчика.
Домик- ладони соедините под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх- это «труба».это «.
Пирожки- перекладывайте из руки в руку воображаемые пирожки.
Пенек - кулак, поставленный на стол.
Корзина - пальцы переплести «замочком». Ладони повернуть лицом и слегка округлить, соединив над ними большие пальцы,- это «ручка» корзинки.
Корова- пальцы сожмите в кулак, а указательный и мизинец раздвиньте в разные стороны- получатся «рога».
1. «Заборчик», «Трубочка», «Домик открывается», чередование «Заборчик»- «Трубочка»- «Домик открывается».
2. «Любопытный язычок», «Лягушка». «Зайчик», «Окошко».
3. «Язычок здоровается с подбородком», «Язычок здоровается с верхней губой», «Обезьянка», «Бульдог», «Прятки» (чередование «Обезьянка»- «Бульдог» ).
4. «Хомячок», «Кружок», чередование «Толстячки» -« Худышки», «Шарики» ( поочередное надувание щек), «Самовар».
Старший возраст
Лошадь- правую ладонь держите горизонтально, тыльной стороной наружу- это «морда» лошади. Поднимите большой палец. Сверху обхватите правую ладонь левой, большой палец левой руки поднимите. Большие пальцы обеих ладоней- это «уши», остальные пальцы левой ладони- это «грива».
Коза- вытянуть указательный палец и мизинец. Остальные пальцы сжать в кулак.
Гусь (утка)- предплечья поставить вертикально, ладони под прямым углом к ним. Указательный, средний и безымянный пальцы и мизинец прижаты друг к другу и опираются кончиками на подушечку большого пальца.
Петушок- кончики указательного и большого пальцев соединить и вытянуть вперед. Остальные пальцы развести и поднять вверх.
Курочка- выполнить упражнение «Петушок», а затем согнуть средний палец, безымянный и мизинец.
Горошек - (бобы)- постучать указательным пальцем по столу.
Стол- правую руку сжать в кулачок. Сверху положить выпрямленную ладонь левой руки. Затем можно поменять руки.
Стул- левую руку согнуть в локте и держать вертикально. К нижней части ладони приставить сжатую в кулачок правую руку. Затем поменять руки.
Веник- кончиками растопыренных пальцев водите по столу слева направо и справа налево, словно веником подметаете пол.
Моем посуду- положите одну ладонь на другую и делайте круговые движения, как будто моете тарелки.
Стирка- потрите кулаки друг о друга, будто вы стираете белье.
Утюг- ладонью скользите по столу вперед-назад, как будто гладите утюгом.
Речка (ручеек, дорожка)- поставить ладони на ребро параллельно друг другу (расстояние между ними может быть любым). Плавными движениями вправо-влево двигать ладони вперед.
Дождик (снег, капель)- поднять руки вверх и медленно опускать их, быстро шевеля пальцами.
Солнышко- согните руки в локтях, скрестите и поднимите, прижав друг к другу запястья. Пальцы обеих рук раздвиньте в стороны – это солнечные «лучи».
Бабочка- прижмите ладони друг к другу- бабочка сложила крылья. Разведите ладони в стороны, руки остаются соединенными лишь в области запястья- бабочка «машет крыльями».
Пчела (оса, шмель)- пальцы сожмите в кулак. Выпрямите указательный палец, повращайте им в разные стороны. Не забудьте пожужжать.
Жук- пальцы сожмите в кулак. Указательный и мизинец выпрямите, разведите в стороны, пошевелите ими- это «усы жука». Пожужжите.
Комар- покажите пальчиковое упражнение «Пчела», но при этом не жужжите, а произносите звук «з-з-з».
Паук- широко разведите и поставьте на стол все пять пальцев - это «ноги» паука. Мелкими шажками двигайте пальцы по столу.
Паутина- широко разведите пальцы на обеих руках, а затем сложите пальцы правой руки на пальцы левой так, чтобы они пересекались, как нити паутины.
Рыбка - ладонь держать вертикально, совершая плавные волнообразные движения. Пальцы слегка раздвинуты: большой палец будет изображать плавник, остальные - хвост.
Водоросли- поставьте ладони вертикально пальцами вверх и пошевелите пальцами.
Волны- согните руки в локтях, переплетите пальцы, соединяя руки. Сделайте несколько плавных волнообразных покачиваний сцепленными руками, приподнимая то один, то другой локоть.
Камни- руки сожмите в кулаки и положите на стол.
Рак- прижмите кулаки друг к другу. Большие пальцы находятся сверху, а указательные и средние вытянуты вперед- это «клешни» рака; подвигать пальцами- так действуют «клешни».
Птички летят- пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз.
Гнездо- пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу.
Змея- положите руку на стол, слегка округлив ладонь,- это змеиная «голова». Совершая зигзагообразные движения, продвигайте руку вперед, как будто змея ползет.
Слон- сожмите кулак, вытяните только средний палец и опустите его виз- это «хобот» слона. Покачивайте средним пальцем вверх-вниз.
Жираф- поднимите руку, согнутую в локте, вверх. Большой, указательный и средний пальцы сложите щепотью, а безымянный и мизинец поднимите вверх- это «рожки» жирафа.
Бегемот- положите ладонь одна на другую, слегка округлив их. Раскройте ладони- это бегемот разинул «пасть».
Страус- поднимите согнутую в локте руку. Сложите пальцы щепотью, большой палец- напротив остальных- это голова с большим «клювом». Повращайте «головой» из стороны в сторону, как будто страус смотрит по сторонам.
Крокодил-положите ладонь на стол. Большой палец спрячьте под ладонь. Указательный и мизинец-это «глаза»- согните и прижмите соответственно к среднему и безымянному пальцам.
Мороз- дышим на руки и растираем руки от «холода».
быстро-медленно, вместе-отдельно, вперед-назад, легко-трудно, много-мало, можно-нельзя, нежно-грубо, поздно-рано, тепло-холодно, умно-глупо, хорошо-плохо.
. «Накажем непослушный язычок» (шлепаем губами по языку), «Покусаем язычок», «Загоним мяч в ворота», «Лопаточка», «Дуем на лопаточку»
. «Горка», (мостик), «Ветерок дует с горки», «Мостик построим, мостик разрушен», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Фокус»;
. «Почистим зубки снаружи», «Почистим зубки изнутри», «Маятник», «Маляр», «Лошадка».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологии "Птицы, летите, летите..."
Конспект о жизнидеятельности птиц...
Занятия с детьми. «Лети, лети лепесток!» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе....
"Осенние листья по ветру летят..." Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада
Конспект занятия в старшей группе по закреплению и обобщению темы "Осень"...
Лети лети лепесток...( конспект занятия для детей 5-6 лет по математике).
Конспект занятия по математике для детей 5-6 лет. Цель: закрепление знаний о числовом ряде, умения ориентироваться в числовом ряду, решение простых арифметических задач.Задачи:Обучающие: Закрепит...
Открытое занятие в средней группе "Лето, ах лето"
Использовать предметную среду и жизненное пространство в целях обеспечения свободной творческой деятельности детей в соответствии с их желаниями и склонностями: чтение стихов, танцевально-музык...
Лето красное пришло" занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы
Лето красное пришло" занятие по ознакомлению с окружающим миром с детьми подготовительной группы Цель: развивать и обогащать у детей целостного представления о лете.Задачи:Образователь...
Конспект занятия по «Лепке» Во второй младшей группе (3 – 4 года) Тема: «Мы белые снежинки, летим, летим, летим»
Конспект занятия по «Лепке»Во второй младшей группе (3 – 4 года)Тема: «Мы белые снежинки, летим, летим, летим» Доминирующая образовательная область: художественно-эс...