Многофункциональное дидактическое пособие "Сундучок - речевичок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)
Обеспечивает игровую, речевую, познавательную, творческую деятельность детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
posobie_po_razvitiyu_rechi.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи «Сундучок- речевичок»
Актуальность
- помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию;
- закрепить изученное в занимательно-игровой форме.
- обеспечивает игровую, речевую, познавательную, творческую деятельность детей;
- ребёнок может собирать и организовывать информацию, выбирать задания.
- такой сундучок сам является для ребят большим сюрпризом.
Проблема:
играя в настольные, дидактические игры у детей быстро пропадает интерес к ним, они не хотят играть до конца игры, уходят.
Вопрос: что сделать, чтобы интерес к дидактическим не пропал, а наоборот привлечь к игре, поднять настроение, но и способствовать речевому развитию.
Для оптимизации педагогического процесса по развитию речи и создания хорошего настроения мною и совместно с родителями было придумано и создано пособие.
Цели:
- Развитие связной речи детей, посредством игры;
- обогащения словаря, для формирования навыков общения;
- развитие мелкой моторики руки;
- помогать совместному творчеству взрослого и ребенка.
Задачи:
- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста (грамматического строя речи, лексической и произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности;
- расширять опыт ориентировки в окружающем;
- развивать любознательность, познавательную мотивацию;
- развивать пространственное мышление, логическое мышление, внимание, память.
Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои»
Цель:
Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.
Задачи:
- Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.
Возраст: от 4-7 лет, играть могут не более 4 человек.
Набор включает: 4 карты, маленькие карточки на липучках.
Инструкция:
1 вариант игры:
Взрослый предлагает детям взять по одной карте. Педагог берёт маленькие карточки и показывает детям говорит: «Моё», ребёнок проговаривает «Пальто», «Окно» и т.д
Дидактическая игра «Составь слово по первым буквам»
(для детей 6-7 лет)
Цель: Развивать фонетическое восприятие, закрепить буквенный состав слова, развивать внимание, логическое мышление, память, закреплять навык чтения.
Инструкция:
Ребёнку необходимо назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно подучиться слово «из первых букв. Ребёнок в процессе игры закрепляет звуковой анализ, зрительный образ буквы.
Дидактическая игра «Времена года»
Цель:
- Знать времена года и называть в определённой последовательности;
- находить, соответствующие данному времени года картинки;
- развивать связную речь;
- обогатить активный словарный запас существительными;
- воспитывать желание помогать друг другу в составлении описательного рассказа.
Описание игры: Детям рассматривают яркие картинки времён года, совместно с педагогом находят маленькие карточки на липучках. Составляют рассказ о приметах и признаках времени года.
Дидактическая игра «Расскажи сказку»
Цель:
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
- Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль.
- Самостоятельно сочинять сказки с уже знакомыми персонажами.
- Воспитывать любовь русскому народному творчеству.
Инструкция:
Детям предлагают героев сказка из фетра на липучках. Дети работают в парах, пересказывают по своим ролям сказки. Далее можно предложить придумать новые сказки, меняя между собой героев.
Дидактическая игра «Живое – неживое»
Цель:
- Расширение знаний о живых и неживых предметах.
Задачи:
- развивать речь, память, мышление;
- формировать умение правильно ставить вопрос;
- формировать навыки словообразования.
Материал:
2 карточки А4, маленькие карточки с изображением предметов на липучках. Карточки должны отвечать на вопросы «Кто?», «Что?».
Варианты игры:
Ребёнку предлагается рассмотреть карточку, озвучить что на ней изображено, задать вопрос: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», ответить самим на него. Необходимо делать паузы, чтобы дать ребёнку несколько секунд для размышления.
Дидактическая игра «Найди звук Р-Л в слове»
Задачи:
- Автоматизировать поставленные звуки.
- Формировать фонетико- фонематические представления и слоговую структуру слова.
- Развивать лексико- грамматический строй речи, связную речь.
- Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.
Описание: набор рыбок с картинками, в названии которых включены слова со звуками Р-Л на липучках. 2 ведра – на липучках.
Вариант игры:
Ребёнку предлагают взять картинку назвать слово, правильно произнося поставленный звук. И прикрепить к соответствующему ведёрку со звуками Р-Л.
Дидактическая игра «Перескажи рассказ»
Цель:
- Формировать умение пересказывать текст;
- Учить понимать и анализировать услышанный текст;
- Умение отвечать на вопросы полным ответом.
Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»
Цель:
- Учить детей составлять связный рассказ по серии картинок.
Задачи:
- упражнять детей в правильном подборе слов;
- закреплять умение строить предложения по картинке, объединяя их целостно;
- развивать речь, память, внимание.
Ход игры:
Воспитатель помещает перед ребёнком четыре карточки. Ребенок должен расположить их хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный рассказ.
Дидактическая игра «Фразовый конструктор «Кто, что делает?»
Цель:
Учить составлять предложения используя существительное, отвечая на вопрос «Что делает?».
Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.
Дидактическая игра «Подбери по вкусу»
Цель:
- Учить подбирать картинки с изображениями овощей, фруктов, продуктов питания (сладкий, кислый, солёный).
Дидактическая игра «Чистоговорки»
Цель:
- Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи;
- Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза;
- Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.
Ход игры:
Перед воспитателем на столе лежат карточки с картинками по тексту чистоговорки. Педагог берёт по одной карточке, показывает её детям и читает чистоговорку.
Дидактическая игра «Составь рассказ по схемам»
Цель:
- Учить детей составлять описательный рассказ по схеме;
- Формировать умение точно, лаконично и образно описывать предмет.
- Развивать речь, мышление, память.
Ход игры:
Педагог показывает карточку и предлагает посмотреть на план схему рассказа:
- внешний вид зверя.
- чем питается?
- где живёт?
- кто его враги и как он от них спасается.
Дидактическая игра «Отгадай загадку. Мнемотехника»
Цель:
- Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при отгадывании загадок;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.
Описание игры: Детям предлагается по схеме рассказать загадку, а потом найти картинку с изображением «отгадки».
Дидактическая игра «Скажи наоборот»
Цель:
- Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух.
Правил игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.
Дидактическая игра «Четвёртый лишний»
Цель:
- Закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Задачи:
- Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать;
- Развивать монологическую и диалогическую речь.
Дидактическая игра «Подбери предлог»
Цель:
- Закрепить понимание и употребление предлогов.
Описание игры: Детям предлагаются карточки и картинки на липучках. Педагог проговаривает совместно с детьми глагол и далее находят картинку, называя предлог.
Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель:
- Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Ход игры: Педагог показывает картинки произносит слова, а детям нужно произнести это слово, чтобы звучало ласково.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многофункциональные дидактические речевые игры, направленные на автоматизацию звука Р по темам «Овощи» и «Фрукты».
Материал представляет собой аннотацию и непосредственно дидактический материал по данной теме, распечатав и разрезав который, Вы получите дидактические речевые игры, которые мо...
«Круги Луллия» «Многофункциональная дидактическая игра для развития речевой деятельности дошкольников»
В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это ...
Многофункциональное дидактическое пособие «Речевые круги»
Одним из пяти направлений развития и образования детей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие. Согласно целевым ориентирам на...
Многофункциональное дидактическое пособие "Речевая гусеница"
Главная особенность дидактической игры состоит в том, что задание предлагается детям 5-7 лет в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с ...
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РЕЧЕВОЙ ТЕРЕМОК»
Дидактическое многофункциональное пособие «Речевой теремок» предназначено для развития детей с ОНР для детей от 5 до 7 лет. Это пособие можно использовать как для индивидуальной работы, та...
Многофункциональное дидактическое пособие "Речевой домик"
В настоящее время в связи с изменением содержания начального обучения вопросы подготовки детей к школе приобретают всё большее значение. Знакомство с букварём в первом классе проходит в сжатые с...
Многофункциональное дидактическое пособие «Речевое дерево» для детей 5- 7 лет с тяжелыми нарушениями речи
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РЕЧЕВОЕ ДЕРЕВО» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5– 7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ....