Многофункциональное дидактическое пособие "Сундучок - речевичок"
учебно-методическое пособие по развитию речи (старшая группа)

Оксана Владимировна Зырянова

Обеспечивает игровую, речевую, познавательную, творческую деятельность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posobie_po_razvitiyu_rechi.docx18.43 КБ

Предварительный просмотр:

Многофункциональное дидактическое пособие по развитию речи «Сундучок- речевичок»

Актуальность

- помогает быстро и эффективно усвоить новую информацию;

- закрепить изученное в занимательно-игровой форме.

- обеспечивает игровую, речевую, познавательную, творческую деятельность детей;

- ребёнок может собирать и организовывать информацию, выбирать задания.

- такой сундучок сам является для ребят большим сюрпризом.

                                Проблема:

играя в настольные, дидактические игры у детей быстро пропадает интерес к ним, они не хотят играть до конца игры, уходят.

Вопрос: что сделать, чтобы интерес к дидактическим не пропал, а наоборот привлечь к игре, поднять настроение, но и способствовать речевому развитию.

 Для оптимизации педагогического процесса по развитию речи и создания хорошего настроения мною и совместно с родителями было придумано и создано пособие.

Цели:

- Развитие связной речи детей, посредством игры;

- обогащения словаря, для формирования навыков общения;

- развитие мелкой моторики руки;

- помогать совместному творчеству взрослого и ребенка.

Задачи:

- Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей дошкольного возраста (грамматического строя речи, лексической и произносительной стороны речи, связной речи) в различных формах и видах детской деятельности;

- расширять опыт ориентировки в окружающем;

- развивать любознательность, познавательную мотивацию;

- развивать пространственное мышление, логическое мышление, внимание, память.

 

Дидактическая игра «Мой, моя, моё, мои»    

Цель:

Формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи:

 - Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.

- Совершенствовать грамматический строй речи. 

- Воспитывать   умение действовать рядом со сверстниками.  

Возраст: от 4-7 лет, играть могут не более 4 человек.

Набор включает: 4 карты, маленькие карточки на липучках.

Инструкция:

1 вариант игры:

Взрослый предлагает детям взять по одной карте. Педагог берёт маленькие карточки и показывает детям говорит: «Моё», ребёнок проговаривает «Пальто», «Окно» и т.д

Дидактическая игра «Составь слово по первым буквам»

                                (для детей 6-7 лет)

       Цель: Развивать фонетическое восприятие, закрепить буквенный состав слова, развивать внимание, логическое мышление, память, закреплять навык чтения.

Инструкция:

Ребёнку необходимо назвать картинку, выделить первый звук, обозначить его буквой и поставить соответствующую букву под данной картинкой, и так со всеми словами. В итоге должно подучиться слово «из первых букв. Ребёнок в процессе игры закрепляет звуковой анализ, зрительный образ буквы.

Дидактическая игра «Времена года»

Цель:

- Знать времена года и называть в определённой последовательности;

- находить, соответствующие данному времени года картинки;

- развивать связную речь;

- обогатить активный словарный запас существительными;

- воспитывать желание помогать друг другу в составлении описательного рассказа.

Описание игры: Детям рассматривают яркие картинки времён года, совместно с педагогом находят маленькие карточки на липучках. Составляют рассказ о приметах и признаках времени года.

Дидактическая игра «Расскажи сказку»

Цель:

- Развивать монологическую и диалогическую речь.

- Упражнять в умении эмоционально и выразительно исполнять свою роль.

- Самостоятельно сочинять сказки с уже знакомыми персонажами.

- Воспитывать любовь русскому народному творчеству.

Инструкция:

Детям предлагают героев сказка из фетра на липучках. Дети работают в парах, пересказывают по своим ролям сказки. Далее можно предложить придумать новые сказки, меняя между собой героев.

Дидактическая игра «Живое – неживое»

Цель:

- Расширение знаний о живых и неживых предметах.

Задачи:

- развивать речь, память, мышление;

- формировать умение правильно ставить вопрос;

- формировать навыки словообразования.

Материал:

2 карточки А4, маленькие карточки с изображением предметов на липучках. Карточки должны отвечать на вопросы «Кто?», «Что?».

Варианты игры:

Ребёнку предлагается рассмотреть карточку, озвучить что на ней изображено, задать вопрос: «Кто это?», «Что это?», «Она живая?», ответить самим на него. Необходимо делать паузы, чтобы дать ребёнку несколько секунд для размышления.

Дидактическая игра «Найди звук Р-Л в слове»

Задачи:

- Автоматизировать поставленные звуки.

- Формировать фонетико- фонематические представления и слоговую структуру слова.

- Развивать лексико- грамматический строй речи, связную речь.

- Способствовать развитию общения детей, коммуникативных навыков.

Описание: набор рыбок с картинками, в названии которых включены слова со звуками Р-Л на липучках. 2 ведра – на липучках.

Вариант игры:

Ребёнку предлагают взять картинку назвать слово, правильно произнося поставленный звук. И прикрепить к соответствующему ведёрку со звуками Р-Л.

Дидактическая игра «Перескажи рассказ»

Цель:

- Формировать умение пересказывать текст;

- Учить понимать и анализировать услышанный текст;

- Умение отвечать на вопросы полным ответом.

Дидактическая игра «Составь рассказ по картинкам»

Цель:

- Учить детей составлять связный рассказ по серии картинок.

Задачи:

- упражнять детей в правильном подборе слов;

- закреплять умение строить предложения по картинке, объединяя их целостно;

- развивать речь, память, внимание.

Ход игры:

Воспитатель помещает перед ребёнком четыре карточки. Ребенок должен расположить их хронологической последовательности, придумав по каждой из них предложение. В результате должен получиться связный рассказ.

Дидактическая игра «Фразовый конструктор «Кто, что делает?»

Цель:

Учить составлять предложения используя существительное, отвечая на вопрос «Что делает?».

Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь.

Дидактическая игра «Подбери по вкусу»

Цель:

- Учить подбирать картинки с изображениями овощей, фруктов, продуктов питания (сладкий, кислый, солёный).

Дидактическая игра «Чистоговорки»

Цель:

- Формирование правильного звукопроизношения, выразительности речи;

- Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза;

- Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи.

Ход игры:

Перед воспитателем на столе лежат карточки с картинками по тексту чистоговорки. Педагог берёт по одной карточке, показывает её детям и читает чистоговорку.

Дидактическая игра «Составь рассказ по схемам»

Цель:

- Учить детей составлять описательный рассказ по схеме;

- Формировать умение точно, лаконично и образно описывать предмет.

- Развивать речь, мышление, память.

Ход игры:

Педагог показывает карточку и предлагает посмотреть на план схему рассказа:

- внешний вид зверя.

- чем питается?

- где живёт?

- кто его враги и как он от них спасается.

Дидактическая игра «Отгадай загадку. Мнемотехника»

Цель:

- Формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при отгадывании загадок;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли.

Описание игры: Детям предлагается по схеме рассказать загадку, а потом найти картинку с изображением «отгадки».

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

Цель:

- Учить детей использовать в речи слова, противоположные по смыслу, активизировать мыслительную активность детей, развивать вербальную память, речевой слух.

Правил игры: Педагог начинает игру. Он произносит начало фразы. Дети должны продолжить, подбирая слова, противоположные по смыслу.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Цель:

- Закрепить умение находить четвёртый лишний предмет и объяснять, почему он лишний.

Задачи:

- Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать;

- Развивать монологическую и диалогическую речь.

Дидактическая игра «Подбери предлог»

Цель:

- Закрепить понимание и употребление предлогов.

Описание игры: Детям предлагаются карточки и картинки на липучках. Педагог проговаривает совместно с детьми глагол и далее находят картинку, называя предлог.

Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель:

- Закрепить умения образовывать слова с помощью уменьшительно- ласкательных суффиксов.

Ход игры: Педагог показывает картинки произносит слова, а детям нужно произнести это слово, чтобы звучало ласково.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Многофункциональные дидактические речевые игры, направленные на автоматизацию звука Р по темам «Овощи» и «Фрукты».

Материал представляет собой аннотацию  и  непосредственно дидактический материал по данной теме, распечатав и разрезав который, Вы получите  дидактические речевые игры, которые мо...

«Круги Луллия» «Многофункциональная дидактическая игра для развития речевой деятельности дошкольников»

В 13 веке французский монах Раймонд Луллий создал логическую машину в виде бумажных кругов. Оказалось, ее можно прекрасно использовать как средство развития речи у дошкольников. «Кольца Луллия» - это ...

Многофункциональное дидактическое пособие «Речевые круги»

Одним из пяти направлений развития и образования детей Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) определил речевое развитие. Согласно целевым ориентирам на...

Многофункциональное дидактическое пособие "Речевая гусеница"

Главная  особенность дидактической игры состоит в том, что задание предлагается детям 5-7 лет в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с ...

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РЕЧЕВОЙ ТЕРЕМОК»

Дидактическое многофункциональное пособие «Речевой теремок» предназначено для развития детей с ОНР для детей от 5 до 7 лет. Это пособие можно использовать как для индивидуальной работы, та...

Многофункциональное дидактическое пособие "Речевой домик"

В настоящее время в связи с изменением содержания начального обучения вопросы подготовки детей к школе приобретают всё большее значение. Знакомство с букварём в первом классе проходит в сжатые с...

Многофункциональное дидактическое пособие «Речевое дерево» для детей 5- 7 лет с тяжелыми нарушениями речи

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «РЕЧЕВОЕ ДЕРЕВО»  ДЛЯ  ДЕТЕЙ  5– 7  ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ....