Методическая разработка в области развития речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР «В гостях у сказок»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Кузьмина Вера Николаевна

Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей подготовительной группы, посредством художественной литературы. Закрепление знаний о сказках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение узнавать сказку по мнемотаблице, загадкам;

- закрепить навык детей отвечать полными ответами;

- закрепить умение составлять слово из звуков.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение логически мыслить, рассуждать;

- развивать грамматически связную речь, обогащать и активизировать словарь:

- развивать мелкую моторику рук:

- развивать память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать инициативность и доброжелательное отношение друг к другу:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

-познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-речевое развитие;

-физическое развитие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.

Демонстрационный и раздаточный материал: клубок ниток, картинки с изображением сказочных героев, мнемотаблицы, папка-имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, карточки с загадками, письма, «Волшебная коробка».

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №38

компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы

компенсирующей направленности с ТНР

«В гостях у сказок»

Составитель: воспитатель Кузьмина Вера Николаевна

2024 год

Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей подготовительной группы, посредством художественной литературы. Закрепление знаний о сказках.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- совершенствовать умение узнавать сказку по мнемотаблице, загадкам;

- закрепить навык детей отвечать полными ответами;

- закрепить умение составлять слово из звуков.

Коррекционно-развивающие:

- развивать умение логически мыслить, рассуждать;

- развивать грамматически связную речь, обогащать и активизировать словарь:

- развивать мелкую моторику рук:

- развивать память, внимание, зрительное и слуховое восприятие.

Воспитательные:

- воспитывать инициативность и доброжелательное отношение друг к другу:

- воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Интеграция образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО:

-познавательное развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-речевое развитие;

-физическое развитие.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, презентация.

Демонстрационный и раздаточный материал: клубок ниток, картинки с изображением сказочных героев, мнемотаблицы, папка-имитация обложки книги, 7 разноцветных страниц, карточки с загадками, письма, «Волшебная коробка».

Ход занятия: Вводная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько у нас гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь давайте мы с вами настроимся на занятие:

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались все дети в круг

Слева- друг и справа- друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Ребята а вы любите сказки?

Ответы детей.

Воспитатель: С каких слов обычно начинаются сказки? А какими заканчиваются?

Ответы детей:

Воспитатель: А о чем обычно рассказывается в сказках?

Ответы детей:

Воспитатель. А как можно сказать о сказке, какая она?

Ответы детей:

Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по сказкам. Вас ждут задания, которые надо выполнить, чтобы продолжить путь дальше. В конце сказочного пути вас ждет сюрприз.

Основная часть.

Воспитатель: Ну что вы готовы? Тогда в путь! Закройте глаза, вдохните воздух носом и выдохните. А теперь скажем дружно «Раз, два, три, в сказку мы попасть хотим!»

И вот мы с вами в гостях у сказки (Видео «В гостях у сказки»)

Воспитатель: Ребята, я принесла вам новую книгу сказок. Посмотрите, какая она красивая. (воспитатель открывает книгу и выясняется, что все страницы исчезли).

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, куда исчезли страницы?

Ответы детей:

Воспитатель: Смотрите, здесь лежит какое-то письмо. Интересно, от кого оно может быть? Давайте прочитаем.

«Здравствуйте, детишки! Не можете найти страницы вашей книги? Это я, Баба Яга попросила Могучего Ветра разбросать их по стране сказок! Ищите, может найдете! Но от меня помощи не ждите!»

Воспитатель: Вот не может Баба Яга прожить, чтобы кому-нибудь не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти все страницы нашей книги, чтобы мы могли ее прочитать. А поможет нам в поисках страниц волшебный клубок. А чтобы у клубка было больше волшебной силы, нам надо как можно больше назвать сказок.

Игра «Назови сказку». (Дети передают клубок друг другу, наматывая нить и называя сказку)

Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой?

Ответы детей:

Верно, потому что вы много знаете сказок. Этот клубок поможет нам передвигаться в стране сказок. Давайте вместе произнесем волшебные слова

«Нам клубочек помоги и по сказкам проведи!» (клубок «покатился» к столу, на котором стоит коробка)

Воспитатель: (открывает коробку) Ребята, смотрите, здесь лежат загадки

Вокруг нас и там и тут

Сказки разные живут.

На полянке есть загадки,

Отгадайте без подсказки.

Называйте, посмелей,

Этих сказочных друзей. (загадывает загадки, а дети находят картинку-отгадку, показывают ее и называют сказочного героя)

  1. Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце жарко,

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка)

  1. У Аленушки-сестрицы

Унесли братишку птицы,

Высоко они летят.

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

  1. В небесах и на земле

Скачет баба на метле.

Страшная и злая.

Кто она такая? (Баба Яга)

  1. Жили-были семь ребят

Белых маленьких козлят.

Проник обманом серый в дом.

Коза потом его нашла,

Перехитрить его смогла

И всех детей своих спасла. (Семеро козлят)

  1. Посадил ее дед в поле.

Лето целое росла.

Всей семьей ее тянули,

Очень крупная была. (Репка)

  1. Летела стрела и попала в болото.

И в этом болоте поймал ее кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей

Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-лягушка)

Воспитатель: Молодцы ребята, все загадки отгадали и героев всех назвали. Вот и нашлась первая страница! (Красная) Посмотрите какого она цвета?

Клубочек, дружок, помоги нам найти оставшиеся страницы книги. (Клубок «приводит» к стульям, на которых лежит письмо от Бабы Яги)

«Ну что, детишки! Дорогу все-таки нашли и страницу одну. Только не радуйтесь-то очень! Сможете ли вы ответить на мои сложные вопросы?

- На чем катался Емеля в сказке «По щучьему веленью»?

а) на лыжах; б) на коне; в) на печи (Слайд №1)

- Как в русских народных сказках называют птицу с золотым оперением?

а) лебедь; б) жар-птица; в) синяя птица (Слайд №2)

- Кого в сказках называют по отчеству Патрикеевна?

а) сову; б) кошку; в) лису (Слайд №3)

- Чья смерть на конце иглы?

а) Змея Горыныча; б) Бабы Яги; в) Кощея Бессмертного (Слайд №4)

- Кто убежал из дома и, преодолев много опасностей, все-таки попался хитрой лисе?

а) Петушок-золотой гребешок; б) Заяц-хваста; в) Колобок (Слайд №5)

Воспитатель: Правильно, молодцы ребята. На все вопросы ответили. И вот еще одна страница нашлась (Оранжевая) Какого она цвета?

Давайте мы сами поищем, может где-нибудь рядом спрятаны оставшиеся страницы?

Гимнастика для глаз «Посмотрим вдаль, ищем рядом, посмотрим вверх, вниз, нарисуем глазами клубок.

Воспитатель: Нигде не видно ни одной страницы. Клубок, веди нас дальше. (клубок «ведет» к столу)

Воспитатель: Здесь еще одно письмо, на конверте написано «Помогите!» Кому же нужна помощь? Это письмо от сказочных героев. «Баба Яга стерла вторую часть наших имен. Помогите нам восстановить их».

Игра с мячом «Назови вторую часть имени».

-Кощей- (Бессмертный)

-Сестрица- (Аленушка)

-Змей- (Горыныч)

-Братец- (Иванушка)

-Крошечка- (Хаврошечка)

-Царевна- (Лягушка)

-Василиса- (Прекрасная)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно знаете, как зовут сказочных героев. А вот и еще одна страница нашлась (Желтого). Какого она цвета? Знаете, что на ней написано? СПАСИБО! Это герои вас благодарят.

Прежде, чем мы продолжим путь, предлагаю немного поиграть, а клубок наш отдохнет.

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

-Ой, ой, ой-повторяйте все за мной.

-Ва, ва, ва-высокая трава (Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

-Па, па, па-узкая тропа (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

-Ке, ке, ке-мы пришли к реке (Шагают, руки на поясе)

-Кой, кой, кой-любуемся рекой (Повторяют радостно, развести руки в сторону)

-Ась, ась, ась-вот плавает карась (Повторяют тихо, плавные движения руками)

-Ушка, ушка, ушка-прыгает лягушка (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

-Шо, шо,шо-говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це-улыбка на лице (Повторяют радостно)

Воспитатель: Молодцы ребята! Отдохнул наш клубок и готов катиться дальше. Давайте посмотрим, куда он покатится. (Клубок «катится» к столу). Ребята, чтобы выполнить следующее задание Бабы Яги, вам надо быть очень внимательными. вы должны угадать кому принадлежат эти слова и из какой сказки этот герой. (Дети слушают аудиозапись с голосами сказочных героев).

Воспитатель: Какие вы молодцы. Всех героев отгадали и правильно назвали сказки. И смотрите, мы нашли еще две страницы нашей книги. (Зеленого и голубого). Какого они цвета?

Смотрите, ребята, Баба Яга приготовила для вас следующее задание. (Воспитатель раздает детям мнемотаблицы). Как называются эти таблицы? В этих таблицах зашифрована сказка. Вам надо расшифровать и назвать что это за сказка.

Ответы детей:

Воспитатель: Валера, о чем твоя сказка? А чему учит сказка, которую отгадала Маша?

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы отлично справились с этим заданием. Вот нашлась еще одна страница (Синяя). Какого она цвета?

А сейчас приготовьте свои пальцы, немного разомнемся.

       Пальчиковая гимнастика.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Рукавичка, Теремок, Колобок-румяный бок,

Есть Снегурочка-краса, Три медведя, Волк-Лиса,

Не забудем Сивку-Бурку, нашу вещую Каурку,

Про Жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад!

Воспитатель: Клубок зовет нас вперед. Осталась еще одна страница и мы сможем

собрать нашу книгу. Встаньте, пожалуйста, в круг. Предлагаю вам поиграть.

Игра «Собери имя сказочного героя». Ловите звуки и составляйте имя героя.

Е, М, Е, Л, Я (Емеля)

М, А, Ш, А (Маша)

Ж, У, Ч, К, А (Жучка)

В, А, С, И, Л, И, С, А (Василиса)

Молодцы! Вот и последняя страница нашлась! (Фиолетовая) Какого она цвета?

Заключительная часть

Воспитатель: У нашей книги все страницы разноцветные. Вам что-то напоминают эти

цвета?

Ответы детей:

Воспитатель: Молодцы! Теперь давайте превратим нашу книгу в настоящую книгу

сказок. Нам поможет «волшебная» коробка. Давайте положим книгу в коробку и

скажем волшебные слова «Снуп, снап, снуре». Смотрите какую книгу мы с вами

смогли собрать. Вы молодцы! Вы самые лучшие знатоки сказок.

Верить в сказку -это счастье.

И тому, кто верит, сказка обязательно отворит все двери».

И что- то интересное подарит. (Дети получают в подарок раскраски). Это вам Баба Яга

прислала подарок за смелость, за старание и любовь к сказкам.

А теперь нам пора возвращаться домой. Скажем волшебные слова «Раз, два, три мы

домой попасть хотим»

Рефлексия.

Вот мы и дома. Вам понравилось путешествие? А что-то есть, что понравилось больше

всего? Трудностей не возникало? Вы молодцы!

Наше занятие закончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное коррекционно – развивающее занятие по формированию лексико – грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме: «Моя мама лучше всех».

Занятие  построено в соответствии с современными требованиями, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей введены элементы игры и проблемная ситуация которая постав...

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР в образовательной области «Развитие речи» с детьми подготовительной к школе группы «Магазин игрушек»

Непосредственно – образовательная деятельность с использованием ЦОР  в  образовательной области «Развитие речи» с детьми подготовительной к школе группы     «Магазин игру...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических компонентов и связной речи с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности.

Воспитание любви к Родине является основным направлением патриотического воспитания дошкольников. Данный конспект познакомит вас с необходимым материалом по формированию представлений о России....

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи

Перспективное планирование коррекционно-развивающей работы с детьми подготовительной к школе  группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи  Сентябрь октябр...

Конспект открытого занятия по развитию речи с детьми подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности «Экскурсия в школу»

Конспект открытого занятия по развитию речис детьми подготовительного возрастав группе компенсирующей направленности                        ...