Методические рекомендации по использованию обучающего пособия: «Речевой калейдоскоп»
учебно-методический материал по развитию речи
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 1 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга
Заведующий: Лаврова Вера Викторовна, контактный телефон: +7 (812) 556-58-42; e-mail: dou1spb@yandex.ru
Методические рекомендации
по использованию обучающего пособия:
«Речевой калейдоскоп»
Авторы:
Васильева Оксана Николаевна, учитель-логопед высшей категории
(e-mail: vasiljewaoksana@yandex.ru, контактный телефон: +7 (921) 326-48-42)
Блинова Ирина Васильевна, воспитатель высшей категории
(e-mail: irina_blinova_1963@mail.ru, контактный телефон: +7 (906) 263-30-19)
Кустова Светлана Евгеньевна, воспитатель первой категории
(e-mail: kustova_svetlana@mail.ru, контактный телефон: +7 (921) 398-11-24)
Санкт – Петербург
2022
Обучающее пособие: «Речевой калейдоскоп»
|
|
|
Целевая аудитория: Обучающее пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет. А также для детей с РАС (расстройство аутистического спектра), моторной алалией, в качестве фразового конструктора.
Назначение обучающего пособия: Ценность данного обучающего пособия состоит в возможности его применения педагогом в процессе организации совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по разным лексическим темам. Данное обучающее пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.
Цель: Формирование навыка построения грамматически правильной фразы, через развитие пространственной ориентировки при употреблении слов пространственного значения.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать детей составлению предложений с заданным предлогом, глаголом (действием) и существительным по опорным картинкам и схемам;
- Развивать навык соотнесения символического изображения с конкретным словом (глаголы, предлоги);
- Закреплять правильное употребление предлогов при составлении предложений;
- Закреплять навык ориентировки в окружающем пространстве (вправо - влево, вверху - внизу, впереди), понимание координат пространства;
- Совершенствовать лексико-грамматический строй и связную речь.
Развивающие:
- Развивать умение определять направление относительно своего тела;
- Развивать зрительно-пространственные представления и смысловое значение употребления предлогов;
- Развивать зрительное внимание и логическое мышление;
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность;
- Воспитывать внимание к речи, совершенствовать умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, слышать ошибки в чужой и своей речи;
- Воспитывать самостоятельность при выполнении задания.
Описание обучающего пособия:
Обучающее пособие представляет собой:
- поле, разделенное на 9 зон;
- карточки с символическим изображением предлогов и глаголов и предметные картинки-существительные (на магнитах для использования на магнитной доске);
- карточки-схемы, по которым ребенок перемещается в нужную зону поля;
- фразовый конструктор (опорная карточка-схема) для детей;
- опорная карточка-схема для педагога с рекомендациями по расстановке карточек на поле для семи лексических тем.
Описание примеров использования в разных видах детской деятельности
В обучающем пособии раскрыты особенности организации речевой деятельности дошкольников, в том числе детей с ОВЗ. В его основе заложены принципы:
- взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей;
- обеспечения активной речевой практики;
- обогащения мотивации речевой деятельности;
- взаимосвязи работы над различными сторонами речи;
- развития речи как целостного образования;
- формирования элементарного осознания явлений языка;
- развития языкового чутья («чувства языка»);
- коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи;
- использования наглядно-игрового материала для подготовки детей к восприятию, пониманию и составлению рассказов по картине.
Данное пособие поможет педагогам построить свою систему педагогической работы, обогатить современным инструментарием образовательную область «Речевое развитие» и создать условия для широкой речевой практики всех детей в разных видах деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Примерные варианты игровых заданий по лексическим темам:
Обучающее пособие можно применять в двух вариантах:
- игровое поле расположить на столе;
- игровое поле расчертить на магнитной доске и прикреплять карточки с заданиями к ней при помощи магнитов.
1 Пример:
В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, располагаются карточки с предлогами и глаголами, которые изображены в виде схем, и картинку с существительным в соответствии с опорной карточкой.
Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.
После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, глагол и существительное. Например, «Воздушный шар висит под потолком».
2 Пример. Данный вариант можно использовать для усложнения.
В центр поля, педагог помещает карточку с изображением лексической темы. На остальных частях поля, педагог по опорной карточке располагает ТОЛЬКО карточку с предлогом, который изображен в виде схемы, и картинку с существительным.
Воспитанникам выдаются карточки-схемы, на которых изображено существительное (согласно лексической темы), а также схематичное движение участника по полю, в виде цифр и стрелок, по которым ребенок должен определить, в какое поле положить свою карточку.
После того, как воспитанник определяет, куда поместить карточку и опираясь на фразовый конструктор, он составляет предложение, используя изображение на карточке-схеме, предлог, существительное. Например, «Под потолком (висит, болтается) воздушный шар».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.55 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/25/picture-348720-1385394248.jpg)
Методическая разработка по музыке (средняя, старшая, подготовительная к школе группы) по теме: Учебно-методическое пособие "Музыкальный калейдоскоп" по развитию музыкально-ритмических способностей детей
Авторские разработки музыкально-ритмических композиций. Движение под музыку - самый эффективный метод развития музыкальности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/14/picture-964206-1510683345.jpg)
Методическая разработка для обучающихся средней группы с использованием методического пособия кубиков Н.А.Зайцева "Как мы помогали зайчику"
Эта методическая разработка очень поможет педагогам в обучении чтению детей 4-х лет. Здесь есть различные игры, пальчиковые гимнастики, хороводы, физминутки, сказки, которые завлекают детей в сл...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/03/picture-1398871-1648996836.jpg)
Практическое использование игрового пособия "Речевой куб"
Проблема развития речи во всем ее видовом разнообразии является актуальной в дошкольном возрасте. При этом особое значение имеет игровое общение детей.Игровое общение - это тот необходимый базис...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1002876-1517127749.jpg)
Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"
Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-1002876-1517127749.jpg)
Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"
Методическое сообщение "Использование дидактического пособия "Парашют" на музыкальных занятиях"...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактического пособия «Речевой кубик»
Словесно-дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дошкольники са...
Методическая разработка "Использование наглядного пособия Мемори-бокс в работе с детьми дошкольного возраста"
Мемори-бокс «На пути к Великой Победе» – тематическая папка необычной формы, которая познакомит воспитанников с историей Великой Отечественной войны в доступном их возрасту формате. ...