Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактического пособия «Речевой кубик»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

    Словесно-дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дошкольники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их описанию, находят сходства и различия этих предметов.

   Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень дошкольников с помощью словесно-дидактической игры.        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

 Иркутского районного муниципального образования

«Уриковский детский сад комбинированного вида»

664531, Россия, Иркутская область, Иркутский район,

с.Урик, ул.Братьев Ченских, 1 «А»

Кустова Елена Анатольевна, 89025496656

Телефон (факс): 8(3952) 495-469 

Адрес сайта: https://mdoo-urik.ru/filial-1-d-granovshhina.html 

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактического пособия «Речевой кубик»

автор-составитель:

Гилишева О.Ю.,Воспитатель 

первой квалификационной категории

89526105901@mail.ru

89526105901

д.Грановщина, 2023

   Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построение обучение родной речи.

   Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.

  Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.

   В работе особое внимание уделяем словесно-дидактической игре, содержание которой ориентируется на сказки. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Словесно-дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

   Словесно-дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.

    Словесно-дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дошкольники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их описанию, находят сходства и различия этих предметов.

   Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень дошкольников с помощью словесно-дидактической игры.        

   Использование словесно-дидактических игр способствует решению следующих задач:

  1. Побуждать детей к общению друг  другом и комментированию своих действий.
  2. Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
  3. Совершенствовать связную речь.
  4. Обеспечивать количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса.
  5. Формировать грамматический строй речи. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений.
  6. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений.

Содержание:

   Особенности использования словесно-дидактических игр – как средства речевого развития детей дошкольного возраста.

   Использование словесно-дидактических игр способствует развитию связной речи дошкольников и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической и комплексной работы.

   Алгоритм проведения словесно-дидактических игр:

  1. Ознакомление дошкольников с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
  2. Объяснение хода и правил игры.
  3. Показ игровых действий.
  4. Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика, четкое выполнение или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
  5. Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере дошкольников. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.

   С помощью фанеры, липучки, двустороннего скотча создали речевой кубик. И наполнили его дидактическими играми.

Словесно-дидактические игры

«Расскажем свою сказку»

Цель: формирование у дошкольников навыков речевого общения, стремиться  тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.

Оборудование: картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.

Ход игры: предложить ребенку составить небольшой рассказ по картинки, серии картинок.

«Я назову, а вы продолжите»

Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.

Ход игры: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название. Сестрица – (Аленушка), Братец – (Иванушка), Баба – (Яга), Красная – (Шапочка), Муха – (Цокотуха), Крошечка – (Хаврошечка), Царевна – (Лягушка) и т.д.

 «Если бы ты попал в сказку»

Цель: развитие связной речи, воображения и творческого мышления.

Оборудование: микрофон.

Ход игры:  дети садятся, образуя круг. Когда дети знакомятся с игрой, роль журналиста выполнят взрослый. Журналист, который с микрофоном подходит к кому-нибудь из детей и задает вопрос: «Если бы ты попал в сказку «Репка», что бы ты сделал с репкой, после того как ее вытащили герои сказки?», «Кем из героев сказки «Колобок» ты захотел бы стать.

«Назови одним словом» 

Цель: развитие логического мышления, внимания, закрепление названий групп предметов обобщающим словом.

Оборудование: картинки.

Ход игры: предложить ребенку выложить карточки по одной теме (например: одежда), назвать обобщающим словом. Педагог выкладывает картинки, просит найти лишнюю и объяснить, почему считает ее лишней.

«Живое – неживое» 

Цель: Закрепление знаний об одушевлённых предметах, которые отвечают на вопрос кто? и неодушевлённых которые отвечают на вопрос что?

Оборудование: картинки.

Ход игры: ребенку предлагается найти картинки, к которым можно задать вопрос Кто? А другому ребенку картинки, к которым можно назвать вопрос Что?

«Один – много» 

Цель: Закрепление знаний детей называть существительные, согласовывать их с числительными в роде, числе и падеже. 

Оборудование: картинки.

Ход игры: предложить ребенку назвать данную картинку и соотнести ее с количеством предметов.

«Где спрятался звук?» 

Цель: Закрепление умений детей находить место данного звука (в начале, середине, конце слова). 

Оборудование: картинки.

Ход игры: предложить ребенку выбрать картинку, выделить нужный звук голосом и определить место звука в слове (в начале, середине, конце).

«Найди звук в слове» 

Цель: Закреплять умение детей находить данный звук в слове. Совершенствовать фонематический слух, внимание.

Оборудование: картинки.

Ход игры: ребенку предлагается найди картинку, где есть заданный звук.

«Признаки времен года» 

Цель: различать и называть времена года, указывать характерные признаки каждого времени года.

Оборудование: картинки.

 «Радио»

Цель: развитие связной речи детей, воспитывать интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: микрофон.

Ход игры: Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...

Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.

Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить ва...

Дидактическое пособие "Речевые кубики"

Задачи: Активизировать словарь глаголов и существительных. Упражнять в составлении предложений (из двух, из трех и из четырех слов)Пособие состоит: из 9 кубиков и 3 карточек.Кубики четырех цветов: 5 ж...

Использование дидактического пособия логопедические кубики «Я учусь говорить», в работе воспитателя с детьми ОВЗ (ЗПР)

Использование дидактического пособия логопедические кубики «Я учусь говорить», в работе воспитателя с детьми ОВЗ (ЗПР)...