Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактического пособия «Речевой кубик»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Словесно-дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дошкольники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их описанию, находят сходства и различия этих предметов.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень дошкольников с помощью словесно-дидактической игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 21.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковский детский сад комбинированного вида»
664531, Россия, Иркутская область, Иркутский район,
с.Урик, ул.Братьев Ченских, 1 «А»
Кустова Елена Анатольевна, 89025496656
Телефон (факс): 8(3952) 495-469
Адрес сайта: https://mdoo-urik.ru/filial-1-d-granovshhina.html
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактического пособия «Речевой кубик»
автор-составитель:
Гилишева О.Ю.,Воспитатель
первой квалификационной категории
89526105901
д.Грановщина, 2023
Дети умеют пользоваться техникой, а проявлять свое речевое творчество – не умеют. Дошкольники мало посещают библиотеки, читают книги, рассматривают иллюстрации и рассказывают. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать в 2-3 фразах. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребенком и грамотно построение обучение родной речи.
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость.
В работе особое внимание уделяем словесно-дидактической игре, содержание которой ориентируется на сказки. Благодаря их использованию процесс обучения проходит в доступной и привлекательной для детей дошкольного возраста игровой форме. Словесно-дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.
Словесно-дидактические игры можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как у старших дошкольников более обширные знания и представления об окружающем мире.
Словесно-дидактические игры – это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дошкольники самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их описанию, находят сходства и различия этих предметов.
Основная цель методической работы заключается в том, чтобы повысить речевой уровень дошкольников с помощью словесно-дидактической игры.
Использование словесно-дидактических игр способствует решению следующих задач:
- Побуждать детей к общению друг другом и комментированию своих действий.
- Способствовать закреплению навыков пользования инициативной речью.
- Совершенствовать связную речь.
- Обеспечивать количественное накопление необходимого для полноценного общения словарного запаса.
- Формировать грамматический строй речи. Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений.
- Улучшать образность мышления и ее выражение словесным описанием, благодаря использованию специальных речевых построений.
Содержание:
Особенности использования словесно-дидактических игр – как средства речевого развития детей дошкольного возраста.
Использование словесно-дидактических игр способствует развитию связной речи дошкольников и повышению результативности коррекционной работы при условии включения их в режимные моменты, систематической и комплексной работы.
Алгоритм проведения словесно-дидактических игр:
- Ознакомление дошкольников с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей).
- Объяснение хода и правил игры.
- Показ игровых действий.
- Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика, четкое выполнение или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием).
- Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере дошкольников. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними.
С помощью фанеры, липучки, двустороннего скотча создали речевой кубик. И наполнили его дидактическими играми.
Словесно-дидактические игры
«Расскажем свою сказку»
Цель: формирование у дошкольников навыков речевого общения, стремиться тому, чтобы дети вступали в подлинное общение, т.е. действовали эмоционально.
Оборудование: картинки с изображением последовательных эпизодов сказок.
Ход игры: предложить ребенку составить небольшой рассказ по картинки, серии картинок.
«Я назову, а вы продолжите»
Цель: Развитие речи, закрепление знания сказок, развитие внимания, мышления, памяти.
Ход игры: Взрослый называет одного из героев, а дети добавляют его сказочное название. Сестрица – (Аленушка), Братец – (Иванушка), Баба – (Яга), Красная – (Шапочка), Муха – (Цокотуха), Крошечка – (Хаврошечка), Царевна – (Лягушка) и т.д.
«Если бы ты попал в сказку»
Цель: развитие связной речи, воображения и творческого мышления.
Оборудование: микрофон.
Ход игры: дети садятся, образуя круг. Когда дети знакомятся с игрой, роль журналиста выполнят взрослый. Журналист, который с микрофоном подходит к кому-нибудь из детей и задает вопрос: «Если бы ты попал в сказку «Репка», что бы ты сделал с репкой, после того как ее вытащили герои сказки?», «Кем из героев сказки «Колобок» ты захотел бы стать.
«Назови одним словом»
Цель: развитие логического мышления, внимания, закрепление названий групп предметов обобщающим словом.
Оборудование: картинки.
Ход игры: предложить ребенку выложить карточки по одной теме (например: одежда), назвать обобщающим словом. Педагог выкладывает картинки, просит найти лишнюю и объяснить, почему считает ее лишней.
«Живое – неживое»
Цель: Закрепление знаний об одушевлённых предметах, которые отвечают на вопрос кто? и неодушевлённых которые отвечают на вопрос что?
Оборудование: картинки.
Ход игры: ребенку предлагается найти картинки, к которым можно задать вопрос Кто? А другому ребенку картинки, к которым можно назвать вопрос Что?
«Один – много»
Цель: Закрепление знаний детей называть существительные, согласовывать их с числительными в роде, числе и падеже.
Оборудование: картинки.
Ход игры: предложить ребенку назвать данную картинку и соотнести ее с количеством предметов.
«Где спрятался звук?»
Цель: Закрепление умений детей находить место данного звука (в начале, середине, конце слова).
Оборудование: картинки.
Ход игры: предложить ребенку выбрать картинку, выделить нужный звук голосом и определить место звука в слове (в начале, середине, конце).
«Найди звук в слове»
Цель: Закреплять умение детей находить данный звук в слове. Совершенствовать фонематический слух, внимание.
Оборудование: картинки.
Ход игры: ребенку предлагается найди картинку, где есть заданный звук.
«Признаки времен года»
Цель: различать и называть времена года, указывать характерные признаки каждого времени года.
Оборудование: картинки.
«Радио»
Цель: развитие связной речи детей, воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Оборудование: микрофон.
Ход игры: Знаете ли вы, как называют человека, который говорит по радио? Его называют диктором. Сегодня по радио диктор будет описывать кого-нибудь из героев русских народных сказок, а мы с вами будем угадывать. Угадайте, из какой сказки этот герой. Зубки у нее острые, шубка тепленькая, рыженькая, она красивая, лукавая, коварная. Кто же это? Какие вы знаете сказки, в которых героиней была бы лиса? («Лиса и журавль», «Лиса и волк», «Теремок» и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр в режимных моментах в познавательно-речевом развитии детей среднего возраста.
Замечательная подборка дидактических игр для занятий с детьми среднего возраста....
Методические рекомендации для педагогов по использованию музыкально-дидактических игр с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения речи
Ценность музыкально-дидактических игр в том, что они доступны детскому пониманию, вызывают интерес и желание участвовать в них. Основное назначение дидактических игр и пособий – формирование у д...
Многофункциональное учебно-развивающее (коррекционное) дидактическое пособие «Речевые кубики»
рекомендации...
Методические рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами.
Игровая методика З. Дьенеша направлена на то, чтобы помочь детям дошкольного и младшего школьного возраста в занимательной форме освоить разнообразные математические понятия, сформировать и развить ва...
Дидактическое пособие "Речевые кубики"
Задачи: Активизировать словарь глаголов и существительных. Упражнять в составлении предложений (из двух, из трех и из четырех слов)Пособие состоит: из 9 кубиков и 3 карточек.Кубики четырех цветов: 5 ж...
Использование дидактического пособия логопедические кубики «Я учусь говорить», в работе воспитателя с детьми ОВЗ (ЗПР)
Использование дидактического пособия логопедические кубики «Я учусь говорить», в работе воспитателя с детьми ОВЗ (ЗПР)...
Методические рекомендации педагогам по использованию дидактического пособия «Чехол на черепаху»
Методические рекомендации для педагогов...