Конспект по речевому развитию "Звуковая культура речи"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Набиуллина Гузалия Расимовна

В первый класс дети должны поступить с правильным произношением всех звуков родного языка, с умением ясно и отчетливо произносить отдельные слова и фразы. Поэтому воспитание звуковой культуры является одной из важнейших задач развития речи в детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

 организованной образовательной деятельности

по речевому развитию

«Звуковая культура речи»

в подготовительной к школе группе

 

Цель: закрепление навыков правильного звукопроизношения, совершенствование речи как средство общения.

Задачи: 

Образовательные:

 совершенствовать умение различать на слух и в произношении звуки «Р», «Л», «У».

совершенствовать навыки звукового анализа слов: определять гласные, согласные; место звука в слове; делить слова на слоги, определяя количество слогов;

 продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.; обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

 развивать фонематический слух, зрительное восприятие, мышление, внимание, память;

 развивать умение отвечать на вопрос воспитателя полным ответом,

Воспитательные:

 создать хорошее настроение;

 воспитывать чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;

 поощрять активность и самостоятельность.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарь: гласные, согласные звуки, звуковой анализ слова, позиция звука в слове, слоги, схема предложения.

Предварительная работа: чтение и заучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, краткие пересказы по рассказам Н. Н. Носова, составление рассказов по сюжетным картинам «Прогулка», дидактические словесные игры.

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки, кружки из картона красные и синие, карточки с разным количеством геометрических фигур – треугольников, просты карандаши и альбомные листы, фиш

Ход ООД: 

В этот чудесный весенний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг

Я твой друг и ты мой друг

Шлем привет мы всем гостям

Очень, очень рады вам!

Воспитатель: Ребята, очень скоро каждый из вас пойдёт в школу, но чтобы быть умными и хорошо учится, вы прежде должны уметь правильно говорить, составлять интересные предложения. Это нужно для того, чтобы люди, с которыми вы будете общаться, вас хорошо понимали. Ведь с грамотным человеком приятно поговорить, не правда ли?

- И сегодня, мы с вами будем играть в разные интересные игры.

Игра: «Послушай и узнай звук»

Воспитатель: - вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите в слове звук л, а если его там не будет, вы кладёте руки на коленки.

Слова: цапля, журавль, оцарапал, поранил, расцвел, заяц, певец, листок, балерина, корова, слон.

- Хорошо, а теперь слушаем звук – у. (утюг, ложка, мурка, кружка, сарафан, сумка, светлый, утро).

- И ещё один звук послушайте, это звук – р. (рот, крот, вилка, тапочки, мраморный, красивый, веник)

Воспитатель: хорошо, ребята, многие правильно выполняли задание, но я вижу, что некоторые из вас ждут ответа товарищей. Этот ответ может быть неправильным. Вы должны внимательно слушать и самостоятельно выполнять упражнение. (Между произносимыми словами воспитатель делает одинаковый интервал).

Упражнение «Сосчитай звуки».

Воспитатель: ребята, сейчас я вам прочту отрывок из стихотворения

Г. Лагдзынь «Расскажи», а вы послушайте его и сосчитайте слова со звуком «р», а затем покажите мне карточку с таким же количеством геометрических фигур - кружков.

 (Дети выполняют упражнение, а педагог напоминает им о том, что работать нужно самостоятельно).

Отрывок из стихотворения Г. Лагдзынь «Расскажи».

Ты куда летишь, сорока?

Расскажи!

Нам дорогу в лес дремучий,

Покажи!

- Хорошо, молодцы, многие из вас внимательно слушали и считали звуки, а некоторым нужно ещё потренироваться. (Если дети не успели посчитать, педагог читает загадку еще раз, медленно и четко произнося слова, а дети считают слова со звуком «р»).

Воспитатель: ребята, а какой звук «р», как он произноситься? Давайте попробуем его произнести. (выставляет на доску картинки: рыба, река, рак. дети называют звук, «рычат», произносят звук вместе с воспитателем, затем индивидуально).

Воспитатель: что мы с вами сейчас делали?

Дети: рычали.

Воспитатель: правильно, этот звук так и называется – рычащий.

Воспитатель: а теперь, внимание, я буду вам читать предложения, а вы должны добавить недостающее слово. Слушайте внимательно.

Игра «Доскажи словечко».

1. Он плывет по простыне, как кораблик по волне

Он хозяйкам добрый друг, электрический (утюг)

2. Вот пришла и осень, листья пожелтели

И с прощальным криком птицы (улетели)

4 Долгожданный дан звонок - это кончился (урок)

5 Все ребята со двора малярам кричат (ура)

Воспитатель: какой звук вы услышали в начале каждого слова?

Дети: звук – у

Воспитатель: молодцы, внимательно слушали.

Я предлагаю вам поиграть в «Бабушкину игру». Поиграем?

Вам бабушка прислала

На наряды сто рублей.

Что хотите покупайте,

Но наряды выбирайте

Лишь со звуком Р (Л) в названье...

Приготовились. Внимание!

(отвечать нужно полными предложениями)

Вы наденете платье или сарафан?

Дети: мы наденем сарафан

Вы выберете куртку или пальто?

Дети: Мы выберем куртку.

На голове будет шляпа или берет?

Дети: На голове у нас будет берет.

На юбочке будет бахрома или петельки?

Дети: На юбочке будет бахрома

Что вы выберете брошь или клипсы?

Дети: Мы выберем брошь.

А из обуви наденете кроссовки или туфли?

Дети: Мы выбираем кроссовки.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а вы знаете, что звуки бывают разные, они делятся на гласные и согласные? Как вы думаете, гласные звуки от согласных отличаются и чем? Вот послушайте. (произносит по очереди звуки: «у», «м», «а», «к».)

Дети: гласные одни тянутся, а согласные произносятся быстро.

Воспитатель: правильно, одни поются, вот, например, «У-У-У…», «А-А-А.», а звуки «к», «м» или «д» - произносятся отрывисто. Те, которые поются – они гласные, а те, которые произносятся отрывисто – согласные.

- Давайте попробуем их произнести. (На доску выставляются картинки: утка, мел, кот, дом, дети произносят звуки по очереди вместе с воспитателем и индивидуально).

 Упражнение: «Определи, гласный или согласный звук»

Воспитатель: ребята, перед вами на столах лежат кружочки – красные и синие. Красные – обозначают гласные звуки, а синие – согласные. Сейчас я буду произносить слова со звуками, а вы покажите соответствующий кружок, красный или синий: рыба, утка, цветок, улица, роза. лапа, лимон (дети выполняют задание, воспитатель следит за правильностью выполнения и напоминает, что выполнять задание нужно самостоятельно).

-Хорошо, молодцы, в свободное время мы ещё с вами поиграем.

Упражнение: «Определи место звука в слове»

Воспитатель: ребята, у вас на столах лежат листы и карандаши. Сейчас каждый из вас нарисует несколько решеток из трех окошек - ячеек, чтобы заселить в них звуки «л», «р» и «у». Я буду называть слова, а вы должны фишкой определить место звука в слове, поставить её в нужную клетку. (дети выполняют упражнение, воспитатель называет слова со знакомыми звуками: «л», «у», «р».)

Воспитатель: рак, сук, луна, рот, улица, лук, мир, лампа (дети, используя фишки и отмечают позицию звуков в словах, после выполнения каждого задания ребенок убирает фишку).

Хорошо, почти все справились с заданием. В свободное время мы ещё с вами потренируемся.

 Воспитатель: ребята, а что такое слог, кто может сказать?

Дети: он состоит из букв.

Воспитатель: правильно, вот, например, слово рама начинается на «ра». - Сколько звуков вы слышите?

Дети: два.

Воспитатель: назовите эти два звука. (ответы детей).

Воспитатель: два звука – это уже слог, то есть часть слова. Постарайтесь вспомнить слова, начинающиеся на слог «ла».

Дети: лампа, . .

Воспитатель: а слова, начинающиеся на слог «ра»?

Дети: рама, ракушка, ракетка.

Воспитатель: а слова со слогом «му»?

Дети: муха, мурка.

Воспитатель: правильно, таких слов довольно много. (воспитатель открывает словарь и читает слова, начинающиеся на слог «ла», например, на «ра» радость, работа, на слог «му» мука, муравей, музыка,

Физминутка «Буратино». (проводит ребенок)

Воспитатель: хорошо, садитесь, ребята.  Скажите, а что такое предложение?

Дети: это много слов

Воспитатель: правильно, предложение - это несколько слов, связанных друг с другом.  Есть такой   русский поэт А. Плещееев. У него есть замечательное стихотворение «Внучка». Оно начинается так: «Бабушка, ты тоже маленькой была…». Можете ли вы сосчитать слова в этом предложении? - В нем четыре или пять слов? Давайте считать:

бабушка – раз, ты – два…и т. д. (дети считают, загибая пальцы)

Воспитатель: теперь давайте произнесём слова в строгой последовательности их друг за другом. (педагог указывает на ребенка. Он произносит слово, а все дети – его номер).

Паша: Бабушка.

Дети: Один

Паша: Ты.

Дети: Два. И так далее.

Если кто-то поспешил, пропустил слово, все начинается сначала. (играют 2-3 раза с участием других детей).

Воспитатель: ребята, посмотрите, у меня на доске одна большая полоска – это предложение, а маленькие полоски у меня на столе – это слова. Сейчас мы поиграем.

Игра: «Посчитай слова и составь правильно предложение».

Воспитатель: я назову предложение, а кто- то из вас у доски разложит его по словам, под длинной полоской.

- Иди, Слава.

Воспитатель: - Наступила ранняя весна. (ребёнок считает и выкладывает количество полосок) и т. д. (ещё 2-3 ребёнка выполняют задание)

- Хорошо, а теперь поиграем по - другому.

– У тебя, Юлия, слово –наступила, у Софьи – ранняя, у Андрея – весна. (раздаёт детям полоски).

– Вам, ребята, нужно стать у доски в той последовательности, в которой произносятся слова в предложении. (игра повторяется 2-3 раза)

- Ребята, вы молодцы!

Итог: Ребята, я рада за вас, вы выполнили все задания, которые я вам приготовила.

Какое задание вам показалось трудным?

Дети: предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: А какое задание для вас было легким?

Дети: предполагаемые ответы

Воспитатель: Вы показали свои умения, знания, проявили смекалку.

 Как хорошо быть грамотным на свете,

Все знать и много так читать.

Ведь грамота – ступенька к свету,

Которую не нужно пропускать. Молодцы все! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по звуковой культуре речи " Знакомство со звуком С " ( средняя группа ).

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе, тема " Знакомство со звуком С ".Фотографии к занятию " Знакомство со звуком С "....

Конспект занятия по звуковой культуре речи

Конспект занятия по звуковой культуре речи. Тема: "Звуки С, Сь"...

Конспект НОД по звуковой культуре речи "Звук М"

Образовательная область "Коммуникация".Конспект непосредственно образовательной деятельности по звуковой культуре речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи.  В игровой форме дети...

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Звуковая культура речи: звук «Ш»

Конспект занятия по звуковой культуре речи в средней группе «Путешествие в сказочную страну»...

Развитие речи Конспект открытого НОД "Звуковая культура речи. Работа над предложением".

Программное содержание:  -совершенствовать фонетическое восприятие;  -продолжать учить определять позицию звука С в словах;  -умение определять количество последовательность слов в пред...

Конспект по речевому развитию (развитие речи) в подготовительной группе по теме «Веселое путешествие в страну Речи».

Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: Продолжать развивать речь детей и применять их на занятии.Задачи: Образовательные:1. Формировать представление о семье, как о людях, которы...