Дидактические игры к теме «Слова- предметы"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Консультация для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon may_24_did._igry_k_teme.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад  № 27 « Сказка»

Консультация для воспитателей

        

        Дидактические игры к теме «Слова- предметы»

Подготовила

учитель –логопед Фролкина А.В.

2024 г.

Дидактические игры к теме «Слова- предметы

«Найди лишнее слово»

Цель: учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.

Педагог называет  ряд слов, обозначающих названия предметов, в ряду находится лишнее слово. Играющие должны его  определить. Дети, правильно ответившие на вопрос, получают фант. Выигрывает тот, кто получит наибольшее количество фантов.

Примерный речевой материал:

- кошка, портфель, девочка, желтый, солнце;

ручка, помидор, ручка, гуляет, ковер, собака;

лошадь муха, учится, велосипед, журнал;

рыба, дети, веселый, лягушка, кукла.

«Кто это?   Что это?

Цель: учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование: два листа формата А 3 с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?», «Что это?»;  картинки с изображением предметов.

На магнитной доске укрепляются 2 листа бумаги формата А3: на одном листе наклеены изображения предметов, отвечающих на вопрос «Кто это?» (например, мужчина, рыба, бабочка, девочка. Птица), на другом – отвечающие на вопрос «Что это? » (например капуста, машинка, кукла, мяч, кровать). На столе педагога лежат предметные картинки с изображением предметов. Дети по очереди подходят к столу. берут картинку, называют ее. Ставят вопрос по содержанию и укрепляют ее под нужной картиной.

 «Найди предмет, поставь вопрос»

Цель: учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.

Оборудование: сюжетные картинки, магнитные фишки

На магнитной доске укрепляется сюжетная картина. Играющие должны внимательно ее рассмотреть. Может быть три варианта игры:

1 - дети называют предмет, ставят к нему вопрос;

2 – сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос «Кто это?», затем на вопрос «Что это?»

3. – для предметов, обозначающих слова, отвечающие на вопрос «Кто это?» - красная магнитная фишка, на вопрос «Что это?», - синяя.

Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос  и на его изображение укрепляют нужную фишку.

Правильно ответившие могут получить фишки или фанты. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек (фантов).

«Лото»

Цель: закреплять умение правильно ставить вопрос к словам, обозначающим предметы.

Оборудование: карточки с изображением предметов;

фишки.

Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата и фишки. В квадратах изображены предметы.

1 вариант.

На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос: «Кто это?» и один предмет, отвечающий на вопрос:  «Что это?». Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку.

2 вариант.

На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос: «Что это?» и один предмет, отвечающий на вопрос:  «Кто это?». Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

«Один – много»

Цель: учить образовывать форму множественного числа существительного от единственного числа и наоборот.

Оборудование: мяч.

Играющие становятся в круг. В центре круга – педагог. Он бросает кому-либо из детей мяч и называет слово, обозначающее один предмет (например, гнездо), ребенок бросает мяч обратно и  называет множественное число данного слова (гнезда).

Играть можно и наоборот: педагог  называет множественное число, ребенок – единственное.

«Большой – маленький»

1 способ

Цель: учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки.

1 вариант.

На доске укреплены картинки с изображением предметов. На столах у играющих находятся предметные картинки с изображениями  маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом.

2 вариант.

На доске укреплены картинки с изображением предметов.  

Дети должны назвать свои картинки с увеличительным  суффиксом.

3 вариант.

На доске укреплены предметные  картинки. У играющих на столах картинки с изображениями  больших и маленьких предметов. Они выходят к доске, укрепляют свои картинки слева и справа от основной картинки и называют их:

Лапа – лапка – лапища.

Нос – носик – носище.

Хвостик –хвост – хвостище.

Ручка – рука – ручища.

Ножка – нога – ножища.

Глазик – глаз – глазище.

Зубик – зуб – зубище.

2 способ.

Оборудование: пары карточек:  ковер – коврик, гнездо –гнездышко, стул – стульчик, птенец – птенчик. и т.д.

Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд. У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. Дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но только с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

«Мой, Моя, Мое»

Цель: уметь определять род имени существительного, соотносить слово с вопросом. слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.

Оборудование: предметные картинки, обозначающие существительные мужского,  женского и среднего  рода. Играющим раздаются по три  предметные картинки, обозначающие существительные мужского, женского и среднего рода. Ведущий говорит: «Он мой». Играющие  по порядку поднимают карточку с предметом мужского рода и называют ее и т.д. Показанную карточку играющие откладывают в отдельную стопку. Если в конце игры карточек не осталось, то играющий показал все карточки правильно.

«Вредина»

Цель: расширять словарь детей, учить детей подбирать слова, противоположные по значению.

Оборудование: «волшебная палочка».

Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная» палочка. Взрослый называет слово и передает играющему « волшебную» палочку. Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению и отдать палочку ведущему. Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрывают те,  кто остался к концу игры.

«Наоборот»

Цель: расширять словарь детей, учить детей подбирать слова, противоположные по значению.

Оборудование: предметные картинки со словами – антонимами.

На доске  в ряд укреплены картинки с изображением предметов. На столе у ведущего перевернутые картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют свою картинку.

«Чья пара?»

Цель: активизировать словарь детей, учить детей подбирать слова, близкие по значению.

Оборудование: предметные картинки.

Играющим раздаются предметные картинки. Ребенок выходит к доске и называет слово. Тот, у кого парное слово-синоним, тоже называет свое слово. Например. первый ребенок говорит: « У меня – чемодан», второй: « А у меня пара - сумка». Обе картинки укрепляются на доске. Если пара не нашлась, играющий возвращается за стол со своей картинкой. Побеждают те, у кого не осталось картинок.

«Найди лишнюю картинку»

Цель: активизировать словарь детей, учить детей подбирать слова, близкие по значению.

Оборудование: карточки (изображения чашки, стакана, чайника, бокала; сумки, чемодана, дамской сумочки, зонта и т.п.); фишки.

Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата и фишки. В трех квадратах изображены предметы, обозначающие слова-синонимы, четвертое слово – лишнее. Играющие должны закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.

«Загадку отгадай – два слова угадай»

Цель: активизировать словарь детей; обучать анализу и синтезу в работе над словом.

Ведущий предлагает играющим угадать загадки и определить, какие два слова спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант. Побеждает получивший большее количество фантов.

Примерный речевой материал:

Важно по морю плывет, трехэтажный…(теплоход).

Он с хвостом резиновым, с желудком парусиновым.

Как загудит его мотор, он глотает пыль и сор. (пылесос)

Этот глаз, - особый глаз, быстро взглянет он на вас, и появится на свет самый точный ваш портрет  (фотоаппарат).

 «Закончи слово»

Цель: активизировать словарь детей; обучать анализу и синтезу в работе над словом.

 Ведущий называет два слова, а дети – слово, которое из них получилось.

Правильно ответивший получает фишку. Выигрывает тот, кто получил большее количество фишек.

Примерный речевой материал:

Лес рубит – лесоруб; лед колет – ледокол; сам катит – самокат; сам варит – самовар; сам летит – самолет; мясо рубит – мясорубка.

«Лишнее слово найди, почему – объясни»

Цель: активизировать словарь детей; объяснять значение родственных слов.

Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие определяют лишнее.

Примерный речевой материал:

Гора, гористый, горе, горка.;

Сад, садовый, сода, садовник;

Осина, оса, подосиновик, осинка.

«Самое длинное слово»

Цель: расширять словарь детей, развивать навык словообразования.

Оборудование: предметные картинки.

Педагог укрепляет на доске предметные картинки (например изображение дома, сада, леса). Дети должны превратить эти короткие слова в длинные слова. Выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово.

Примерный речевой материал:

Сад – садик – садовый – садовник - приусадебный;

Дом – домик – домашний;

Лес – лесок – лесной –лесник – лесничество.

«Найди пару»

Цель: обогащать словарный запас детей многозначными существительными

Оборудование: предметные картинки.

1 вариант

взрослый показывает и называет предметную картинку. Играющий, у которого находится картинка с таким же названием, поднимает руку. На доске укрепляется данная пара картинок.

2 вариант

На доске укрепляются в столбик или  строчку предметные картинки. На столе у педагога находятся парные картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее и укрепляют рядом с парной картинкой с таким же названием.

Примерный речевой материал:

Труба: музыкальный инструмент, печная;

шляпка: женский головной убор, часть гриба. ;

ящик: почтовый, посылочный

спинка: часть стула, часть тела.

 «Лесная школа»

Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными, активизировать словарь.

Оборудование: фигурки с изображением детенышей диких животных.

На наборном полотне или на магнитной доске расставляются фигурки с изображением детенышей диких  животных. Ведущий объясняет, что все эти детеныши диких животных ходят в лесную школу. Играющим нужно посчитать и назвать животных, например: пять медвежат, два бельчонка три волчонка. Один ежонок и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "

Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )

Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....

Конспект НОД тема: «Слова-предметы»

Цели: 1. Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет». 2. Закрепить понятие «ряд». 3. Повторить обобщающее понятие «игрушки». 4. Формировать умение ориентироваться относительно своего тела. 5...

Занятие по грамоте для подготовительного к школе возраста. Тема " Слова-предметы. Слова-действия. Умение задавать к ним вопросы"

В данном конспекте сформулированы цель и программные задачи учебной деятельности с подробным описанием заданий и игр....

Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы, знакомящий с понятием слова-предметы, слова-действия, предложение....