Дидактические игры к теме «Слова- предметы"
консультация по развитию речи (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 « Сказка»
Консультация для воспитателей
Дидактические игры к теме «Слова- предметы»
Подготовила
учитель –логопед Фролкина А.В.
2024 г.
Дидактические игры к теме «Слова- предметы
«Найди лишнее слово»
Цель: учить выделять в речи слова, обозначающие предметы.
Педагог называет ряд слов, обозначающих названия предметов, в ряду находится лишнее слово. Играющие должны его определить. Дети, правильно ответившие на вопрос, получают фант. Выигрывает тот, кто получит наибольшее количество фантов.
Примерный речевой материал:
- кошка, портфель, девочка, желтый, солнце;
ручка, помидор, ручка, гуляет, ковер, собака;
лошадь муха, учится, велосипед, журнал;
рыба, дети, веселый, лягушка, кукла.
«Кто это? Что это?
Цель: учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Оборудование: два листа формата А 3 с изображением предметов, отвечающих на вопросы «Кто это?», «Что это?»; картинки с изображением предметов.
На магнитной доске укрепляются 2 листа бумаги формата А3: на одном листе наклеены изображения предметов, отвечающих на вопрос «Кто это?» (например, мужчина, рыба, бабочка, девочка. Птица), на другом – отвечающие на вопрос «Что это? » (например капуста, машинка, кукла, мяч, кровать). На столе педагога лежат предметные картинки с изображением предметов. Дети по очереди подходят к столу. берут картинку, называют ее. Ставят вопрос по содержанию и укрепляют ее под нужной картиной.
«Найди предмет, поставь вопрос»
Цель: учить правильной постановке вопросов к словам, обозначающим предметы.
Оборудование: сюжетные картинки, магнитные фишки
На магнитной доске укрепляется сюжетная картина. Играющие должны внимательно ее рассмотреть. Может быть три варианта игры:
1 - дети называют предмет, ставят к нему вопрос;
2 – сначала называют все предметы, отвечающие на вопрос «Кто это?», затем на вопрос «Что это?»
3. – для предметов, обозначающих слова, отвечающие на вопрос «Кто это?» - красная магнитная фишка, на вопрос «Что это?», - синяя.
Играющие выходят к доске, называют предмет, ставят к нему вопрос и на его изображение укрепляют нужную фишку.
Правильно ответившие могут получить фишки или фанты. Выигрывает тот, кто набрал большее количество фишек (фантов).
«Лото»
Цель: закреплять умение правильно ставить вопрос к словам, обозначающим предметы.
Оборудование: карточки с изображением предметов;
фишки.
Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата и фишки. В квадратах изображены предметы.
1 вариант.
На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос: «Кто это?» и один предмет, отвечающий на вопрос: «Что это?». Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку.
2 вариант.
На карточке изображены три предмета, отвечающие на вопрос: «Что это?» и один предмет, отвечающий на вопрос: «Кто это?». Играющие должны закрыть фишкой лишнюю картинку. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.
«Один – много»
Цель: учить образовывать форму множественного числа существительного от единственного числа и наоборот.
Оборудование: мяч.
Играющие становятся в круг. В центре круга – педагог. Он бросает кому-либо из детей мяч и называет слово, обозначающее один предмет (например, гнездо), ребенок бросает мяч обратно и называет множественное число данного слова (гнезда).
Играть можно и наоборот: педагог называет множественное число, ребенок – единственное.
«Большой – маленький»
1 способ
Цель: учить образовывать слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки.
1 вариант.
На доске укреплены картинки с изображением предметов. На столах у играющих находятся предметные картинки с изображениями маленьких предметов. Дети должны назвать свои картинки с уменьшительным суффиксом.
2 вариант.
На доске укреплены картинки с изображением предметов.
Дети должны назвать свои картинки с увеличительным суффиксом.
3 вариант.
На доске укреплены предметные картинки. У играющих на столах картинки с изображениями больших и маленьких предметов. Они выходят к доске, укрепляют свои картинки слева и справа от основной картинки и называют их:
Лапа – лапка – лапища.
Нос – носик – носище.
Хвостик –хвост – хвостище.
Ручка – рука – ручища.
Ножка – нога – ножища.
Глазик – глаз – глазище.
Зубик – зуб – зубище.
2 способ.
Оборудование: пары карточек: ковер – коврик, гнездо –гнездышко, стул – стульчик, птенец – птенчик. и т.д.
Дети делятся на две команды и рассаживаются в первый и второй ряд. У игроков, сидящих на первом ряду, карточки с изображением предметов, у игроков во втором ряду такие же карточки, только маленького размера. Дети из первого ряда по порядку называют свои карточки, дети второго ряда – пару данного предмета, но только с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
«Мой, Моя, Мое»
Цель: уметь определять род имени существительного, соотносить слово с вопросом. слова с уменьшительными и увеличительными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки, обозначающие существительные мужского, женского и среднего рода. Играющим раздаются по три предметные картинки, обозначающие существительные мужского, женского и среднего рода. Ведущий говорит: «Он мой». Играющие по порядку поднимают карточку с предметом мужского рода и называют ее и т.д. Показанную карточку играющие откладывают в отдельную стопку. Если в конце игры карточек не осталось, то играющий показал все карточки правильно.
«Вредина»
Цель: расширять словарь детей, учить детей подбирать слова, противоположные по значению.
Оборудование: «волшебная палочка».
Ведущий объясняет, что у него есть «волшебная» палочка. Взрослый называет слово и передает играющему « волшебную» палочку. Ребенок должен назвать слово, противоположное по значению и отдать палочку ведущему. Если ответ неправильный, ведущий палочку не забирает, а неправильно ответивший выбывает из игры. Выигрывают те, кто остался к концу игры.
«Наоборот»
Цель: расширять словарь детей, учить детей подбирать слова, противоположные по значению.
Оборудование: предметные картинки со словами – антонимами.
На доске в ряд укреплены картинки с изображением предметов. На столе у ведущего перевернутые картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, обозначающую слово, противоположное по значению, и под ней укрепляют свою картинку.
«Чья пара?»
Цель: активизировать словарь детей, учить детей подбирать слова, близкие по значению.
Оборудование: предметные картинки.
Играющим раздаются предметные картинки. Ребенок выходит к доске и называет слово. Тот, у кого парное слово-синоним, тоже называет свое слово. Например. первый ребенок говорит: « У меня – чемодан», второй: « А у меня пара - сумка». Обе картинки укрепляются на доске. Если пара не нашлась, играющий возвращается за стол со своей картинкой. Побеждают те, у кого не осталось картинок.
«Найди лишнюю картинку»
Цель: активизировать словарь детей, учить детей подбирать слова, близкие по значению.
Оборудование: карточки (изображения чашки, стакана, чайника, бокала; сумки, чемодана, дамской сумочки, зонта и т.п.); фишки.
Детям выдаются карточки, поделенные на четыре квадрата и фишки. В трех квадратах изображены предметы, обозначающие слова-синонимы, четвертое слово – лишнее. Играющие должны закрыть его фишкой. Выигрывает тот, кто первый справился с заданием.
«Загадку отгадай – два слова угадай»
Цель: активизировать словарь детей; обучать анализу и синтезу в работе над словом.
Ведущий предлагает играющим угадать загадки и определить, какие два слова спрятались в одном. Правильно ответивший получает фант. Побеждает получивший большее количество фантов.
Примерный речевой материал:
Важно по морю плывет, трехэтажный…(теплоход).
Он с хвостом резиновым, с желудком парусиновым.
Как загудит его мотор, он глотает пыль и сор. (пылесос)
Этот глаз, - особый глаз, быстро взглянет он на вас, и появится на свет самый точный ваш портрет (фотоаппарат).
«Закончи слово»
Цель: активизировать словарь детей; обучать анализу и синтезу в работе над словом.
Ведущий называет два слова, а дети – слово, которое из них получилось.
Правильно ответивший получает фишку. Выигрывает тот, кто получил большее количество фишек.
Примерный речевой материал:
Лес рубит – лесоруб; лед колет – ледокол; сам катит – самокат; сам варит – самовар; сам летит – самолет; мясо рубит – мясорубка.
«Лишнее слово найди, почему – объясни»
Цель: активизировать словарь детей; объяснять значение родственных слов.
Ведущий называет ряд родственных слов, а играющие определяют лишнее.
Примерный речевой материал:
Гора, гористый, горе, горка.;
Сад, садовый, сода, садовник;
Осина, оса, подосиновик, осинка.
«Самое длинное слово»
Цель: расширять словарь детей, развивать навык словообразования.
Оборудование: предметные картинки.
Педагог укрепляет на доске предметные картинки (например изображение дома, сада, леса). Дети должны превратить эти короткие слова в длинные слова. Выигрывает тот, кто назвал самое длинное слово.
Примерный речевой материал:
Сад – садик – садовый – садовник - приусадебный;
Дом – домик – домашний;
Лес – лесок – лесной –лесник – лесничество.
«Найди пару»
Цель: обогащать словарный запас детей многозначными существительными
Оборудование: предметные картинки.
1 вариант
взрослый показывает и называет предметную картинку. Играющий, у которого находится картинка с таким же названием, поднимает руку. На доске укрепляется данная пара картинок.
2 вариант
На доске укрепляются в столбик или строчку предметные картинки. На столе у педагога находятся парные картинки. Играющие по очереди выходят к столу, берут картинку, называют ее и укрепляют рядом с парной картинкой с таким же названием.
Примерный речевой материал:
Труба: музыкальный инструмент, печная;
шляпка: женский головной убор, часть гриба. ;
ящик: почтовый, посылочный
спинка: часть стула, часть тела.
«Лесная школа»
Цель: учить согласовывать имена существительные с числительными, активизировать словарь.
Оборудование: фигурки с изображением детенышей диких животных.
На наборном полотне или на магнитной доске расставляются фигурки с изображением детенышей диких животных. Ведущий объясняет, что все эти детеныши диких животных ходят в лесную школу. Играющим нужно посчитать и назвать животных, например: пять медвежат, два бельчонка три волчонка. Один ежонок и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "
Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект НОД тема: «Слова-предметы»
Цели: 1. Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет». 2. Закрепить понятие «ряд». 3. Повторить обобщающее понятие «игрушки». 4. Формировать умение ориентироваться относительно своего тела. 5...
Занятие по грамоте для подготовительного к школе возраста. Тема " Слова-предметы. Слова-действия. Умение задавать к ним вопросы"
В данном конспекте сформулированы цель и программные задачи учебной деятельности с подробным описанием заданий и игр....
Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы, знакомящий с понятием слова-предметы, слова-действия, предложение....