Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы, знакомящий с понятием слова-предметы, слова-действия, предложение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gramota.docx | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Слова-предметы. Слова-действия. Знакомство с предложением»
Цель: Формировать понятия «слова-предметы», «слова-действия», «предложение».
Задачи:
- учить различать слова, обозначающие живые и неживые предметы; задавать к ним вопрос «Кто?», «Что?»
- учить дифференцировать слова-предметы и слова–действия;
- познакомить с графическим обозначением предложения;
- учить точно отвечать на поставленный вопрос одним словом;
- развивать графо-моторные навыки;
- развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
- полоски для схем предложений каждому ребенку (2 уголка, 2 точки, 4полоски) и для работы у доски;
- сюжетная картинка «Посадка деревьев»;
- желтый магнит;
- мяч;
- предметные картинки с живыми и неживыми предметами;
- тетради в крупную клетку, простые карандаши, желтый карандаш;
- желтые кружочки из математического набора.
Ход занятия
1.Орг. момент
Дети стоят у своих столов.
Л.: поднимите правую руку, спрячьте левое ухо, погладьте левую щеку, топните правой ногой, закройте левый глаз.
2.Упр. «Предмет и слово»
Л.: Нас окружают разные предметы: окно, штора, доска и т.д. А теперь вы по очереди покажите и назовите окружающие вас предметы.
- Вывод: когда мы называем предмет, то произносим слово.
3.Упр. «Сосчитай слова»
Л.: Слушайте и считайте, сколько слов я произнесу. Сколько слов я произнесу, столько полосок вы и положите перед собой (поднимите столько же пальцев).
- Машина. Сколько слов я произнесла?
- Окно, книга. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе) слово?
- Доска, часы, дверь. Сколько слов я произнесла? Какое первое (второе, третье) слово?
4.Упр. «Живое-неживое»
Л.: Все предметы делятся на живое и неживое. Попросить детей назвать живые и неживые предметы в группе (мальчик, девочка, воспитатель, няня, стул, стол, игрушки).
Л.: Про каждый предмет можно спросить. Слушайте, как я буду спрашивать, а вы отвечайте одним словом.
Что это? (стул, шкаф)
Кто это? (логопед, воспитатель)
- Вывод: про живое спрашиваем «Кто это?», про неживое «Что это?»
Динамическая пауза.
1.Дети выходят на ковер и выстраиваются в шеренгу. По одному подходят к логопеду, берут картинку и спрашивают про изображенный предмет.
2.Игра «Живое – беги, неживое – замри».
Дети бегут по кругу, а логопед (воспитатель) называет предметы: живые дети – продолжают бег, неживые – останавливаются.
4.Слова-действия
Л.: Все предметы могут что-то делать.
Покатить мяч. Мяч что делает? Катится.
Подуть на ватку. Вата что делает? Летит.
Логопед прыгает. Я что делаю? Прыгаю
- Вывод: каждый предмет может совершать действие, т.е. что-то делать. Когда мы называем действие – мы произносим слово (Слово-действие)
5.Упр. «Что делает?»
Л.: Я буду спрашивать про действия разных предметов. Вы отвечайте одним словом.
Самолет. Что делает? (летит)
Лягушка. Что делает? (квакает, прыгает)
И т.д. со словами: корабль, машина, ветер, птица, собака, кошка, дождь, солнце, мяч, телефон, певец и др.
Л.: Как я спрашивала про действия предметов? Про действия предметов мы спрашиваем « Что делает? Что делают?»
Физ. минутка.
Поднимаем плечики,
Прыгайте кузнечики,
Мы ногами – топ-топ,
Мы руками – хлоп-хлоп,
Мы плечиками – чик-чик,
Мы глазами – миг-миг.
6.Учимся составлять предложения
Л. Что это? (Показать мяч, уронить его на пол) Скажите, что с ним случилось? (Мяч упал). Сколько слов мы сказали о мяче? (Два). Назовите первое слово. Назовите второе слово. Скажи сразу два слова. (Мяч упал). Получилось предложение из двух слов.
Мы это предложение сейчас выложим схемой. 1-е слово – уголок, 2-е слово – полоска. Предложение всегда закрывает, как на замок, точка. ( ___ ___.) Найдите слово-действие. Над ним я прикреплю магнитик.
- Даша, подними мяч. Что Даша сделала? (Даша подняла мяч.) Сосчитаем, сколько слов мы сказали? Назовите первое слово, второе слово, третье слово.
Давайте опять предложения обозначим схемой. (Выкладывание схем).
- Соберите в кучки уголки и полоски.
7. Обобщение понятия предложение.
Л.: Посмотрите на картинку. Послушайте, я говорю правильно или нет?
Девочка, сажать, дерево. (Нет) Слова, которые я сказала, не дружат друг с другом. У меня не получилось предложение.
- Скажите правильно про девочку. (Девочка сажает дерево)
Сосчитайте, сколько слов в предложении. Выложите схему. Найдите слово-действие и сверху положите желтый кружочек.
Также и про мальчика. (Мальчик, копать, земля).
- Вывод: если подружить слова, то получается предложение. Предложение выражает законченную мысль.
8. Работа в тетради.
Графическое обозначение: уголок, полоска.
Итог занятия.
Мы узнали, что такое слова-предметы и слова – действия. Научились из этих слов составлять предложения и выкладывать схему предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по теме: " Слова - предметы "
Этот конспект поможет педагогам и родителям объяснить детям какие есть слова в русском языке и подготовить к обучению в школе....
Конспект занятия по теме:" Слова - предметы". ( конспект №2 )
Этот конспект поможет уточнить знания детей о словах - предметах....
Конспект НОД "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Конспект НОД в старшей логопедической группе. Закрепление пройденного материала по теме "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"...
Презентация Слово - предмет, слово - действие.
Познакомить детей с понятием слово - предмет, слово - действие. Учить составлять предложения по схеме. развивать память, речь, мышление....
Занятие по грамоте для подготовительного к школе возраста. Тема " Слова-предметы. Слова-действия. Умение задавать к ним вопросы"
В данном конспекте сформулированы цель и программные задачи учебной деятельности с подробным описанием заданий и игр....
Тренировочные упражнения "Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки"
Русский язык , 1 класс...
Слова- предметы, слова- действия, слова-признаки. Звук Э. БукваЭ
Рекомендации для родителей подготовительной группы для детей с ТНР....