Образовательная ситуация в старшей группе. Тема: "Весна-красна"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Знакомство старших дошкольников с особенностями времен года.. В данной публикации изложена суть описательного рассказа о времени года весна. Для глубокой и интересной подачи материала дети используют современные инструменты: интеллект-карта(умная карта) по теме весна, додекаэр по теме "Весна".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovatelnaya_situatsiya_vesna_-krasna.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: продолжать развивать диалогическую и монологическую формы речи.
ЗАДАЧИ:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о весне и её признаках;
- расширение и активизация словаря по теме «Весна»
- учить детей устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
Развивающие:
- развивать интерес к окружающему миру природы;
-совершенствовать связную речь при помощи составления описательного рассказа.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
-воспитывать у детей навыки учебной деятельности (умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей)
Интеграция образовательных областей:
-речевое развитие
-познавательное развитие
-социально-коммуникативное
МАТЕРИАЛ: солнышко с лучиками, интеллект-карта по теме «Весна», пластиковые тарелочки с манной крупой, картинки о весне, мяч, додекаэдр «Весна».
Предварительная работа:
- наблюдения на прогулке за весенними признаками природы;
- чтение произведений и рассматривание картин о весне;
- беседы на темы: «Весна», «Животные весной», «Птицы»;
Словарная работа: скворечник, весна, проталины, подснежник, сосульки, капель, птицы, солнце, небо, листочки, почки и т.д.
Ход занятия
- ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Приветствие детей:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и « Добрый день!»,
Если каждый улыбнется-
Утро доброе начнется
-Доброе Утро!
Вступительное слово воспитателя:
«Запоминает наша голова
Важные поступки, нужные слова,
Слушаем внимательно, смотрим обязательно,
Друг друга не перебиваем,
Для ответа руку поднимаем,
Много знаний получаем!»
Дети садятся на стульчики.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Воспитатель: Сегодня утром я получила письмо от белого медведя Умки, на конверте написано «Детский сад №35 Невского района г. Санкт-Петербурга, группа «Знайки». Ребята, я это письмо прочитала и хочу вам его прочесть.
(открываю конверт, читаю письмо)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Умка. Я живу на севере. Здесь всегда очень холодно, все вокруг покрыто льдом и снегом. Однажды, когда я лежал на льдине, мимо меня пролетали птицы. Они сказали, что летят очень далеко, туда, где уже наступила весна. А что такое «весна» не сказали, т. к. очень спешили, а я и не знаю. Очень прошу вас, ребята, если вы знаете, расскажите, пожалуйста, мне о весне, поделитесь своими знаниями. Я буду ждать от вас ответа!»
Воспитатель: Вот такое письмо прислал нам медведь Умка. ( Прикрепляю картинку с изображением Умки на доску)Ну, что поможем Умке разобраться?
Ребята, скажите, что такое весна? А назовите мне весенние месяцы? (ответы детей)
Давайте вспомним с вами, после какого времени года наступает весна?(ответы детей)
А перед каким временем года она наступает?(ответы детей)
Воспитатель: Сейчас я предлагаю поиграть в игру «Бывает-не бывает это весной» (Если вы будете согласны с тем, что услышите, вы захлопаете в ладоши, если не согласны, то поднесете указательный пальчик к губам)
- Капель звенит весной?
- Птицы прилетают с теплых мест?
- А звери засыпают?
- К нам приходят холода?
- Расцветают цветочки?
-Тает снег весной?
- А деревья сбрасывают листочки?
- Солнце светит нам весной?
- Люди собирают урожай?
- И метель пугает нас?
- Дождик-то бывает?
- Очень рады мы весне?
Воспитатель: А сейчас загадки отгадайте, в отгаданных словах слоги посчитайте. Количество слогов мы с вами будем считать хлопками в ладоши.( на экране картинки-отгадки)
Она приходит в марте к нам,
Её узнаешь по шагам:
С ней зеленеет всё вокруг,
Она цветам и птицам друг! (Весна)
-Снежок растаял и с полей
Бежит проворливый ( Ручей)
-На лесной проталинке
Вырос цветик маленький.
Прячется в валежник
Беленький… (Подснежник)
Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной (Сосулька)
Утром рано я проснусь,
Посмотрю и засмеюсь,
Ведь в мое оконце ярко светит (Солнце)
Воспитатель: Молодцы, загадки отгадали, слоги посчитали и наверное устали. Давайте проведем с вами небольшую разминку:
«Не идет ли к нам весна?»
На орех взобрался Мишка- (Имитация движений – показать, как медведь карабкается на дерево)
С ветки даль ему видна. (Ладонь поставить как козырек ко лбу )
Смотрит на холмы и крыши: (Соединить руки над головой - крыша)
Не идёт ли к нам весна? (Поднять плечи, выразить удивление)
За деревней, за долиной, (Повороты головы вправо и влево)
Где прозрачен небосвод,
Клин увидев журавлиный, (Махи прямыми руками в стороны)
Закричал: «Весна идёт!» (Руки поднять вверх и попрыгать)
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним приметы весны, в этом нам поможет многогранник с картинками, на которых изображены приметы весны. (ответы детей)
Воспитатель: Дети, а давайте подумаем, а почему весной тает снег, бегут ручьи, просыпаются животные, прилетают птицы и т.д. (Ответы детей)
А сейчас давайте подойдем к столу и посмотрим, что же там спряталось.
Д/игра « Подбери слова». На столе лежит вырезанное из желтого картона солнышко без лучиков(оно прикрыто листом бумаги), рядом лежат вырезанные из желтого картона лучики, дети по очереди берут по одному лучику, прикладывают к солнышку и называют ласковые слова, относящиеся к солнышку(доброе, теплое и т.д.)
Воспитатель: Вот мы и собрали солнышко! А какие замечательные слова мы подарили нашему солнышку! Молодцы!
Воспитатель: А сейчас давайте снова встанем в круг и продолжим играть. Сейчас мы будем вспоминать, какие изменения происходят не только в природе, но и в жизни детей и взрослых. Я буду бросать вам по очереди мяч, а тот из вас у кого мяч окажется в руках назовет мне, чем могут заниматься взрослые и дети весной, как с приходом весны изменилась у них одежда, какие работы они выполняют, в какие игры играют, как проводят своё время.(ответы детей)
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас небольшой сюрприз. Посмотрите, на столах стоят пластиковые тарелочки. Дно тарелочки засыпано манной крупой. Вам нужно сдуть всю манную крупу к краям тарелочки и тогда вы узнаете, какой сюрприз там спрятался.
Установка: воздух вдыхаем через нос, без напряжения, плечи при этом не поднимаем, выдуваем воздух на одном дыхании, во время выдоха щеки не надуваем. Давайте потренируемся, а потом пройдем к столам. Дети дуют в трубочки и достают сюрприз( весенние, зимние, осенние картинки) Ребята, что это за картинки, о чем они? (ответы детей)
Сегодня мы с вами много говорили о весне, я поняла, что вы хорошо знаете это время года, вы большие молодцы! А давайте нашими знаниями поделимся с Умкой, из всех увиденных вами картинок выберите те картинки, которые относятся к весне. Разместите их на нашу интеллект-карту согласно блокам.(один блок посвящен изменениям в природе, второй блок посвящен изменениям в жизни людей) А сейчас глядя на нашу карту попробуем составить рассказ о весне, каждое предложение будем начинать со слов весной….
Рассказы детей о весне.
Я отправлю Умке нашу умную карту с весенними картинками, наше солнышко, наш чудесный многоугольник и он глядя на них тоже сможет понять, что же такое весна и рассказать об этом своим друзьям!
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ребята, сегодня мы много говорили о весне, о пробуждении природы, о первых весенних цветах, о жизни животных и птиц в этот период. Хочу ещё раз напомнить вам о том, что мы с вами в ответе за животных и птиц, за растения, насекомых, в ответе за всё, что нас окружает, давайте будем бережно ко всему этому относиться, будем любить и беречь нашу природу.
Подводится итог занятия.
- Что понравилось, что было трудным, легким, интересным?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД формирование целостной картины мира в старшей группе. Тема: «Весна-красна».
Задачи:1. Закрепить знания о весенних изменениях в живой и неживой природе; развивать умение сравнивать различные периоды весны, воспитывать радостное, заботливое отноше...
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности во второй младшей группе. Тема: «Весна – красна пришла»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Калининского района Санк...
Конпект НОД по развитию речи в старшей группе Тема. Весна -красна.
Конспект занятия раскрывает словарную работу по обогащению, уточнению и закреплению словарного запаса детей, что тесно связано с развитием связной речи....
Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы Тема: «Весна-красна"
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи для детей подготовительной группы Тема: «Весна-красна"...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по речевому развитию тема: «Весна – Красна» с детьми младшей группы
Конспектнепрерывной образовательной деятельностипо речевому развитиютема: «Весна – Красна» ...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе Тема : «Весна - красна»
Конспект предназначен для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста в группах компенсирующе направленности....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема. Весна – красна.
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема. Весна – красна...