Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по «Развитию речи»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по
«Развитию речи»
Группа: старшая № 11
Воспитатель: Сохрокова Марина Заурбиевна
Тема: «Развитие речи с использованием мнемотехники «В гости зайка к нам пришёл»
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.
Задачи:
- воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать воспитателя и сверстников; воспитывать доброе отношение к животным; приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения; формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.
- развивающие: продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
- обучающие: учить называть отличительные признаки диких животных (зайца, используя мнемотехническую таблицу).
Материально-техническое обеспечение:
- мнемотаблицы (к загадке, описательному рассказу «Заяц»);
- игрушка зайчик;
- Д/И «Расставь картинки правильно»;
Предварительная работа: беседы о доброжелательном отношении друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Интеграция образовательных областей: развитие речи и коммуникативных способностей детей: связная речь, звуковая культура речи; развитие сенсорной культуры, кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе; физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sohrokova_-_tehnologicheskaya_karta_may_2024.docx | 32.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по
«Развитию речи»
Группа: старшая № 11
Воспитатель: Сохрокова Марина Заурбиевна
Тема: «Развитие речи с использованием мнемотехники «В гости зайка к нам пришёл»
Цель: развивать связную речь детей средствами мнемотехники.
Задачи:
- воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать воспитателя и сверстников; воспитывать доброе отношение к животным; приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения; формировать у детей такие качества как сочувствие, отзывчивость.
- развивающие: продолжать развивать умение детей мыслить с помощью приемов анализа, синтеза, сравнения.
- обучающие: учить называть отличительные признаки диких животных (зайца, используя мнемотехническую таблицу).
Материально-техническое обеспечение:
− мнемотаблицы (к загадке, описательному рассказу «Заяц»);
− игрушка зайчик;
− Д/И «Расставь картинки правильно»;
Предварительная работа: беседы о доброжелательном отношении друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
Интеграция образовательных областей: развитие речи и коммуникативных способностей детей: связная речь, звуковая культура речи; развитие сенсорной культуры, кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе; физическое развитие.
Задачи | Содержание совместной деятельности | Методы, приемы, формы, возможные виды деятельности | Предполагаемый результат |
1 этап – ВВОДНАЯ ЧАСТЬ – ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ | |||
Заинтересовать детей предстоящей деятельностью. | Воспитатель: - Ребята, давайте поздороваемся с помощью нашего приветствия: Станем рядышком,по кругу, Скажем «Здравствуйте!» друг другу. Нам здороваться не лень: Всем "Привет!" и "Добрый день!"; Если каждый улыбнётся – Утро доброе начнётся. –Скажем дети дружно- ДОБРОЕ УТРО! Воспитатель: - какие замечательные у вас улыбочки. Подняли друг другу настроение? Дети: - Да! Воспитатель: - Хорошее настроение у вас? Дети: - Да! Воспитатель: - И у меня хорошее настроение. А еще хорошее настроение у нашего гостя, который к нам пришел. | Словесный метод (воспитатель приветствует детей, задаёт положительный эмоциональный настрой) Дети слушают воспитателя, отвечают на вопросы | Положительный эмоциональный настрой. Готовность к восприятию новой информации. Вовлечение детей в беседу. |
2 этап – ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ | |||
Создать проблемную ситуацию | Воспитатель: - Как вы думаете кто это? Хотите узнать кто пришел? Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать, кто же это к нам пришёл. Посмотрите, какая у меня есть замечательная картинка-загадка. Она то и поможет нам узнать, кто пришел к нам в гости. Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год. Шуба серая — для лета, Для зимы — другого цвета. Дети: - Заяц! Воспитатель: - Правильно, конечно же это заяц. Кто у нас шубки меняет зимой и летом? Вот он наш зайка! Зайка: - Здравствуйте ребята! Так я рад, что нашёл ваш чудесный дом - детский сад! Ребята у вас хорошее сегодня настроение? Дети: - Да! Воспитатель: - И у меня хорошее настроение. Ребята, скажите, а каких еще с вами мы зверей знаем? Давайте подумаем, чем же зайчик отличается от других животных? Правильно, у него очень длинные ушки! А вы знаете, почему у зайца такие длинные уши? Не знаете? Ой, посмотрите, что это у зайчика? Это наверное какое-то послание. (открывает).Это ребята зайка хочет нам рассказать, почему у него такие длинные уши! Прочитаем? Тогда присаживайтесь на стульчики. | Беседа с детьми | Дети формулируют вывод, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации и решить проблему. Самостоятельно высказывают предположения, что делать. |
3 этап – ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – ВОСПРИЯТИЕ И УСВОЕНИЕ НОВОГО | |||
Спроектировать решение проблемной ситуации. Актуализировать имеющийся у детей опыт, начать решать проблемную ситуацию. Закрепить, расширить, обобщить представления детей по теме образовательной деятельности. | Воспитатель: Застрял заяц в болоте. Стал кричать, на помощь всех звать. Подошёл к болоту медведь. Протянул зайцу палку. Не смог заяц за палку ухватиться. Лапы в болоте увязли. Одна голова на поверхности торчит. Схватил медведь зайца за уши и стал из болота тянуть. Еле- еле вытянул. Испачкался заяц весь в грязи, зато цел остался. Только уши у него с тех пор стали длинные. Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, ребята, где же застрял заяц? Дети: - Заяц застрял в болоте Воспитатель: -Что же он стал делать, когда застрял в болоте? Дети: - Заяц стал звать на помощь Воспитатель: - Кто пришел к нему на помощь? Дети: - На помощь пришел медведь Воспитатель: - А как же медведь стал выручать зайца? Дети: - Медведь, протянул зайцу палку Воспитатель: - Почему медведь не смог вытащить зайца с помощью палки? Дети: - Лапы зайца в болоте увязли, одна голова на поверхности торчит. Воспитатель: - И как же медведь все-таки вытащил зайчика из болота? Дети: - Медведь стал тащить зайца за уши Воспитатель: - И что же стало с ушами зайчика? Дети: - Уши зайки стали длинные Воспитатель: - Теперь ребята вы знаете, почему у зайчиков длинные уши. | Беседа, диалог с детьми, игра фантазирование. | Дети находят верный способ как решать проблемную ситуацию. Осознают связь между решением проблемной ситуации и своими действиями. Получают опыт познавательной деятельности, проявляют инициативу, любознательность, закрепляют навыки самостоятельно действовать и решать интеллектуальные задачи адекватные их возрасту. |
4 этап – ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА | |||
Сменить вид деятельности предупредить утомляемость | Воспитатель: - Ой, засиделись мы совсем, предлагаю вам поразмяться. И ненадолго стать маленькими лесными жителями. Раз-присядка, два-прыжок- это заячья зарядка А лисята, как проснутся, Любят долго потянуться. Обязательно зевнуть, ну и хвостиком вильнуть А волчата спинку выгнуть, и легонечко подпрыгнуть Медвежонок косолапый, широко расставив лапы То одну, то обе вместе, долго топчется на месте. Воспитатель: - Молодцы ребята! Размялись немножко? | Игровые приемы | В ходе динамической паузы дети испытывают эмоциональную и физическую разрядку, получают новый игровой опыт |
5 этап – ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА | |||
Научить детей новым способам действий | Воспитатель: - Ребята, давайте попробуем составить рассказ о нашем зайчике, и в этом нам помогут картинки! Мы будем смотреть на картинки, в таблице и последовательно рассказывать. С начало рассказ расскажу вам я. Вы внимательно послушайте, а затем мы выслушаем вас. Договорились? - «Заяц животное дикое, травоядное, маленького размера, у зайца длинные уши, короткий пушистый хвостик, и быстрые лапки, детенышей зайца называют зайчата». Воспитатель: - Ребята вам понравился мой рассказ? Дети: - Да! Воспитатель: - Кто же желает рассказать свой рассказ? Воспитатель: - Указкой показывай по картинке и рассказывай. (Рассказ детей 3-4 ребенка) Ребята вам понравились рассказы детей? (Да) Воспитатель: - Какой красивый рассказ у вас получился! Молодцы! Заяц: - Вы тут про меня так здорово рассказывали, и я решил с вами поиграть. У меня как раз есть очень интересная игра… Воспитатель: - Сейчас я вам предлагаю со мной сыграть в игру, вставайте, пожалуйста, около стульев, я вам буду бросать мяч и называть любого животного, а вы мне в ответ называете уменьшительно - ласкательные формы, как можно ласково назвать это животное. Договорились? - Приготовили свои ручки (руки) – Лиса – как ласково Дети: - Лисичка Воспитатель: - Правильно. Волк- волчонок. Заяц- зайчонок. Медведь- медвежонок. Олень-олененок. Тигр-тигренок. Белка-бельчонок Бобер-бобренок Кот-котенок Еж-ежонок Воспитатель: - Вам понравилось ребята? Дети: - Да! Воспитатель: - А сейчас проходите, пожалуйста, к столу. У меня есть для вас карточки, карточка для зайчика, и карточка для ежика, а еще у меня есть разрезные картинки. Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сравнить ежика и зайчика, что же у него общего и чем же они отличаются друг от друга. - Заяц, какое животное? Дети: - дикое - А ежик какое животное? Дети: - дикое. Воспитатель: - Давайте с начало разберем, что означают карточки? Дети сравнивают карточки выбирают соответствующие и кладут на место Воспитатель: - Теперь поговорим, что же вы собрали.- Еж какое животное? Дикое или домашнее - вы елочку поставили. Значит ёжик животное - дикое? Дети: - Да! Воспитатель: - А заяц, какое животное? Дети: - дикое. Воспитатель: - Чем покрыто тело у зайца? Дети: - шерстью. Воспитатель: - А у ежика? Дети: - колючками. Воспитатель: - Давайте вспомним, кто ложится в спячку зимой? Дети: - ежик. | Игровая деятельность | Дети учатся конструктивно взаимодействовать со сверстниками и педагогом, проявляют самостоятельность |
6 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ – РЕФЛЕКСИЯ | |||
Подвести итоги образовательной деятельности. | Воспитатель: - Ребята скажите, пожалуйста, вы сегодня для себя что-нибудь, нового узнали? Дети: - Да! Воспитатель: - Что вы узнали? Дети отвечают Воспитатель: - А, что в письме рассказал заяц? Дети отвечают Воспитатель: -Вы знали до этого, почему у зайца длинные уши? Молодцы, вы были очень внимательны! Спасибо всем вам ребята за активное участие! | Беседа, диалог | Дети получают эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе детского сада Тема: ОсеньЦель: Расширять и уточнять представления детей о сезонных изменениях...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитие речи в подготовительной группе.
Тема: «Подводный мир»Цель: расширить и обогатить кругозор детей о морских и речных жителей, об их образе жизни; развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отве...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи, по освоению образовательной деятельности "Речевого развития" на тему: "Теремок
Возрастная группа: 2 младшая группа (3-4 года)Интеграция образовательных областей: Речевое развитие, познавательное развитие.Виды деятельности: игровой, коммуникативный.Форма организации: фронтальная....
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"
На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей связную речь, творчество и фантазию....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление рассказа по картине «Зайцы» из серии «Дикие животные»
учить детей составлять небольшой рассказ из предложений, отражающий содержание картины по плану, предложенному воспитателем, учить подбирать определения, однокоренные слова, обогатить и активизировать...
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе
Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе....
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности Раздел «Развитие речи» во второй группе раннего возраста. Курочка ряба
Цель: Создание условий для развития интереса детей к художественной литературе....