Семья - стимулятор разговорной речи дошкольника
консультация по развитию речи (старшая группа)
Как развивать связную речь у дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Семья – стимулятор разговорной речи дошкольника»
Одной из сфер общения дошкольника является сфера общения его со взрослым человеком. Первыми партнёрами по общению становятся родители. Именно с ними ребёнок вступает в свой первый диалог.
Диалог – простая форма речи, она ситуативная, эмоциональная (используются жесты, мимика), состоит из простых фраз. На начальных этапах инициатива принадлежит родителям (заполнение пауз, подсказывает ребёнку возможные варианты поддержания и развития темы). Особое значение в диалоге имеет проявление инициативной речи ребёнка, превращающей диалог в разговор равных.
Одним из специальных приёмов, стимулирующих инициативность ребёнка являются беседы. В первую очередь ребёнку будут интересны темы из его личного опыта (например: «Вспомним мультфильм/фильм» «Вспомним о лете» - на материале фотографий летнего отдыха; «Как мы сходили в гости к …»). Возможен воспитательный характер бесед («Почему нельзя громко разговаривать в транспорте?», «Безопасность»); также ребёнку будут интересны беседы об окружающем мире («Обитатели городского парка», «Как животные помогают человеку»). Чаще задавайте ребёнку проблемные вопросы: ПОЧЕМУ?, КОГДА?, А ЧТО ЕСЛИ? …, распространяйте, исправляйте (в случае грамматических ошибок) высказывания ребёнка. Старайтесь выступать не в роли эксперта, а как интересный собеседник, приятный партнёр по общению. Таким образом, вместе с вами ребёнок приобретет опыт ведения содержательного разговора.
Позднее ребёнок начинает обобщать свой жизненный опыт в форме устного текста, его речь становиться независимой от конкретной ситуации общения. Задача развития монологической речи решается в процессе рассказывания, особенно по воспоминаниям из личного опыта (о домашних животных, прогулках, поездках). Этот приём также удовлетворяет потребность ребёнка в самовыражении, в самоутверждении. В качестве образцов связной речи полезно читать ребёнку короткие интересные рассказы из журналов. Они служат образцом построения рассказа, побуждают интерес к рассказыванию, а также желание высказываться по ассоциации. Неплохим образцом монологической речи может послужить и Ваш рассказ ребёнку из Вашего личного опыта. Очень желанным для ребёнка будут такие виды совместной Вашей с ним деятельности как отгадывание загадок, сочинение сказок об игрушках. Появление новой игрушки так же стимулирует фразовую речь дошкольника, поскольку ему открывается возможность обследовать новую вещь, её свойства, наблюдать движения и звучание. Затем начинается игра, в которой и вы можете занять место, но исключитеьно как партнёр. Однако Вы можете повлиять на игру через поведение, отдельные предложения, реплики, вопросы. Своеобразной игрой со смыслами является отгадывание загадок, толкование пословиц. Использование фольклора – это источник сюжета, установленных словосочетаний. Полезны будут также разнообразные логические игры и задачи, полиграфические игры, народные игры, игры – инсценировки.
Своеобразной игрой в литераторов может стать ведение альбома детского словесного творчества. Такой альбом может иметь вид книги, созданной и иллюстрированной сами ребенком. Он может содержать придуманные совместно истории, загадки, стихи, рифмовки. Поначалу Ваше участие в таком сотрудничестве значительно. Вы можете подсказывать тему сочинения, сюжет, обороты речи, начало, конец. Темой такой работы может стать иллюстрации, открытки, потешки, скороговорка. Ребёнок диктует сочинение, а вы его записываете. В этой ситуации «письменной речи» активизируются сложные конструкции.
Основным источником развития речи детей является повседневное общение ребёнка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте это ситуативно-деловое общение (по поводу действий с предметами, игрушками, по поводу объектов наблюдения, в старшем – внеситуативное (познавательное и личностное). В семье такое общение разворачивается спонтанно, непреднамеренно. Поэтому родители могут и должны влиять на формирование связной речи ребёнка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-569377-1422181143.jpg)
Использование различных форм взаимодействия с семьей по развитию речи дошкольников, имеющих ОНР.
В консультации раскрываются формы взаимодействия с родителями....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-997997-1516546562.jpg)
Конкурсное задание «Педагогическая находка». "Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников".
В своей работе, начиная с младшей группы, мной были разработаны мнемотаблицы, как разновидность моделирования, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, пти...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/12/picture-893481-1518462996.jpg)
Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников
Консультация Роль семьи в развитие речи дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-204193-1363587890.jpg)
Ошибки разговорной речи дошкольников и пути их преодоления.
Сущность проблемы развития разговорной речи у дошкольников. Четыре источника речевых ошибок у детей среднего возраста и способы их преодаления....
Развитие разговорной речи дошкольников в специально организованных беседах
Доклад для воспитателей.Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитате...
Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольников
Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольнков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-209810-1363023025.jpg)
"Влияние дидактической игры на развитие разговорной речи дошкольников"
Виды дидактических игр и как их применять на практике в ДОУ....