"Влияние дидактической игры на развитие разговорной речи дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Чернова Людмила Викторовна

Виды дидактических игр и как их применять на практике в  ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_didi_igry_na_rr.docx21.19 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактической игры по развитие речи дошкольников.

 «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается жизненный поток представлений, понятий. Игра-это искра, зажигающая пытливость и любознательность».

                                                                     В. А. Сухомлинский.

Дидактические игры – это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку теории игры внесла Н.К. Крупская. Она придавала большое значение игре, игра – это средство воспитания и формирования личности ребенка: «Игра для них – учеба, игра для них - труд, игра для них серьезная форма воспитания.»

 В игре ребенок развивается, у него воспитывается сообразительность, находчивость. В процессе дидактических игр по развитию речи многие сложные явления расчленяются на простые и, наоборот, осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность, игры подводят детей к обобщению и классификации, к употреблению слов, обозначающих обобщенные понятия (посуда, мебель, одежда, обувь, продукты). Поэтому дидактические игры – это не просто заполнение свободного времени детей, а спланированный и целенаправленный педагогический прием для расширения и закрепления полученных ими знаний, дети на практике самостоятельно применяют полученные на занятиях знания об окружающем в новых, игровых условиях, что весьма благоприятно влияет на их умственное развитие и конечно же на речь.

Дидактические игры по развитию речи- это эффективное средство для:

 

  • Расширения словарного запаса;
  • формирование правильного звукопроизношения;
  • формирования грамматически правильного строя речи;
  • развитие связной речи дошкольников;
  • развитие творчества и инициативы.

А эмоциональное проведение дидактических игр и заинтересовывают и увлекают детей, дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.

Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

          Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Основные виды дидактических игр:

- игры с предметами (игрушки, природный материал и т. д.);

- настольно-печатные игры;

- словесные игры.

- интерактивные

Большое значение в речевом развитии детей придается игре. И творческая деятельность ребенка проявляется, прежде всего, в игре. В первую пору жизни детей труд преобразуется в ту же игру. Игра – первая ступень трудового воспитания. Игра развивает язык, а язык организует игру. Играя, ребенок учится, а не одно учение немыслимо без помощи основного учителя - языка. Игра является сильнейшим стимулом для проявления детской самостоятельности в области языка. Слово в игре помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнера, согласовать с ним свои действия. Все умения и навыки, которые ребенок приобретает в игре, связаны с развитием речи. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности.

            Мы видим, что воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.

           Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В подготовку к проведению дидактической игры входят:

  • отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь и др.);
  • установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
  • определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);
  • выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;
  • определения количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально);
  •  подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки…);
  • подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
  •  подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает:

  •  ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
  • объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
  • показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
  • определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
  • подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях.

Вывод:

Игра обязательно должна присутствовать в детском коллективе. Детский коллектив не играющий не будет детским коллективом… Воображение развивается только в коллективе, обязательно играющем.

                                                                                            А. С. Макаренко




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для развития связной речи дошкольников

Консультации для родителейВ жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего разв...

Консультация «Влияние дидактической игры на развитие речи младших дошкольников»

Консультация знакомит с дидактическими играми для младших дошкольников, способствующими развитию речи....

Использование мнемотаблиц в дидактических играх для развития связной речи дошкольников

Материал знакомит воспитателей с мнемотехникой и использованием мнемотехники в разных возрастных группах....

Развитие разговорной речи дошкольников в специально организованных беседах

Доклад для воспитателей.Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитате...

Дидактические игры на развитие связной речи дошкольников (средняя группа)

Дидактические игры на развиие связной речи дошкольников в среденей группе детского сада....

Дидактические игры на развитие связной речи дошкольников.

Дидактические игры на развитие связной речи дошкольников.Игра «Один и много».Цель: упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.Н...

Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольников

Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольнков....