Ошибки разговорной речи дошкольников и пути их преодоления.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему
Сущность проблемы развития разговорной речи у дошкольников. Четыре источника речевых ошибок у детей среднего возраста и способы их преодаления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Ошибки разговорной речи дошкольников и пути их преодоления.
Недостатки в разговорной речи у детей могут быть классифицированы по трём категориям.
К первой относятся те, которые присуще всем детям на определённом возрастном этапе и обусловлены состоянием их развития; ко второй относятся недостатки, обусловленные особенностями конструкции и неправильностями в развитии механизмов речи (недостатки анатомического и психофизического характера: заячья губа, щели в небе или челюстях, все виды заикания и часто глухонемота), и к третьей – плохой воспитательной работе (Е.И.Тихеева,1981г.).
По поводу недостатков речи первой категории Штерн говорил: «Каждое через подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:
- сенсорные ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребёнка еще недостаточно дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются;
- апперцептивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребёнка обуславливает неодинаковое отношение его к разным частям отдельных слов в частности;
- моторные ошибки: артикуляция и структура органа речи ребёнка не до развились до того, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;
- ошибки воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему речевых восприятий, что обуславливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные ошибки памяти».
Наиболее типичными ошибками являются:
Построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребёнка. Например: вставаю, жеваю, лизаю и т.д. В основе этих ошибок лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу который ребёнок изменяет и другие глаголы.
Ученые, изучавшие развитие детской речи, так же отметили, что когда ребёнок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то далее он распространяет её на другие (М.Кольцова,1979г.).
Дети часто делают ошибки в употреблении сравнительной степени имен прилагательных. Мы говорим: длиннее, смешнее и т.д., поэтому неудивительно когда малыш говорит: хорошее, плохее, высокее и т.д.
Когда в речи ребёнка появляется творительный падеж, ребенок долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню имени существительного: иголком, ложком и т.д. по образцу склонения мужского рода. У маленьких детей, как указывал А.Н. Гвоздев, очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глаголов в женском роде. «Я пошла», «я пила» нередко говорят мальчики.
Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.
Ошибки и недостатки речи третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающей на речь ребёнка огромное значение. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все особенности речи окружающих его людей.
Если развитие ребёнка протекает нормально, ошибки постепенно и последовательно изживаются сами собой, нужно только говорить с детьми всегда безупречно правильно. Самое лучшее, по мнению многих специалистов спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты или повода для обиды. Большой потанцевал в этой области имеют различные игры лингвистического характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»
Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/30/picture-831983-1480528768.jpg)
Статья "Страхи дошкольников и пути их преодоления"
Страх является наиболее опасной эмоцией. Страхи появляются у 40 % детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога, вовремя вы...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/21/picture-997997-1516546562.jpg)
Конкурсное задание «Педагогическая находка». "Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников".
В своей работе, начиная с младшей группы, мной были разработаны мнемотаблицы, как разновидность моделирования, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, пти...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-338675-1383993216.jpg)
Страхи дошкольников и пути их преодоления.
Страх – это природное, естественное чувство, которое выполняет свою определенную (охранительную) функцию для жизни человека. В первую очередь, страх имеет охранительную функцию, т.е. основная за...
Развитие разговорной речи дошкольников в специально организованных беседах
Доклад для воспитателей.Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитате...
Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольников
Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольнков....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-209810-1363023025.jpg)
"Влияние дидактической игры на развитие разговорной речи дошкольников"
Виды дидактических игр и как их применять на практике в ДОУ....