Ошибки разговорной речи дошкольников и пути их преодоления.
статья по развитию речи (средняя группа) на тему

Шафоростова Светлана Юрьевна

 Сущность проблемы развития разговорной речи  у дошкольников. Четыре источника речевых ошибок у детей среднего возраста и способы их преодаления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ошибки разговорной речи дошкольников и пути их преодоления.

Недостатки в разговорной речи у детей могут быть классифицированы по трём категориям.

К первой относятся те, которые присуще всем детям на определённом возрастном этапе и обусловлены состоянием их развития; ко второй относятся недостатки, обусловленные особенностями конструкции и неправильностями в развитии механизмов речи (недостатки анатомического и психофизического характера: заячья губа, щели в небе или челюстях, все виды заикания и часто глухонемота), и к третьей – плохой воспитательной работе (Е.И.Тихеева,1981г.).

По поводу недостатков речи первой категории Штерн говорил:   «Каждое через подражание усвоенное слово должно быть воспринято слухом, сознанием, должно быть произнесено и удержано памятью. Отсюда проистекают четыре источника речевых ошибок:

  1. сенсорные ошибки, обоснованные тем, что восприятия ребёнка еще недостаточно дифференцированы, а потому тонкие различия в звучании не воспринимаются;
  2. апперцептивные ошибки: слабое и неустойчивое внимание ребёнка обуславливает неодинаковое отношение его к разным частям отдельных слов в частности;
  3. моторные ошибки: артикуляция и структура органа речи ребёнка не до развились до того, чтобы правильно произносить определенные звуки или сочетания звуков;
  4. ошибки воспроизведения: способность запоминания ребенка не соответствует объему речевых восприятий, что обуславливает при произношении ранее слышанных слов неизбежные ошибки памяти».

Наиболее типичными ошибками являются:

Построение глагольных форм по образцу одной, более легкой для ребёнка. Например: вставаю, жеваю, лизаю и т.д. В основе этих ошибок лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу который ребёнок изменяет и другие глаголы.

Ученые, изучавшие развитие детской речи, так же отметили, что когда ребёнок усваивает какую-нибудь одну форму языкового значения, то далее он распространяет её на другие (М.Кольцова,1979г.).

Дети часто делают ошибки в употреблении сравнительной степени имен прилагательных. Мы говорим: длиннее, смешнее и т.д., поэтому неудивительно когда малыш говорит: хорошее, плохее, высокее и т.д.

Когда в речи ребёнка появляется творительный падеж, ребенок долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню имени существительного: иголком, ложком и т.д. по образцу склонения мужского рода. У маленьких детей, как указывал А.Н. Гвоздев, очень часто наблюдается употребление прошедшего времени глаголов в женском роде. «Я пошла», «я пила» нередко говорят мальчики.

Причинами плохо развитой речи у ребенка могут быть: нарушения в развитии мышц артикуляционно-речевого аппарата, низкое развитие фонематического слуха, бедный словарный запас, недостатки в развитии грамматических навыков. Нарушение звукопроизношения и артикуляции - ребенок неправильно произносит отдельные звуки, его речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, а ее темп медленнее, чем у сверстников.

Ошибки и недостатки речи третьей категории обусловлены речью окружающих, оказывающей на речь ребёнка огромное значение. Ребенок воспроизводит акцент, интонацию и все особенности речи окружающих его людей.

        Если развитие ребёнка протекает нормально, ошибки постепенно и последовательно изживаются сами собой, нужно только говорить с детьми всегда безупречно правильно. Самое лучшее, по мнению многих специалистов спокойно поправить ребёнка, не делая из ошибки остроты или повода для обиды. Большой потанцевал в этой области имеют различные игры лингвистического характера.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность Тема: «Причины возникновения межличностных отношений у дошкольников и пути их преодоления»

Цель данной работы:теоретически обосновать и практически выявить трудности в межличностных отношениях дошкольников и определить средства их преодоления.Объект исследования:дети дошкольного возра...

Статья "Страхи дошкольников и пути их преодоления"

Страх является наиболее опасной эмоцией. Страхи появляются у 40 % детей и могут получить отголоски во взрослой жизни. Поэтому задача каждого родителя, воспитателя и педагога-психолога, вовремя вы...

Конкурсное задание «Педагогическая находка». "Моделирование как средство развития связной разговорной речи дошкольников".

В своей работе, начиная с младшей группы, мной были разработаны мнемотаблицы, как разновидность моделирования, для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, пти...

Страхи дошкольников и пути их преодоления.

Страх – это природное, естественное чувство, которое выполняет свою определенную (охранительную) функцию для жизни человека. В первую очередь, страх имеет охранительную функцию, т.е. основная за...

Развитие разговорной речи дошкольников в специально организованных беседах

Доклад для воспитателей.Одним из основных методов развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на занятиях является беседа. Беседа - это организованный, целенаправленный разговор воспитате...

Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольников

Влияние окружающей среды на развитие разговорной речи дошкольнков....

"Влияние дидактической игры на развитие разговорной речи дошкольников"

Виды дидактических игр и как их применять на практике в  ДОУ....