«Составление описательного рассказа о предметах посуды»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Манакова Ольга Павловна

Конспек занятия по развитию речи в старшей группе.

Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды. Работа с кругами Луллия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Цель: формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды.

Задачи:

Обучающие: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, фарфоровый).

Активизировать употребление слов противоположного значения антонимов  (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий).

Развивающие: развивать монологическую речь, память, внимание.

Воспитывающие: воспитывать усидчивость, умение слушать.

закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)

Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая, ложки  (чайная и столовая,  вилка, стеклянный стакан, кружка, пластмассовая тарелка,  мяч, карточки, карандаши, алгоритм для рассказа, карточка со стихотворением.

Ход:

I. Вводная часть

Воспитатель(Звенит в колокольчик и говорит)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй. (заводит детей в круг)

Станем рядышком, по кругу,

Скажем "Здравствуйте! " друг другу. (дети говорят, здравствуйте)

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся. (дети улыбаются)

Ребята, день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день.

-А кто знает, какой сегодня день? (Понедельник)

-Правильно, сегодня первый день масленичной недели!

Ответы детей: в сказках, в играх.

- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» и скажите, о чем говорится в этом стихотворении?

Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке - в миске,

В блюдечке – киске,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не в мелкой.

-В чем подают обед горячие, вкусные блины собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке)

А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку?

Что это?  Дети: Посуда. (Полные ответы от 2-3 детей)

II. Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе.

(дети называют)

Воспитатель: Как, одним словом можно назвать эти предметы?

Дети: Посуда.

Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?

Дети: Из них едят, на тарелках изображены комнатные растения.

Воспитатель: Какие растения изображены на тарелках? Кто скажет?

Дети Серёжа: На тарелках изображены комнатные цветы фиалки. (Повтори Артём, Ника, Ляйсан)

Воспитатель: А ещё  обе тарелки лёгкие, они сделаны из фарфора. Они фарфоровые!

-Из чего сделаны тарелки Артём?

Артём: тарелки сделаны из фарфора, они фарфоровые, лёгкие. (Повтори Артём, Дима, Рома……)

 (Приглашает 2 детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

Воспитатель: Катя, Чем они отличается твоя тарелка от Диминой?

Катя: моя тарелка  (с глубоким дном) глубокая, а Димина мелкая.

Воспитатель: - Дима, Чем  отличается твоя тарелка от Катиной?

Дима: моя тарелка мелкая  (с плоским дном) с приподнятыми краями и она лёгкая,  а Катина глубокая.

Воспитатель: Может еще, кто увидел различия?

Дима: Серёжа: В центре  глубокой тарелки расположен рисунок комнатного цветка- фиалки.

Ульяна: А у мелкой тарелки фиалки расположены по краям .

(Приглашает 2 детей к столу, предлагает взять предметы в руки).

София: Глубокая столовая тарелка круглая. Она предназначена для супа, каши. (для жидкой пищи)-дополнение от воспитателя

Таир: Мелкая столовая тарелка квадратная.  Для подачи вторых блюд.(салатов, десертов)

Воспитатель: Молодцы ребята!

(Дети садятся)

Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (В неё наливают суп. Первое блюдо.)

 А мелкая(плоская) тарелка для чего нужна. (В мелкую тарелку можно положить блины! Накладывают второе-картошку…..)

Воспитатель: (показывает пластмассовую тарелку) А эта,  какая тарелка?

Дети: Пластмассовая.

Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?

Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.

Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?

Дети: Из металла.

Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?   Дети: Металлические.

Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета?

Дети отвечают.

Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?

Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная. Правильно, ещё они различаются по размерам

Воспитатель: А какие еще предметы вы видите на столе?

Дети: стеклянные, фарфоровые Стаканы, железная кастрюля.

(Выставляет на стол на подносе пластмассовую игрушечную  посуду)

Ребята, а это какая посуда? (детская, кукольная)

Из чего сделана эта посуда? Как одним словом сказать, какие это предметы?

Дети. Пластмассовые.

Физкультминутка

//

   

Воспитатель. Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляется посуда на столе.) 

Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать (предлагаю вам описать предмет  с использованием алгоритма)

 

Перед вами на мольберте висит алгоритм, он нам показывает, что мы должны рассказать и в каком порядке.

Сначала нужно сказать, что это  за посуда,

 затем какого цвета,

из какого материала сделана

какой размер, какая форма

из каких частей состоит и для чего нужна.

для чего нужна?

                                       (образец описательного рассказа)

Воспитатель: Послушайте мой рассказ: Это кастрюля. Она хранится на кухне в шкафу. Кастрюля (зеленого) цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к столу ребенка.

В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы.  

Ребёнок берёт данный предмет в руки.

Поле описания Откладывает предмет(посуду) в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел посуду которую он будет описывать.

 В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы.

Рассказ составляют 2-3 ребенка.

             А сейчас поиграем в игру  Круги Луллия: «Куда спряталась  ложка».

III. Заключительная часть

Воспитатель приглашает детей присесть за столы.

Воспитатель: На столах у вас лежат карандаши и карточки с заданием. Вам необходимо посмотреть и найти лишний предмет на карточке и зачеркнуть его. А затем объяснить почему этот предмет лишний.

Дети выполняют задание: тарелки с орнаментом – картинки комнатные цветы,  стакан с другим орнаментом

Воспитатель: Так и что же на картинке лишнее?

Ответы детей- Лишний стакан с другим орнаментом

Воспитатель: А почему же?

Дети: Потому что у всех тарелок орнамент комнатные цветы, а лишний  (стакан) с другим орнаментом                                              Воспитатель: правильно.

Воспитатель берет мяч, приглашает всех детей пройти на ковер и встать в круг.

Воспитатель:  «Игра «Отвечай быстро-Из чего сделано».

Я буду бросать мяч и называть любой предмет из посуды, а вы должны подумать и сказать из чего этот предмет может быть сделан и бросить мяч мне обратно.

Например: Деревянная ложка сделана из  –  из дерева,    ……тарелка – пластмассовая, стакан – из стекла.

Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли.

Так о чем же мы сегодня говорили, ребята?

Какая бывает посуда?

А что мы использовали при составлении рассказа?

 

Что для вас было сложное на занятии?

Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а на кого я покажу тот  должен подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта тарелка (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий)., Один стакан стеклянный толстый, а другой (тонкий).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.

Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение  составлять описательный рассказ....

Тема «Составление описательного рассказа о предметах посуды»

Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе;  расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...