«Составление описательного рассказа о предметах посуды»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспек занятия по развитию речи в старшей группе.
Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды. Работа с кругами Луллия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Составление описательного рассказа о предметах посуды." | 20.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды.
Задачи:
Обучающие: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый, фарфоровый).
Активизировать употребление слов противоположного значения антонимов (глубокая — мелкая, большой — маленький, высокий — низкий).
Развивающие: развивать монологическую речь, память, внимание.
Воспитывающие: воспитывать усидчивость, умение слушать.
закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный)
Оборудование: тарелки (глубокая и мелкая, ложки (чайная и столовая, вилка, стеклянный стакан, кружка, пластмассовая тарелка, мяч, карточки, карандаши, алгоритм для рассказа, карточка со стихотворением.
Ход:
I. Вводная часть
Воспитатель: (Звенит в колокольчик и говорит)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй. (заводит детей в круг)
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу. (дети говорят, здравствуйте)
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся. (дети улыбаются)
Ребята, день сегодня не просто хороший, он удивительный, как удивителен каждый новый день.
-А кто знает, какой сегодня день? (Понедельник)
-Правильно, сегодня первый день масленичной недели!
Ответы детей: в сказках, в играх.
- Ребята, послушайте отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает» и скажите, о чем говорится в этом стихотворении?
Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
-В чем подают обед горячие, вкусные блины собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке)
А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку?
Что это? Дети: Посуда. (Полные ответы от 2-3 детей)
II. Основная часть
Воспитатель: Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе.
(дети называют)
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: Посуда.
Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?
Дети: Из них едят, на тарелках изображены комнатные растения.
Воспитатель: Какие растения изображены на тарелках? Кто скажет?
Дети Серёжа: На тарелках изображены комнатные цветы фиалки. (Повтори Артём, Ника, Ляйсан)
Воспитатель: А ещё обе тарелки лёгкие, они сделаны из фарфора. Они фарфоровые!
-Из чего сделаны тарелки Артём?
Артём: тарелки сделаны из фарфора, они фарфоровые, лёгкие. (Повтори Артём, Дима, Рома……)
(Приглашает 2 детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Воспитатель: Катя, Чем они отличается твоя тарелка от Диминой?
Катя: моя тарелка (с глубоким дном) глубокая, а Димина мелкая.
Воспитатель: - Дима, Чем отличается твоя тарелка от Катиной?
Дима: моя тарелка мелкая (с плоским дном) с приподнятыми краями и она лёгкая, а Катина глубокая.
Воспитатель: Может еще, кто увидел различия?
Дима: Серёжа: В центре глубокой тарелки расположен рисунок комнатного цветка- фиалки.
Ульяна: А у мелкой тарелки фиалки расположены по краям .
(Приглашает 2 детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
София: Глубокая столовая тарелка круглая. Она предназначена для супа, каши. (для жидкой пищи)-дополнение от воспитателя
Таир: Мелкая столовая тарелка квадратная. Для подачи вторых блюд.(салатов, десертов)
Воспитатель: Молодцы ребята!
(Дети садятся)
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (В неё наливают суп. Первое блюдо.)
А мелкая(плоская) тарелка для чего нужна. (В мелкую тарелку можно положить блины! Накладывают второе-картошку…..)
Воспитатель: (показывает пластмассовую тарелку) А эта, какая тарелка?
Дети: Пластмассовая.
Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они? Дети: Металлические.
Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета?
Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная. Правильно, ещё они различаются по размерам
Воспитатель: А какие еще предметы вы видите на столе?
Дети: стеклянные, фарфоровые Стаканы, железная кастрюля.
(Выставляет на стол на подносе пластмассовую игрушечную посуду)
Ребята, а это какая посуда? (детская, кукольная)
Из чего сделана эта посуда? Как одним словом сказать, какие это предметы?
Дети. Пластмассовые.
Физкультминутка
//
Воспитатель. Сейчас мы поиграем в магазин посуды. (Выставляется посуда на столе.)
Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать (предлагаю вам описать предмет с использованием алгоритма)
Перед вами на мольберте висит алгоритм, он нам показывает, что мы должны рассказать и в каком порядке.
Сначала нужно сказать, что это за посуда,
затем какого цвета,
из какого материала сделана
какой размер, какая форма
из каких частей состоит и для чего нужна.
для чего нужна?
(образец описательного рассказа)
Воспитатель: Послушайте мой рассказ: Это кастрюля. Она хранится на кухне в шкафу. Кастрюля (зеленого) цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.
Воспитатель приглашает к столу ребенка.
В случае затруднения оказывает ему помощь, подсказывая начало фразы.
Ребёнок берёт данный предмет в руки.
Поле описания Откладывает предмет(посуду) в сторону: «Заказ будет потом доставлен покупателю домой».
Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел посуду которую он будет описывать.
В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы.
Рассказ составляют 2-3 ребенка.
А сейчас поиграем в игру Круги Луллия: «Куда спряталась ложка».
III. Заключительная часть
Воспитатель приглашает детей присесть за столы.
Воспитатель: На столах у вас лежат карандаши и карточки с заданием. Вам необходимо посмотреть и найти лишний предмет на карточке и зачеркнуть его. А затем объяснить почему этот предмет лишний.
Дети выполняют задание: тарелки с орнаментом – картинки комнатные цветы, стакан с другим орнаментом
Воспитатель: Так и что же на картинке лишнее?
Ответы детей- Лишний стакан с другим орнаментом
Воспитатель: А почему же?
Дети: Потому что у всех тарелок орнамент комнатные цветы, а лишний (стакан) с другим орнаментом Воспитатель: правильно.
Воспитатель берет мяч, приглашает всех детей пройти на ковер и встать в круг.
Воспитатель: «Игра «Отвечай быстро-Из чего сделано».
Я буду бросать мяч и называть любой предмет из посуды, а вы должны подумать и сказать из чего этот предмет может быть сделан и бросить мяч мне обратно.
Например: Деревянная ложка сделана из – из дерева, ……тарелка – пластмассовая, стакан – из стекла.
Воспитатель: Молодцы, хорошо поиграли.
Так о чем же мы сегодня говорили, ребята?
Какая бывает посуда?
А что мы использовали при составлении рассказа?
Что для вас было сложное на занятии?
Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а на кого я покажу тот должен подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта тарелка (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий)., Один стакан стеклянный толстый, а другой (тонкий).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ....
Тема «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишк...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...