Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_razvitiyu_rechi._posuda.docx130.07 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи на тему «Составление описательного рассказа о предметах посуды» для детей 5-6 лет

Дата проведения:

Воспитатель: Нагд-Али Юлия Игоревна

Цель: учить детей составлять описательный рассказ о предметах посуды.

Задачи:

  • Связная речь: учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
  • Словарь и грамматика: учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий) многозначных слов (глубокий, мелкий); закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

Материал: тарелки (глубокая, мелкая), вилка, ложка (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды: чашки, блюдца, тарелки, чайник, сахарница, хлебница и др.

Предварительная подготовка: беседа о предметах посуды; беседа «Что из чего сделано?»

Ход занятия.

  1. Организационный момент
  • Ребята, нам в группу принесли письмо. Давайте прочитаем, что там написано.

…Никому отказа нет,

Подан каждому обед.

Собачке – в миске,

В блюдечке – киске,

Курочке – несушке –

Пшена в черепушке,

А Машеньке – в тарелке.

В глубокой, не мелкой.

  • О чем говорится в этом стихотворении?
  •  В чем подают обед собачке? Киске? Курочке – несушке?
  • А из чего обедает Машенька?
  •  Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку – что это? (Посуда)

(Выставляю на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки)

  •  Посмотрите и назовите, что вы видите на столе.
  • Как одним словом можно назвать эти предметы? (Посуда)
  •  Сравните эти две тарелки. Чем они похожи? (Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом)
  • Чем они отличаются друг от друга? (Дети берут предметы в руки) (Одна тарелка – глубокая, другая – мелкая).
  •  Для чего нужна глубокая тарелка?
  •  А мелкая для чего нужна?
  •  Что бывает глубоким и мелким?
  •  Как вы понимаете выражение: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).
  •  Когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна? (тарелки – глубокая, мелкая, вилка и ложка)
  •  Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны? (из металла)
  •  Значит, как одним словом сказать, какие они? (металлические)

(беру в руки металлическую чайную и столовую ложки)

  • Чем похожи эти два предмета?
  •  Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются? (одна – большая, другая – маленькая).
  •  Правильно, они различаются по размерам. А еще чем?
  •  Для чего нужная чайная ложка, для чего – столовая?
  •  Какие стеклянные предметы вы видите на столе? (Стаканы)
  •  Чем похожи эти стаканы? Чем различаются? Для чего они нужны?

(поднимаю над столом две тарелки)

  •  Эта тарелка глубокая, а эта… (мелкая)
  •  Эта ложка столовая, а эта… (чайная)
  •  Один стакан…(высокий)
  •  А другой… (низкий)

(выставляю на стол на стол пластмассовые игрушки)

  •  Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы? Как одним словом сказать, какие это предметы? (пластмассовые)

Физкульминутка

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)
Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)
Вот фарфоровые чашки, (приседать)
Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)
Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)
Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

2. Основная часть

  • А сейчас мы поиграем в магазин посуды. (выставляю на стенд картинки с изображениями посуды). Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна?
  •  Послушайте мой рассказ. Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

(Приглашаю ребенка к доске. В случае затруднения оказываю ему помощь, подсказывая начало фразы. Предлагаю детям отгадать, что имел ввиду рассказчик, и найти на стенде описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий).

  •  Ребята, а куда после покупки мы убираем сахар? (в сахарницу) А хлеб? (в хлебницу) А сухари? (в сухарницу)
  •  А сейчас поиграем в игру. Встаньте в круг. Я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч и скажу слово стеклянный, а вы должны бросить мяч обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать надо быстро, чтобы все успели принять участие в игре.

3. Итог занятия

  • Ребята, мне очень понравилось как вы сегодня работали.
  • А вам что больше всего понравилось?
  • А что для вас было тяжело?
  • Спасибо вам за занятие!

Рефлексия.

  • Выберите себе по цвету чайники.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»

Конспект НОД  по развитию речи в старшей группе  Тема «Составление описательного рассказа о зимующих птицах»...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды

Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Конспект по развитию речи в старшей группе Тема: «Составление описательного рассказа о зимующих птицах» (с использованием интерактивных технологий)

Цели: формировать экологическую культуру у детей;прививать любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним....

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе "Составление сравнительно-описательного рассказа о зайце и кошке"...