Тема «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о природе; расширять представления детей о хвойном лесе и его обитателях; Учить различать хвойные деревья (по хвое, коре, шишкам и т.д.). Закреплять отличительные признаки. Расширять словарный запас воспитанников словами: хвоя, хвойные деревья, дренаж, мутовк
- Поупражнять детей в составлении короткого рассказа по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
- Потренироваться в сравнении различных предметов по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый); активировать употребление слов противоположного значения (глубокая – мелкая, большой – маленький);
- закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый);
- поупражнять детей в образовании по аналогии названий предметов посуды (сахарница, хлебница, сухарница, супница, салфетница, конфетница).
а.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_sostavlenie_opisatelnogo_rasskaza_o_predmetah_posudy.docx | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Тема: «Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Воспитатель
Соболева Ольга Валерьевна
2021
Задачи:
- Поупражнять детей в составлении короткого рассказа по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды;
- Потренироваться в сравнении различных предметов по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, деревянный, металлический, пластмассовый); активировать употребление слов противоположного значения (глубокая – мелкая, большой – маленький);
- закрепить умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый);
- поупражнять детей в образовании по аналогии названий предметов посуды (сахарница, хлебница, сухарница, супница, салфетница, конфетница).
Материал:
Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложки – чайная и столовая (стеклянная, деревянная, металлическая, пластмассовая), стаканы (высокий и низкий, стеклянный и пластмассовый), две пластмассовые игрушки, мяч, картинки с изображением посуды: чашки, блюдца, чайник, сахарница, хлебница, кастрюля.
Ход занятия:
Дети входят в группу.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь.
Дети здороваются и садятся на стульчики, которые стоят полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о посуде. Вы уже знаете, что посуда бывает чайная, столовая, кухонная. А сейчас мы узнаем из какого материала она сделана, как называется, и научимся о ней рассказывать. Послушайте стихотворение (отрывок из стихотворения С.Капутикян «Мама обедает»).
…Никому отказа нет,
Подан каждому обед:
Собачке – в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке –
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке,
В глубокой, не мелкой.
Воспитатель задает вопросы:
1.О чем говориться в этом стихотворении?
2.В чем подают обед собачке?
- киске?
- курочке-несушке?
3.А из чего обедает Машенька?
4.Как можно назвать одним словом миску, блюдечко, тарелку – что это? (Посуда).
Воспитатель выставляет на стол все предметы (тарелки, вилка, ложка, стаканы), кроме пластмассовых.
Воспитатель: Посмотрите и назовите, что вы видите на столе?
Дети называют предметы.
Воспитатель: Как можно назвать одним словом миску, блюдечко, тарелку – что это?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Сравните эти две тарелки. Чем они похожи?
Дети: Они белые, одинаковый рисунок, из них едят.
Воспитатель: Чем они отличаются? (Приглашает одного ребенка к столу, предлагает взять их в руки).
Ребенок: Одна тарелка глубокая, другая – мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка?
Дети: Чтобы кушать первое (суп, борщ, кашу).
Воспитатель: Для чего нужна мелкая тарелка?
Дети: Чтобы кушать второе.
Воспитатель: А что еще бывает глубоким?
- мелким?
Дети отвечают.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение
- глубока река? (имеет большую глубину).
- глубокое чувство? (сильное чувство).
- мелкая река? (имеет небольшую глубину).
- мелкий дождь? (несильный).
- мелкий песок? (некрупный).
Воспитатель: Когда вы садитесь обедать какая вам посуда нужна?
Дети: Тарелки глубокая и мелкая, ложка и вилка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним ложку и вилку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Как можно сказать одним словом? Какие они?
Дети: металлические.
Воспитатель (берет в руки две ложки – чайную и столовую): Чем похожи эти два предмета?
Дети: Они сделаны из металла, металлические.
Воспитатель: А теперь скажите, чем отличаются эти ложки?
Дети: Размером, одна большая, другая – маленькая.
Воспитатель: Правильно, они отличаются размером. А еще чем? Для чего нужна большая, столовая ложка? (едят первое). Для чего – чайная, маленькая? (едят торт, кладут сахар в чай).
Воспитатель: Посмотрите на стол и скажите, какие стеклянные предметы вы видите?
Дети: Стаканы.
Воспитатель: Чем похожи эти стаканы?
Дети: Они стеклянные.
Воспитатель: Чем они отличаются? (Низкий и высокий). А Для чего нужны стаканы?
Дети: Пить сок, воду.
Воспитатель поднимает над столом по одному предмету и говорит: Это – тарелка глубокая, а это – тарелка – мелкая, Это – ложка столовая, а это – чайная, один стакан высокий, второй – низкий.
Затем воспитатель ставит на стол пластмассовые игрушки и стакан: Есть ли здесь предметы, сделанные из пластмассы?
Дети называют.
Воспитатель: Как сказать одним словом, какие это предметы?
Дети: пластмассовые.
Воспитатель: А теперь давайте отдохнем, встаньте возле своих стульчиков.
Проводиться физкультминутка:
«Вышли уточки на луг»
Вышли уточки на луг,
Кря – кря – кря! (шагают)
Пролетел веселый жук,
Ж - ж – ж! (машут руками – крыльями),
Гуси шеи выгибают,
Га – га – га! (круговые движения шеей).
Клювом перья расправляют, (повороты вправо – влево),
Ветер ветки раскачал, (качают вверх поднятыми руками),
Шарик тоже зарычал,
Р - р – р! (руки на поясе, наклонились вперед, смотрят перед собой).
Зашептал в воде камыш,
Ш – ш – ш! (подняли руки вверх, потянулись),
И опять настала тишь,
Ш – ш – ш! (присели).
Очень хорошо, садитесь.
Воспитатель: А сейчас мы пошагаем в магазин посуды. (Выставляет на стенд картинки с изображением посуды).
- Посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего она нужна?
Воспитатель приглашает к стенду ребенка. (В случае затруднения подсказывает начало фразы). Остальным детям предлагает отгадать, что имел ввиду рассказчик и найти на стенде описанный предмет. Откладывает картинку в сторону и говорит: «Ваш заказ будет потом доставлен домой». Описание следующего предмета дает тот ребенок, который отгадал предыдущий.
После покупки всех предметов проводится глазная гимнастика:
Поморгали, поморгали, крепко зажмурились, открыли глаза, «сделали» их большими. – 2 раза.
Воспитатель: А сейчас мы поиграем с вами еще в одну игру, называется она: «Отвечай быстрей».
Встаньте все в круг, я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я кину мяч Саше и скажу слово «стеклянный», а он должен бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла. Отвечать нужно быстро, чтобы все ребята успели поиграть. (Проводиться игра).
Воспитатель: Молодцы! Мы с вами хорошо позанимались, и вы теперь умеете рассказывать о посуде, какая она, из чего сделана, для чего нужна.
Занятие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности "Составление описательного рассказа о предметах посуды в старшей группе"
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа о предметах посуды"...
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе. Тема: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Конспект НОД по развитию речи в старшей группеТема: Составление описательного рассказа о предметах посуды...
Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.
Тема. Составление описательного рассказа о предметах посуды.Форма организации: речевая ситуацияЦель: продолжать формировать умение составлять описательный рассказ....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа о предметах посуды
Цель: Расширить и активизировать знания детей по теме «Посуда» Задачи: - Формировать умение различать и правильно называть предметы чайной, столовой и кухонной посуды; составлять коро...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Составление описательного рассказа о предметах посуды».
О.С.Ушакова...
«Составление описательного рассказа о предметах посуды»
Конспек занятия по развитию речи в старшей группе.Цель: Формировать умение составлять описательный рассказ о предметах посуды. Работа с кругами Луллия....