Конспект по развитию речи с этнокультурным компонентом в подготовительной группе "Традиции Масленицы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие.
Цель: формировать у детей духовно - нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с устным народным творчеством и их традициями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi_solntse_i_bliny.docx | 27.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с культурой и традициями Масленицы».
Подготовила воспитатель Буряк Е.А.
Участники: дети подготовительной группы, возраст 6 лет.
Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, игровая.
Образовательная область: познавательно - речевое развитие.
Цель: формировать у детей духовно - нравственное отношение и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа через ознакомление с устным народным творчеством и их традициями.
Задачи:
Образовательные задачи: дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Познакомить детей с традициями празднования Масленицы при помощи русской народной сказки. Учить понимать народные частушки.
Развивающие задачи: развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь. Обогащать словарный запас речи.
Воспитательные задачи: воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам и обычаям.
Предварительная работа: заучивание частушек, просмотр презентации о традициях и обычаях Масленицы.
Ход образовательного события:
Воспитатель выходит к детям в народном костюме, на шее повязаны сушки.
Начинается музыкальное приветствие «Я здороваюсь везде…»
После приветствия воспитатель задает вопрос:
- Ребята, вы догадались, почему я так оделась? Выслушивает ответы детей. Если никто не догадался, задает загадку:
Всю неделю отдыхаем,
Всех блинами угощаем.
Холод зимний провожаем
И весну с теплом встречаем. (Масленица)
- Правильно, ребята, потому что эта неделя Масленицы.
- Давайте вместе вспомним обычаи и традиции Масленицы. Кто расскажет о Масленице, кто помнит традиции и обычаи? ответы детей.
После рассказов (ответов) детей, воспитатель подытоживает кратким рассказом с демонстрацией картинок масленичных гуляний.
Воспитатель: Масленица – это традиционный праздник у славян.
Масленица – это шумные проводы зимы и встреча теплой весны. Благодаря сохраненным традициям, у взрослых и детей масленица ассоциируется с весельем, играми, и, конечно, с вкусными блинами. Хозяйки обязательно пекут блины. По одной из легенд, люди таким способом «умасливают» солнышко, чтобы оно быстрей обогрело землю и принесло тепло. Празднуется целую неделю. В воскресенье проходят массовые гуляния в городских парках: катание в лошадиных упряжках, катание на ледяных горках, люди меряются силушкой, состязаются. В завершении веселой масленичной недели по традиции сжигают чучело. Таким образом, олицетворяют победу теплой весны над холодной зимой. Обычно такую куклу делают из соломы выше человеческого роста, и одевают в цветной наряд - сарафан. Постоянной даты у Масленицы нет, есть только временный ориентир – последняя неделя перед Великим постом или за семь недель до Пасхи. Чаще всего она выпадает на первые дни марта. Например, в нынешнем 2024 году масленичная неделя будет длиться с 11 марта по 17 марта.
Сразу после Масленицы начинается Великий пост, который заканчивается страстной неделей. Это дни, когда верующие люди в Бога отказываются от всевозможных развлечений и ограничивают себя в еде, придерживаясь диеты, как говорят «постятся».
- Сегодня мы с вами познакомимся с незнакомой для вас русско-народной сказкой «Солнце и блины».
- Кто уже знаком с этой сказкой? Может вам уже читали?
- Скажите, давайте вспомним, почему русско-народная сказка? Что это значит? (ответы детей)
- Какие еще названия РНС вы знаете? (ответы детей)
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, если ребенок называет сказку, у которой имеется автор, то поправляет его.
- Послушайте, пожалуйста, русскую народную сказку «Солнце и блины» внимательно, которую после чтения вы попробуете рассказать.
Воспитатель читает РНС «Солнце и блины» Приложение 1.
- Понравилась сказка? Слышали вы раньше эту сказку? А чем отличается сказка от рассказа? (ответы детей)
- Ребята, встречались ли в сказке вам незнакомые слова? (объяснить детям новые для них слова и выражения - пять чугунов, барин и другие, которые спросят дети).
Дидактическая игра «Какой блин?». Цель: учить подбирать подходящие по смыслу прилагательные.
Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть, а именно вместо стандартной физкультминутки, встать сплясать, спеть частушки, которые ребята на досуге заучили. Приложение 2. (либо выбрать физминутку на выбор)
- Ребята, сейчас прочитанную сказку мы будем пересказывать. Давайте сделаем упражнения для нашего язычка (артикуляционная гимнастика) и приступим к пересказу. Воспитатель предлагает упражнение «Блинчик» и «Варенье». Выполняют каждое по два- три раза, чередуя.
- Вспоминаем, как называется сказка?
- Ребята, давайте составим план (подсказку), чтобы легче было пересказывать. Воспитатель задает вопросы по сказке и выкладывает на мольберт картинки к сказке (мнемотаблица).
- Кто хочет первым рассказать?
Ребята по желанию выходят рассказывать сказку к мольберту либо с места, где сидит ребенок. Если у ребенка возникают трудности в рассказе, воспитатель помогает с помощью вопросов. После пересказа обязательно хвалит детей.
После рассказа троих – четверых детей, видя, что дети устали, предложить игру «Испечем блины».
Дидактическая игра «Испечем блины». Цель: развивать внимание, мелкую моторику.
На столах находятся картинки на каждого ребенка, порезанные на полоски, детям нужно собрать эти полоски так, чтоб получилась стопка блинов.
После того, как игра окончена, все картинки у каждого собраны, дети возвращаются к пересказу сказки при наличии оставшегося времени. (при наличии оставшегося времени прослушать пересказ 2 детей).
Рефлексия:
- Чем мы сегодня занимались? Что нового узнали? Какая неделя началась? А что будет после Масленицы? Что понравилось больше всего?
Всем спасибо, все молодцы!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Солнце и блины
На Масленицу напекла баба блинов пять чугунов и на стол поставила. Заглянуло солнце в окно, увидало на столе целую гору блинов и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба отвечает:
— Подожди, солнышко! Блины еще не маслены. Приходи через час — другой…
Приходит солнце через час — другой. Заглядывает в окно и просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба:
— Подожди, солнышко! Блины без сметаны не едят. Пойду в погреб схожу за сметаной. Приходи через час-другой.
Через час – другой заглядывает солнце в окно и опять просит:
— Дай, баба, кругленьких да желтеньких отведать!
А баба в ответ:
— Подожди, солнышко! Еще Масленица не прошла!
Солнце думает: «Пойду-ка я первой встречу Масленицу». Выкатилось на дорогу и смотрит во все глаза. Кто только по дороге не едет: мужики в санях, добры молодцы на конях, барин в карете, а Масленицы всё не видно. День прошел, другой, третий… Не стерпело солнце, вернулось опять к бабе под окно. Заглянуло: а на столе блинов уже нет: один редьки хвост – на Великий пост. Масленицу-то уже отгуляли!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
***
И девчонки и мальчишки
Любят зиму провожать
Что ни день – блины и сушки
Не устанем пировать!
***
Мы возьмем на гору санки –
Время быстро пролетит!
Больше мажь на блин сметанки –
Нагуляешь аппетит!
***
Ежедневно уплетали
Мы блиночки разные,
И к концу недели стали
Все шарообразные!
***
Я блинами объедалась
Словно в санатории
Чучело сожгли! Осталось
К лету сжечь калории
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе
конспект по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной группе...
Конспект НОД. Развитие речи 2 младшая группа. Тематическое занятие «Веселая Масленица»
-- Знакомить с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями.-- Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, умение и желание применять их в жизни...
Конспект по развитию речи «Путешествие в сказку» в подготовительной группе
Тема: «Путешествие в сказку»Цель: Учить детей самостоятельно придумывать сказку на заданную ...
Проект занятия по развитию речи с этнокультурным компонентом. "Баирчик и его настоящие друзья".
Проект занятия для детей среднего, старшего возраста....
Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально - экологическая игра Что? Где? Когда? «Клуб юных исследователей» (подготовительная группа)
Конспект по развитию речи для детей с ОВЗ подготовительного возраста подготовила учитель-логопед ГБОУ Школы №2075 ДК № 2 Амелина Л.В. Интеллектуально - экологическая играЧто? Где? Ког...
Конспект открытого НОД по развитию речи с региональным компонентом в подготовительной группе. Тема: «Донские казаки».
Актуальность проблемы состоит в осмыслении происходящего в мире, в утрате духовных ценностей сегодняшнего общества, особенно среди подрастающего поколения и молодежи....