Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Подготовка к обучению грамоте.Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
e_2.docx | 16.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта ОД
в подготовительной к школе группе
Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте.
№ 70 Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»
Цель: знакомство детей с буквой Ё, звуком ё
Задачи:
Обучающие: упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); — учить слышать при произнесении сочетание звуков [йо]; — продолжать работу по звуковому анализу слова; — учить выделять ударный слог и обозначать его на модели; — знакомить с буквой Ё;
Развивающие: развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги
Воспитательные: воспитывать выдержку, умение слушать друг друга; воспитывать интерес к образовательной деятельности; желание заниматься вместе со всеми.
Оборудование: игрушечный мишка; предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички); тетради, цветные карандаши; карточка с буквой Ё (шрифт черный); буквы-заготовки (по количеству детей); мелкие предметы (по выбору педагога); карточки-записки.
Ход занятия
Игровое упражнение «Сочиняем рифмовки»
Дети ищут недостающие рифмы, опираясь на картинки-подсказки, которые показывает им педагог. Даем вам честное слово:
Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без ... (ботинок) и ... (чулок). И щенков без ... (носков), И синичек Без ... (тапочек) и ... (рукавичек)...
(Игра с рифмами по тексту стихотворения продолжается.) • Педагог называет слова, дети ищут созвучные им: кош-ш-шка — Матреш-ш-шка (можно добавить небольшую подсказку в виде первого слога). Кошка — кар ... (-тошка), ложка — сере ... (-жка), Тимошка — гар ... (-мошка), крошка — ок ... (-рошка), кошка — око ... (-шко), ножка — босо ... (-ножка) и т.д. Фонетическая гимнастика
Что больше всего любит медведь? (Мёд.) • Какое дерево все люди приглашают в гости на Новый год? (Ёлку.) • Как называется лесной зверек, у которого на спине растут иголки? (Ёж.) Дети учатся произносить считалку, четко проговаривая каждое слово, интонационно выделяя сочетание звуков [йо]. Ёжик — ёжик, чудачок,
Сшил колючий пиджачок.
Встал в кружок и ну считать,
Нам водилку выбирать!
Артикуляция звукового сочетания Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков [йо] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков вначале образуется небольшое препятствие (звук [й] — согласный), а потом препятствие исчезает (звук [о] — гласный). Двойной звук [йо] — гласный.
Физкультминутка
Раз – два – три – четыре – пять –
В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).
По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба «змейкой»).
Может быть, и под листочком
Сладку ягоду найдем.
На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).
И на каблучках пойдем,
Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).
Отдохнули, вот и славно.
Поговорим теперь о главном.
Закрепление двойного звука [йо] Педагог читает детям двустишие с целью закрепления двойного звука [йо].
Ёлка с ёжиком похожи:
Ёж в иголках, ёлка тоже.
При чтении двойной звук интонационно выделяется. Педагог предлагает детям запомнить слова с этим звуком.
Звуковой анализ слова «звёзды» (работа в тетрадях) Дети рисуют звуковую схему слова в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук у доски и зарисовывая его на схеме цветными мелками; делят слово звёзды на слоги: звёз-ды; выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой. Работа с предложением (в тетрадях) Дети придумывают предложение со словом звезды и «записывают» его короткими черточками в тетради; по очереди работают у доски; анализируют предложение по плану: — сколько слов в предложении; — какое слово в предложении первое, как мы его обозначаем; — назовите второе слово в предложении; — какое слово следующее и т.д.
Ознакомление с буквой Ё Педагог сообщает детям, что двойной звук [йо] на письме обозначается одной буквой Ё, показывает букву, сопровождая показ стихотворным описанием образа. Е и Ё — родные сестры,
Различать сестер непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
Дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке. Педагог объясняет, что буква Ё может образовывать слог (ё-лочка), предлагает детям поделить слова на части (слоги), «прохлопав» их: ё-жик, ёл-ки, ёрш, пёс, во-до-ём,зверь-ё, бель-ё, пить-ё, кле-ён-ка.
Игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей). Индивидуальная работа с карточками-записками Дети находят в карточках и обводят цветным карандашом букву Ё. Карточки
Есть у ёжика и ёлки
Очень колкие иголки.
В остальном на ёлку ёж
Совершенно не похож.
Рефлексия.
-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)
- Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)
-Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.
-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»
и буквой «Е».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Согласный звук (м), (мь), буква "М". Звуковой анализ слова "малыш".
Данное занятие для подготовительной группы детского сада. В нем расположен материал по звуковой культуре речи. Дается знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками (м), (мь)....
конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.
Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....
Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа
Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...
Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.
Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука в слове и в проведении слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...
Конспект занятия по произношению "Звук и буква "Ы". Звуковой анализ слов типа "КОТЫ"
Конспект занятия по произношению...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками шестого года жизни. Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «Игла»
Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «Игла»Цель: Закреплять правильное произношение звука [И], познакомить с буквой И.Задачи:Расширить представления о профессиях...