Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Подготовка к обучению грамоте.Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e_2.docx16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта ОД

в подготовительной к школе группе

Образовательная область: Подготовка к обучению грамоте.

№ 70 Тема Сочетание звуков [йо], буква Ё. Звуковой анализ слова «звёзды»

Цель: знакомство детей с буквой Ё, звуком ё

Задачи:

Обучающие: упражнять детей в употреблении трудных форм родительного падежа множественного числа существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); — учить слышать при произнесении сочетание звуков [йо]; — продолжать работу по звуковому анализу слова; — учить выделять ударный слог и обозначать его на модели; — знакомить с буквой Ё;

 Развивающие: развивать мелкую моторику и ориентировку на листе бумаги

Воспитательные:  воспитывать выдержку,  умение слушать друг друга; воспитывать интерес к образовательной деятельности; желание заниматься вместе со всеми.

Оборудование: игрушечный мишка; предметные картинки (ботинки, чулки, носки, тапочки, рукавички, две сороки, щенки, синички); тетради, цветные карандаши; карточка с буквой Ё (шрифт черный); буквы-заготовки (по количеству детей); мелкие предметы (по выбору педагога); карточки-записки.

Ход занятия

 Игровое упражнение «Сочиняем рифмовки»

Дети ищут недостающие рифмы, опираясь на картинки-подсказки, которые показывает им педагог. Даем вам честное слово:

Вчера в половине шестого Мы видали двух сорок Без ... (ботинок) и ... (чулок). И щенков без ... (носков), И синичек Без ... (тапочек) и ... (рукавичек)...

(Игра с рифмами по тексту стихотворения продолжается.) • Педагог называет слова, дети ищут созвучные им: кош-ш-шка — Матреш-ш-шка (можно добавить небольшую подсказку в виде первого слога). Кошка — кар ... (-тошка), ложка — сере ... (-жка), Тимошка — гар ... (-мошка), крошка — ок ... (-рошка), кошка — око ... (-шко), ножка — босо ... (-ножка) и т.д. Фонетическая гимнастика 

Что больше всего любит медведь? (Мёд.) • Какое дерево все люди приглашают в гости на Новый год? (Ёлку.) • Как называется лесной зверек, у которого на спине растут иголки? (Ёж.) Дети учатся произносить считалку, четко проговаривая каждое слово, интонационно выделяя сочетание звуков [йо]. Ёжик — ёжик, чудачок,

Сшил колючий пиджачок.

 Встал в кружок и ну считать,

Нам водилку выбирать!

Артикуляция звукового сочетания Педагог предлагает детям произнести сочетание звуков [йо] и обращает внимание на следующее: при произнесении данного сочетания звуков вначале образуется небольшое препятствие (звук [й] — согласный), а потом препятствие исчезает (звук [о] — гласный). Двойной звук [йо] — гласный.

Физкультминутка

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба).

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба «змейкой»).

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем.

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках).

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках).

Отдохнули, вот и славно.

Поговорим теперь о главном.

Закрепление двойного звука [йо] Педагог читает детям двустишие с целью закрепления двойного звука [йо].

Ёлка с ёжиком похожи:

Ёж в иголках, ёлка тоже.

При чтении двойной звук интонационно выделяется. Педагог предлагает детям запомнить слова с этим звуком.

Звуковой анализ слова «звёзды» (работа в тетрадях)  Дети рисуют звуковую схему слова  в тетрадях, по очереди выделяя каждый звук у доски и зарисовывая его на схеме цветными мелками; делят слово звёзды на слоги: звёз-ды; выделяют на схеме ударный слог, отмечая его короткой черточкой. Работа с предложением (в тетрадях) Дети придумывают предложение со словом звезды и «записывают» его короткими черточками в тетради; по очереди работают у доски; анализируют предложение по плану: — сколько слов в предложении; — какое слово в предложении первое, как мы его обозначаем; — назовите второе слово в предложении; — какое слово следующее и т.д.

Ознакомление с буквой Ё Педагог сообщает детям, что двойной звук [йо] на письме обозначается одной буквой Ё, показывает букву, сопровождая показ стихотворным описанием образа. Е и Ё — родные сестры,

 Различать сестер непросто.

 Но у буквы Ё две точки,

Словно к лесенке гвоздочки.

Дети «прописывают» букву в воздухе указательным пальцем, рассматривают ее элементы на карточке. Педагог объясняет, что буква Ё может образовывать слог (ё-лочка), предлагает детям поделить слова на части (слоги), «прохлопав» их: ё-жик, ёл-ки, ёрш, пёс, во-до-ём,зверь-ё, бель-ё, пить-ё, кле-ён-ка.

 Игровое задание: выкладывание буквы из мелких предметов (по желанию детей). Индивидуальная работа с карточками-записками Дети находят в карточках и обводят цветным карандашом букву Ё. Карточки

 Есть у ёжика и ёлки

Очень колкие иголки.

В остальном на ёлку ёж

Совершенно не похож.

Рефлексия.

-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)

- Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)

-Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.

-На следующем занятии мы продолжим знакомство со звуком «Е»

и буквой «Е».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласный звук (м), (мь), буква "М". Звуковой анализ слова "малыш".

Данное занятие для подготовительной группы детского сада. В нем расположен материал по звуковой культуре речи. Дается знакомство с твердыми и мягкими согласными звуками (м), (мь)....

конспект занятия по обучению грамоте по теме: "Звуки Л, Ль. Буква Л. Звуковой анализ слова ЛИСА.

Ззанятие составлено для воспитанников старшей группы специального детского сада для детей с ТНР....

Организованная образовательная деятельность по обучению грамоте "Согласный звук [г], [г\'], буква "Г". Звуковой анализ слова "голуби". Подготовительная группа

Задачи: - формировать умения детей различать смысловые оттенки имен существительных со значением ласкательности и уменьшительности; - формировать умения детей различать смысловые оттенки глаголов, обр...

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" (грамота) в подготовительной группе на тему: «Согласный звук [Ф]([Ф`]), буква «Ф». Звуковой анализ слова «филин».

Конспект организованной образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" содержит дидактическую игру, игровые упражнения, дыхательную гимнастику, пальчиковые гимнас...

Обучение грамоте в старшей группе. Тема: Звуки ( с - с*) и буква С. Звуковой анализ слова : лиса.

Уточнить артикуляцию звуков ( с- с*); упражнять детей в определении места звука  в слове и в проведении  слого- звукового анализа слова; повторить значение терминов « слоги» , &l...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками шестого года жизни. Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «Игла»

Тема: Звук и буква «И». Звуковой анализ слова «Игла»Цель: Закреплять правильное произношение звука [И], познакомить с буквой И.Задачи:Расширить представления о профессиях...