Рабочая программа кружка «Речевичок»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Рабочая программа кружковой работы "Речевичок"
Возрастная группа: 3-4 года
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_dlya_vtoroy_mladshey_gruppy_rechevichok.docx | 51.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №16 «Теремок» комбинированного вида г. Горно-Алтайска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка «Речевичок»
Возрастная группа: 3–4 года
Срок реализации программы: 1 год
Составитель: Ермакова Екатерина Анатольевна
г. Горно-Алтайск
2023 год
Оглавление
Принципы построения программы: 4
Методы, используемые при проведении: 5
Условия реализации Программы 5
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации программы кружка «Речевичок» 6
Пояснительная записка
Младший возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего этого возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека.
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.
Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль.
При всём разнообразии видов деятельности особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность. С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты. Введение кружка в образовательный процесс целесообразно, т.к. театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: использование артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр драматизаций, знакомство с различными видами театра под названием «Речевичок».
Цель программы:
Формировать умение выразительно читать стихи, потешки, инсценировать сказки. Продолжать знакомить с разновидностями пальчиковых игр.
Задачи:
1. Создать условия для развития творческой активности детей.
2.Формировать социальные навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми.
3.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. обогащать, активизировать речь детей.
4.Учить обсуждать содержание художественного произведения, текста пальчиковой игры, действовать согласно указаниям взрослого.
5.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.
6.Развивать интерес к народному творчеству.
7.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.
8.Развивать внимание, зрительное восприятие.
9..Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, доброжелательные отношения друг к другу.
Принципы построения программы:
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение одного года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.
1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.
3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.
5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.
Методы, используемые при проведении:
1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);
2. Наглядный - показ действий.
3.Действия руками ребёнка.
4. Самостоятельные действия ребёнка.
Учебный план. Срок проведения: с октября 2023г. по мая 2024г. Возрастная группа: младшая группа. Количество занятий в год: 32 Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Длительность занятий: 15 минут Место проведения кружка: групповая комната
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий
2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
4.Сотрудничество педагога с семьей.
Формы работы: подгрупповая, групповая, индивидуальная.
Ожидаемый результат.
Кружковая работа позволит занять детей в свободное от организованной образовательной деятельности, раскрепостить детей.
Способствовать развитию фантазии, памяти, научить передавать различные эмоциональные состояния.
Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей.
Овладение речевыми умениям, средствами языковой выразительности.
Знакомство с фольклором, различными видами театров.
Побуждать к активности в выборе роли.
Развитие интереса к пальчиковым играм, мелкой моторики рук.
Способность выражать свои чувства и понимать чувства других.
Воспитывать терпение, выдержку, интерес к совместной деятельности.
В содержании занятий включены следующие виды работы:
1. Художественное слово;
2. Пальчиковая гимнастика;
3. Артикуляционная гимнастика;
4. Речевые игры;
5. Хороводные игры;
6.Игры драматизации, инсценировки;
7.Песенки-заклички;
8.Потешки;
9.Загадки
Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации программы кружка «Речевичок»
Младшая группа (3-4 года)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются
игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с
правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего
дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники
способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают
в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В
результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно
большое количество норм, которые выступают основанием для оценки
собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они
скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение
мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Начинает развиваться
самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку
воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что
проявляется в характере выбираемых игрушек и с
Перспективное планирование
Октябрь
Артикуляционная гимнастика « Весёлый язычок»
Пальчиковая игра «Ягоды».
Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
1.Потешка «Здравствуйте»
Цель: Формировать умение запоминать потешки. Поддерживать их стремление рассматривать иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворение, отвечать на вопросы педагога.
2.Театр на руке «Колобок».
Цель: Создать эмоциально-положительный климат в коллективе. Развивать умение следить за своими руками, действиями других детей.
3. Песенка - закличка « Осень, осень, в гости просим».
Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, воспитывать доброе отношение к природе, поощрять творческую инициативу.
4.Хороводная игра « Огород».
Цель: Вызвать у детей положительные эмоции хороводной игры, закреплять знания детей об овощах. Способствовать расширению словарного запаса.
Ноябрь
Артикуляционная гимнастика « Лошадка».
Пальчиковая гимнастика « Муха строит дом».
Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации пальцев
1.Русская народная сказка « Теремок» (инсценировка).
Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
2. «Волшебный сундучок».
Цель: Учить отгадывать загадки, понимать содержание поэтических текстов. Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный запас детей.
3. Потешка « Как у нашего кота».
Цель: Учить взаимодействовать с другими участниками игры. Стимулировать у детей желание включаться в игру-драматизацию, повторяя текст и движения за взрослыми.
4.Театр на руке «Репка».
Цель: Учить действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности.
Декабрь
Артикуляционная гимнастика «Язычок встречает Новый год».
Пальчиковая игра « Одежда».
Цель: Развитие мелкой моторики рук и координации пальцев рук.
1.Русская народная сказка « Теремок» (инсценировка).
Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.
2.Потешка «Тили-бом, Тили-бом».
Цель: Формировать умение запоминать потешку. Развивать связную речь.
3.Заучивание заклички «Маленькие заиньки».
Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, поощрять творческую инициативу.
4.Русская народная сказка «Маша и медведь»
Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Способствовать созданию положительных эмоционального состояния, развитию выразительности речи и двигательных способностей при передачи образа.
Январь.
Артикуляционная гимнастика « Язычок в зоопарке».
Пальчиковая игра « Это я».
Цель: Продолжать учить показывать части тела, выполнять движения в соответствии с текстом.
1.Русская народная сказка « Заюшкина избушка». (театр конусной игрушки)
Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Создавать радостный настрой. Развивать речевую активность, умение вступать в диалог.
2.Заучивание потешки « Ты мороз ,мороз, мороз».
Цель: Вовлекать детей в игровые взаимодействия со сверстниками. Развивать речевую активность.
Февраль
Артикуляционная гимнастика « Язычок готовит обед»
Пальчиковая игра «Варежка»
Цель: Активизировать речь детей, развивать образное мышление, мелкую моторику рук.
1.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.
Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память.
2.Инсценирование русской народной сказки Маша и Медведь».
Цель: Продолжать знакомить с русскими народными сказками, учить эмоционально воспринимать сказку, добиваться правильного и четкого произношения. Развивать интерес к театральной деятельности.
3.Потешка «Как на горке снег»
Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать в инсценировке.
4.Игровая викторина по стихам А.Барто.
Цель: Продолжать работу над интонационной выразительности речи детей и их умением имитировать движение персонажей театрального действия. Развивать фантазию, эмоциональную память. Воспитывать дружеские отношения в игре.
Март
Артикуляционная гимнастика « Язычок в парке развлечений» Пальчиковая игра « Строим мы в лесу шалаш».
Цель: Научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес пальчиковым играм.
1.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».
Цель: Познакомить детей с кукольным спектаклем «Кот, петух и лиса». Воспитывать умение следить за развитием действия в кукольном спектакле.
2.Потешка « Сидит белка на тележке»
Цель: Формировать умение понимать содержание потешки, вызывать интерес к ней. Расширять представление о диких животных. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
3. Заучивание заклички « Весна, весна красна».
Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, воспитывать доброе отношение к природе, развивать речевую активность.
4.Игра «Зеркало».
Цель: Учить детей вставать круг, двигаться по кругу, повторять движения за водящим. Развивать умение слушать рассказываемое педагогом игровую рифмовку, внимательность.
Апрель.
Артикуляционная гимнастика « Язычок в деревне».
Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»
Цель: Развивать мелкую моторику пальцев. Воспитывать интерес к пальчиковых играм.
1.Потешка « Мышка»
Цель: Развивать выразительность речи, способствовать формированию ЗКР. Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.
2.Знакомство со сказкой» Снегурочка и лиса» (настольный театр).
Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.
3. Игра-драматизация по сказке « Почему плакал котёнок»
Цель: Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театральной игровой деятельности.
4. «Путешествие по сказкам».
Цель: Вызвать у детей желание принимать участие в различных видах театра, учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, координацию движений, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, доброжелательность, интерес к народным сказкам.
Май
Артикуляционная гимнастика «Язычок и Бублик отправляются на прогулку»
Пальчиковая игра « Дом»
Цель: Активизировать речь детей. Развивать образное мышление.
1.Русская народная сказка « Волк и семеро козлят» (драматизация)
Цель: Способствовать созданию положительного эмоционального состояния, развитию выразительности речи и двигательных способностей при передаче образа.
2. Загадывание загадок о весне.
Цель: Развивать умение понимать содержание произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы.
3. Разучивание потешки « Идёт лисичка по мосту»
Цель: Формировать умение понимать содержание потешки, вызывать к ней интерес, развивать речевую активность.
4. Хороводная игра « Мы поле идём».
Цель: Развивать координацию слов с движениями. Работать над темпом и ритмом. Содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение поддерживать речевое общение речи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Правильно ли говорит ваш ребенок, А.И.Максаков.
2 Воспитание правильной речи, В. Рождественская, Е. Радина.
3.Словесные игры в детском саду, А.К. Бондаренко;
4. Сборник потешек «Прилетели гули», составитель К.М.Скопцов.
5.Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет», составитель Н. Френкель, В. Карасева.
6. М.Д.Маханаева Театральные занятия в детском саду « Москва, Творческий центр. «Сфера» 2009г.
6. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г. Илларионова.
7.Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А.Савельева.
8. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком, В.В.Абраменко.
9.Тренируем пальчики. М.М.Безруких.
10.Пальчиковые игры. А.Е.Белая.
Работа с родителями | |||||
Анкета для родителей по пальчиковым играм. | |||||
Разучивание потешки | Презентация «Программа дополнительного образования «Говорушки» | ||||
Театральная деятельность, подвижная игра «Кто в домике живет» | Акция «Подари книжке жизнь» | ||||
Игровая образовательная ситуация. Дидактическая игра «Волшебный мешочек», | Принятие участия в создании центра «Речевой активности» | ||||
Обсуждение, пальчиковая игра. | Памятка-инструктаж «Учимся говорить правильно». | ||||
Музыкальная игра, рассказывание совместно с воспитателем. | Рекомендовать поиграть с ребенком в пальчиковые игры. | ||||
Пальчиковая гимнастика «Замесили тесто», театральная деятельность. | Совместное изготовление декорации к сказке «Колобок». | ||||
Чтение и разучивание, пальчиковая игра. | Оформление выставки из природного материала. | ||||
Образовательная ситуация – разучивание потешки. | Обеспечение методической помощи в разучивание потешек. | ||||
Игра -драматизация | Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности» | ||||
Чтение, театральная деятельность. | Индивидуальные беседы и советы родителям. | ||||
Чтение и разучивание, пальчиковая игра. | Беседа «Литературные произведения для детей» | ||||
Стендовая информация «Стихи и загадки о зиме» | |||||
Образовательная ситуация | Индивидуальные беседы «Сказка- эффективное средство развития речи детей». | ||||
Игра – драматизация | Консультация «Значение пальчиковых игр в развитие детей» | ||||
Словесная игра | Памятка «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?» | ||||
Театральная игра | Обучающий практикум по преодолению речевых нарушений. | ||||
Музыкальная игра – драматизация. | Индивидуальные консультации по вопросам. | ||||
Игра – массаж «Одеваемся теплее». | Консультация «Сказка в развитии речи детей | ||||
Чтение, театральная деятельность. | Закрепить сказку «Снегурушка и лиса» | ||||
Пальчиковая игра, образовательная ситуация. | Беседа «Развивающие игры для детей» | ||||
Музыкальная игра « Заинька выходи» | Индивидуальные беседы и советы родителям. | ||||
Игра - драматизация | Консультация «Научите ребенка красиво говорить». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Речевой этикет"
Программа рассчитана на два года обучения...
Рабочая программа кружка "Речевичок"
Данная программа расчитана на реализацию в течении 4 мес....
Рабочая программа художественно-речевого кружка "Сказка" в средней группе ДОУ
Рабочая программа художественно-речевого кружка "Сказка" в средней группе ДОУ...
Рабочая программа кружка "Речевичок"
рабочая программа кружка...
рабочая программа кружка "Речевичок"
рабочая программа кружока "речевичок" 2017 -2018...
Рабочая программа кружка "Улыбка" для детей 5 - 7 лет по образовательной области "Речевое развитие" на период 2018 - 2020 г.
Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития. В. А. Сухомлинский....
Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.
Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности....