Рабочая программа кружка «Речевичок»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Ермакова Екатерина Анатольевна

Рабочая программа кружковой работы "Речевичок"

Возрастная группа: 3-4 года

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №16 «Теремок» комбинированного вида г. Горно-Алтайска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка «Речевичок»

Возрастная группа: 3–4 года

Срок реализации программы: 1 год

     

                   Составитель: Ермакова Екатерина Анатольевна

                                                         

г. Горно-Алтайск

2023 год

Оглавление

Пояснительная записка        3

Цель программы:        4

Задачи:        4

Принципы построения программы:        4

Методы, используемые при проведении:        5

Учебный план.         5

Условия реализации Программы        5

Ожидаемый  результат.        6

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста, участвующих в реализации программы кружка «Речевичок»        6

Перспективное планирование        7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ        12

Пояснительная записка

  Младший  возраст имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего этого возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

  Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

    Речь является с одной стороны орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством к их обогащению и расширению. Владеть, по возможности, в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека.

   Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов, которые будут нуждаться во внимании специалистов. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем.

   Наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль.

При всём разнообразии видов деятельности особое место в воспитательно-образовательной работе занимает театрализованная деятельность.  С помощью таких выразительных средств как интонация, мимика, жест, походка, разыгрываются литературные произведения, сказочные сюжеты. Введение кружка в образовательный процесс целесообразно, т.к. театрализованная деятельность способствуют развитию фантазии, воображения, памяти, учит передавать различные эмоциональные состояния. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: использование артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, игр драматизаций, знакомство с различными видами театра под названием  «Речевичок».

 

Цель программы:

Формировать умение выразительно читать стихи, потешки, инсценировать сказки. Продолжать знакомить  с разновидностями пальчиковых игр.

 

 Задачи:

1. Создать условия для развития творческой активности детей.

2.Формировать социальные навыки совместных групповых действий, желание сотрудничать и взаимодействовать с детьми и взрослыми.

3.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.              обогащать, активизировать речь детей.

4.Учить обсуждать содержание художественного произведения, текста пальчиковой игры, действовать согласно указаниям взрослого.

5.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

6.Развивать интерес к народному творчеству.

7.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

8.Развивать внимание, зрительное восприятие.

9..Воспитывать эмоциональную отзывчивость детей, любовь к художественным произведениям, доброжелательные отношения друг к другу.

  Принципы построения программы:

Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение одного года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

       Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1. «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.

2. «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3. «Развитие речи» - на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.

4. «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5. «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

  Методы, используемые при проведении:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка.

 Учебный план.                                                                                                                  Срок проведения: с  октября 2023г. по мая 2024г.                                                                Возрастная группа: младшая группа.                                                                                           Количество занятий в год: 32                                                                                        Периодичность занятий: 1 раз в неделю.                                                                                       Длительность занятий: 15 минут                                                                                           Место проведения кружка: групповая комната                                                                                          

Условия реализации Программы

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

 

          Формы работы: подгрупповая, групповая, индивидуальная.

       

          Ожидаемый  результат.

  Кружковая работа позволит занять детей в  свободное  от организованной образовательной деятельности, раскрепостить детей.

 Способствовать развитию фантазии, памяти, научить передавать различные эмоциональные состояния.

Повышение уровня словарного запаса, речевых навыков детей.

Овладение речевыми   умениям, средствами языковой выразительности.

Знакомство с фольклором, различными видами театров.

Побуждать к активности в выборе роли.

Развитие интереса к пальчиковым играм, мелкой моторики рук.

Способность выражать свои чувства и понимать чувства других.

Воспитывать терпение, выдержку,  интерес к совместной деятельности.

В содержании занятий включены следующие виды  работы:

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Хороводные  игры;

6.Игры драматизации, инсценировки;

7.Песенки-заклички;

8.Потешки;

9.Загадки

Характеристика особенностей развития детей дошкольного возраста,
участвующих в реализации программы кружка «Речевичок»

Младшая группа (3-4 года)
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного
круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для
ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной
функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к
 противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие
разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом
деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних
действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим
действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших
дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются
игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с
правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут
запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего
дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из
любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе
целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники
способны установить некоторые скрытые связи и отношения между
предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение,
которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают
в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В
результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно
большое количество норм, которые выступают основанием для оценки
собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они
скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение
мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Начинает развиваться

самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку
воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что
проявляется в характере выбираемых игрушек и с

Перспективное планирование

                                                       Октябрь

      Артикуляционная гимнастика « Весёлый язычок»

      Пальчиковая игра «Ягоды».

 Цель: Развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.  

1.Потешка «Здравствуйте»

Цель: Формировать умение запоминать потешки. Поддерживать их стремление рассматривать иллюстрации к книгам, слушать чтение стихотворение, отвечать на вопросы педагога.

2.Театр на руке «Колобок».

Цель: Создать эмоциально-положительный климат в коллективе. Развивать умение следить за своими руками, действиями других детей.

3. Песенка - закличка « Осень, осень, в гости просим».

Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, воспитывать доброе отношение к природе, поощрять творческую инициативу.

4.Хороводная игра « Огород».

Цель: Вызвать у детей положительные эмоции хороводной игры, закреплять знания детей об овощах. Способствовать расширению словарного запаса.

                                               

Ноябрь

     Артикуляционная гимнастика « Лошадка».

      Пальчиковая гимнастика « Муха строит дом».

Цель: Развитие мелкой моторики рук, координации пальцев

1.Русская народная сказка « Теремок» (инсценировка).

Цель: Продолжать знакомить детей с литературным  жанром-сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

2. «Волшебный сундучок».

Цель: Учить отгадывать загадки, понимать содержание поэтических текстов. Способствовать развитию актёрских данных у детей. Обогащать словарный  запас детей.

3. Потешка « Как у нашего кота».

Цель: Учить взаимодействовать  с другими участниками игры. Стимулировать у детей желание включаться в игру-драматизацию, повторяя текст и движения за взрослыми.

4.Театр на руке «Репка».

Цель: Учить действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности.

                                                   

Декабрь

      Артикуляционная гимнастика «Язычок встречает Новый год».

      Пальчиковая игра  « Одежда».

Цель: Развитие мелкой моторики рук и координации пальцев рук.

1.Русская народная сказка « Теремок» (инсценировка).

Цель: Продолжать знакомить детей с литературным жанром сказкой, с приёмами управления настольными куклами. Воспитывать эмоциональную отзывчивость и желание общаться.

2.Потешка «Тили-бом, Тили-бом».

Цель: Формировать умение запоминать потешку. Развивать связную речь.

3.Заучивание  заклички «Маленькие заиньки».

Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, поощрять творческую инициативу.

4.Русская народная сказка «Маша и медведь»

Цель: Продолжать знакомить детей с русскими народными сказками. Способствовать созданию положительных эмоционального состояния, развитию выразительности речи и двигательных способностей при передачи образа.  

                                               

Январь.

       Артикуляционная гимнастика « Язычок в зоопарке».

       Пальчиковая игра « Это я».

Цель: Продолжать учить показывать части тела, выполнять движения в соответствии с текстом.

1.Русская народная сказка « Заюшкина избушка». (театр конусной игрушки)

Цель: Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки. Обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра. Создавать радостный настрой. Развивать речевую активность, умение вступать в диалог.

2.Заучивание потешки « Ты мороз ,мороз, мороз».

Цель: Вовлекать детей в игровые взаимодействия со сверстниками. Развивать речевую активность.

                                                   

Февраль

    Артикуляционная гимнастика « Язычок готовит обед»

    Пальчиковая игра «Варежка»

Цель: Активизировать речь детей, развивать образное мышление, мелкую моторику рук.

1.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Цель: Развивать логическое мышление, внимание, память.

2.Инсценирование русской народной сказки Маша и Медведь».

Цель: Продолжать знакомить с русскими народными сказками, учить эмоционально воспринимать сказку, добиваться правильного и четкого произношения. Развивать интерес к театральной деятельности.

3.Потешка  «Как на горке снег»

Цель: Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками. Побуждать в инсценировке.

4.Игровая викторина по стихам А.Барто.

Цель: Продолжать работу над интонационной выразительности речи детей и их умением имитировать движение персонажей театрального действия. Развивать фантазию, эмоциональную память. Воспитывать дружеские отношения в игре.

                                                       

Март

       Артикуляционная гимнастика « Язычок в парке развлечений»                                              Пальчиковая  игра « Строим мы в лесу шалаш».

Цель: Научить применять пальчиковые игры в свободной игровой деятельности. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Воспитывать интерес пальчиковым играм.

1.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса».

Цель: Познакомить детей с кукольным спектаклем  «Кот, петух и лиса». Воспитывать умение следить за развитием действия в  кукольном спектакле.

2.Потешка « Сидит белка на тележке»

Цель: Формировать умение понимать содержание потешки, вызывать интерес к ней. Расширять представление о диких животных. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.

3. Заучивание заклички « Весна, весна красна».

Цель: Побуждать детей к участию в театральной игре, воспитывать доброе отношение к природе, развивать речевую активность.

4.Игра «Зеркало».

Цель:  Учить детей вставать круг, двигаться по кругу, повторять движения за водящим. Развивать умение слушать рассказываемое педагогом игровую рифмовку, внимательность.

                                                     

Апрель.

      Артикуляционная гимнастика « Язычок в деревне».

      Пальчиковая  игра «Этот пальчик хочет спать»

Цель: Развивать мелкую моторику пальцев.  Воспитывать интерес к пальчиковых играм.

1.Потешка « Мышка»

Цель: Развивать выразительность речи, способствовать формированию ЗКР. Развивать коммуникативное общение с использованием народного фольклора.

2.Знакомство со сказкой» Снегурочка и лиса» (настольный театр).

Цель: Учить эмоционально воспринимать содержание сказки, воспитывать умение выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах. Обогащать речь сказочной лексикой.

3. Игра-драматизация по сказке « Почему плакал котёнок»

Цель: Создать необходимые условия для драматизации этой сказки, развивать интерес к театральной игровой деятельности. 

4. «Путешествие по сказкам».

Цель: Вызвать у детей желание принимать участие в различных видах театра, учить узнавать и называть персонажей из знакомых сказок, передавать по показу игровые действия; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки, слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству, координацию движений, воображение, побуждать детей к активному участию в театрализованной игре, воспитывать у детей  дружеские взаимоотношения, доброжелательность, интерес к народным сказкам.

                                               

Май

       Артикуляционная гимнастика «Язычок и Бублик отправляются на прогулку»

       Пальчиковая игра « Дом»

Цель: Активизировать речь детей. Развивать образное мышление.

1.Русская народная сказка « Волк и семеро козлят» (драматизация)

Цель: Способствовать созданию положительного эмоционального состояния, развитию выразительности речи и двигательных способностей при передаче образа.

2. Загадывание загадок о весне.

Цель: Развивать умение понимать содержание  произведений малых фольклорных форм, побуждать отвечать на вопросы.

3. Разучивание потешки « Идёт лисичка по мосту»

Цель: Формировать умение понимать содержание потешки, вызывать к ней интерес, развивать речевую активность.

4. Хороводная игра « Мы поле идём».

Цель: Развивать координацию слов с движениями. Работать над темпом  и ритмом.  Содействовать развитию игровой деятельности, выполнять действия в определённой последовательности. Формировать умение поддерживать речевое общение речи.

           

                                     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 1.Правильно ли говорит ваш ребенок, А.И.Максаков.

2 Воспитание правильной речи, В. Рождественская, Е. Радина.

3.Словесные игры в детском саду, А.К. Бондаренко;

4. Сборник  потешек «Прилетели гули», составитель  К.М.Скопцов.

5.Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет», составитель  Н. Френкель, В. Карасева.

6. М.Д.Маханаева  Театральные  занятия в детском саду « Москва, Творческий центр. «Сфера» 2009г.

6. Учите детей отгадывать загадки. Ю.Г. Илларионова.

7.Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников», Е.А.Савельева.

8. Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком, В.В.Абраменко.

9.Тренируем пальчики. М.М.Безруких.

10.Пальчиковые игры. А.Е.Белая.

Работа с

родителями

Анкета для родителей по пальчиковым играм.

Разучивание

потешки

Презентация «Программа дополнительного образования «Говорушки»

Театральная деятельность, подвижная игра «Кто в домике живет»

Акция «Подари книжке жизнь»

Игровая образовательная ситуация. Дидактическая игра «Волшебный мешочек»,

Принятие участия в создании центра «Речевой активности»

Обсуждение, пальчиковая игра.

Памятка-инструктаж «Учимся говорить правильно».

Музыкальная игра, рассказывание совместно с воспитателем.

Рекомендовать поиграть с ребенком в пальчиковые игры.

Пальчиковая

гимнастика

«Замесили тесто»,

театральная

деятельность.

Совместное изготовление декорации к сказке «Колобок».

Чтение и разучивание, пальчиковая игра.

Оформление выставки из природного материала.

Образовательная ситуация – разучивание потешки.

Обеспечение методической помощи в разучивание потешек.

Игра -драматизация

Консультация «Развитие детей в театрализованной деятельности»

Чтение, театральная деятельность.

Индивидуальные беседы и советы родителям.

Чтение и разучивание, пальчиковая игра.

Беседа «Литературные произведения для детей»

Стендовая информация «Стихи и загадки о зиме»

Образовательная ситуация

Индивидуальные беседы «Сказка- эффективное средство развития речи детей».

Игра – драматизация

Консультация «Значение пальчиковых игр в развитие детей»

Словесная игра

Памятка «Для чего нужна пальчиковая гимнастика?»

Театральная

игра

Обучающий практикум  по преодолению речевых нарушений.

Музыкальная игра – драматизация.

Индивидуальные консультации по вопросам.

Игра – массаж  «Одеваемся   теплее».

Консультация «Сказка в развитии речи детей

Чтение,

 театральная

деятельность.

 Закрепить сказку «Снегурушка и лиса»

Пальчиковая игра, образовательная ситуация.

Беседа «Развивающие игры для детей»

Музыкальная игра « Заинька выходи»

Индивидуальные беседы и советы родителям.

Игра - драматизация

Консультация «Научите ребенка красиво говорить».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка "Речевой этикет"

Программа рассчитана на два года обучения...

Рабочая программа кружка "Речевичок"

Данная программа расчитана на реализацию в течении 4 мес....

Рабочая программа художественно-речевого кружка "Сказка" в средней группе ДОУ

Рабочая программа художественно-речевого кружка "Сказка" в средней группе ДОУ...

Рабочая программа кружка "Речевичок"

рабочая программа  кружка...

рабочая программа кружка "Речевичок"

рабочая программа кружока "речевичок" 2017 -2018...

Рабочая программа кружка "Улыбка" для детей 5 - 7 лет по образовательной области "Речевое развитие" на период 2018 - 2020 г.

Чтение — это один из истоков мышления и умственного развития.  В. А. Сухомлинский....

Рабочая программа кружка по речевому развитию в средней группе.

Речевое развитие с элементами ИЗО- деятельности....