рабочая программа кружка "Речевичок"
рабочая программа (старшая группа)
рабочая программа кружока "речевичок" 2017 -2018
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_rechevichok_2017_-2018.docx | 49.71 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«Речевичок»
Возраст детей 5-6 лет
Руководитель: учитель – логопед
Меньших М.Л
Пос.Новодрожжино
Пояснительная записка.
Дошкольное образовательное учреждение является первой ступенью непрерывного образования и входит в систему общественного дошкольного воспитания. Ему принадлежит ведущая роль в воспитании, развитии детей и в подготовке их к обучению в школе. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к 5-6 годам. В силу различных причин этот процесс затягивается. Дополнительная работа в форме кружка охватывает разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую и на их основе - задачу развития связной речи, а также помогают ребёнку преодолеть трудности общения с окружающими.
Новизна.
Заключается в том, что кроме традиционных методов и форм организации занятия, используются здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные технологии. Что ведёт к усилению результата образования, вследствие воздействия нескольких технологий. Применение ИКТ позволяет значительно расширить возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию учащихся
Актуальность.
Обусловлена тем, что основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка. Исследования лингвистов, психологов, логопедов (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, М. Ф. Фомичева, Л. С. Волкова, С. Н. Шаховская, Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина и др.), показали, что самым продуктивным в смысле «языковой одаренности» является пятый год в жизни ребенка, когда он наиболее восприимчив к звуковой стороне речи. Программа "Речевичок" направлена на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую.
Анализ ситуации, сложившийся в системе образования детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих недостаток в речевом развитии, неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
В связи с этим разработана программа дополнительного образования "Речевичок" для детей дошкольного возраста по развитию фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.
Программа способствует социальной адаптации детей, расширению кругозора, накоплению сведений об окружающем мире и языке, поддержке личностного становления, творческого воображения.
Принципы реализации программы.
1.Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
2.Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
3.Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
4.Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
5.Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
6. Принцип научной обоснованности и практической значимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);
7. Принцип интеграции образовательных областей, которая ориентирована на развитие различных сфер личности дошкольника.
8. Принцип доступности и индивидуализации, предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка
9. Принцип комплексности (использование разных видов упражнений и деятельности);
Педагогическая целесообразность.
Посредством речи ребенок овладевает накопленным опытом, получает навыки коммуникации. Речь непосредственно связана с развитием мышления и познавательной активности, становлением личности. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. Поэтому чрезвычайно важно уделять внимание развитию речи ребенка. Все выше перечисленные аспекты доказывают целесообразность разработки и реализации данной программы.
Цель программы:
содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи. Формирование у детей представлений о структуре связного высказывания, а так же о способах связи между отдельными фразами и его частями.
Основные задачи программы:
Образовательные :
- Формировать точность, силу, дифференцировать движений артикуляционного аппарата и координированные движения органов артикуляции;
- Способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания;
- Пополнить словарь ребенка и совершенствовать грамматический строй речи;
- Организовывать активную речевую деятельность, в которой дети будут применять полученные знания;
- Развивать связную речь через обучение детей рассказыванию;
- Формировать фонематическое восприятия и представление;
- Формировать лексико-грамматические категории;
- Формировать правильное речевое дыхание и ритмико-интонационную сторону речи;
Развивающие:
- Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
- Развивать мелкую моторику(пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук шишками, шариками, массажными ёжиками и др.) ;
- Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- Развивать пространственное воображение.
- Развить связную речь,
- Развить графо-моторные навыки,
- Развить пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
Воспитательные:
- Расширять коммуникативные способности детей.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
- Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности.
- Развить познавательную активность.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной общеразвивающей программы от 5 до7 лет.
Срок реализации образовательной программы.
Курс обучения по данной программе рассчитан на один год.
Формы и режим занятий.
Групповая, подгрупповая; занятия проводятся во второй половине дня, от 25 до 30 минут каждое. Всего 27 занятий в год. В группе не менее десяти детей. Длительность занятия соответствует времени, установленному СанПиНом по возрастным группам. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части, причем большее количество времени занимает практическая часть. В теоретической части с помощью наглядно- дидактического материала проводиться работа над словарем., грамматическим строем. Большое внимание уделяется развитию умений детей обобщать, сравнивать, противопоставлять. В словарь вводятся слова, обозначающие материал, из которого сделан предмет («дерево», «металл», «пластмасса», «стекло»), широко используются загадки и описания предметов, их свойств, качеств и действий. Особое внимание уделяется работе над смысловой стороной слова, расширению запаса синонимов и антонимов, многозначных слов, формируется умение употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации. В дидактических играх, дети практические отрабатывают умения правильно произносить слова в разных падежах, в единственном и множественном числе и т.д. В конце занятия , с помощью полученных знаний по теме уделяется внимание синтаксической стороне речи — умению строить не только простые распространенные, но и сложные предложения разных типов. Для этого проводятся упражнения на распространение и дополнение предложений, начатых педагогом («Дети пошли в лес, чтобы... Они оказались там, где…»).Формирование синтаксической стороны речи детей, разнообразных синтаксических конструкций необходимо для развития связной речи. Все предыдущие части занятия способствуют отработки умение у детей, самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по предложенной теме .
Форму занятия можно определить как игровую деятельность учащихся.
Практическая значимость данной программы:
1. Раскрывается показатель развития речи детей.
2. Систематизирован материал обогащению словаря, развитию связной речи, правильного речевого дыхания и мелкой моторики..
3. Учитывается интеграция следующих областей: коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, здоровье.
1. Коммуникация - обогащение словаря, развитие связной речи, звуковая культура речи.
2. Познание - беседы, дидактические игры, совершенствование смысла понимания пространственных отношений.
3. Художественная литература - используются произведения познавательной направленности (стихи, потешки, сказки)
4. Музыка - используются музыкальные произведения, песни для упражнений, игр.
5. Социализация - приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
6. Здоровье - укрепление мышц артикуляционного аппарата через специальные упражнения, физкультминутки, самомассаж для укрепления физического здоровья детей.
Данная программа составлена с учётом и использованием современных инновационных технологий и методик положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников.
Программа предусматривает работу по пяти блокам, работа по которым осуществляется параллельно, т.е. при построении каждого занятия учитываются все направления.
I блок. Пальчиковая гимнастика:
- весёлые пальчики («Моя семья», «Ежик», «Кораблик», «Птички», «Котята», «Мышка», «Апельсин» и др.);
- мозаика («Полянка», геометрическая мозаика и др.);
- шнуровка («Бабочка», «Домик», «Жучок», пирамидка- шнуровка» Гусеница» и др.).
II блок. «Веселый язычок»:
- артикуляционные упражнения («Бегемотик», «Лягушка», «Слон», «Змейка», «Блинчик», «Качели» и др.);
- динамические упражнения для язычка;
- статические упражнения для язычка.
III блок. Формирование фонематического слуха и речевого дыхания:
- упражнения на развитие силы и высоты голоса («Поезд», «Покормим птенчиков», «Лягушкина семейка», «Кто как кричит». «Повтори звук» и др.);
- упражнения на развитие речевого дыхания («Часы», «Подуй на пушинку». «Кто в домике живет?»);
- графические звуковые дорожки (горка, волны – ,спираль - ).
IV блок. Организационно-методический:
- правильное дыхание;
- знакомство с язычком;
- узнавание неречевых звуков;
- узнавание пальчиков;
- стимуляция биологически активных зон;
- дидактические игры.
V блок. Развитие связной речи через обучение рассказыванию:
- Совместное рассказывание.
- Образец рассказа.
- Анализ образца рассказа.
- План рассказа.
- Коллективное составление рассказа.(составление рассказа по подгруппам)
- Составление рассказа по частям..
- Моделирование.
- Мнемотехника
- Серии сюжетных картин
Подход к реализации программы «Речевичок» соответствует принципу дифференцированного обучения, так как уровень речевого развития и психофизические особенности детей очень индивидуальны. Занятия построены по тематическому принципу - времена года, мир природы, животных и растений, явления общественной жизни, и др. Система работы предусматривает, что с темами дети сначала знакомятся на занятиях по расширению представлении об окружающей жизни, природе, а затем на занятиях кружка, закрепляют полученные знания и учатся выражать свои мысли, выполняя отдельные лексические и грамматические упражнения, и составляя связные монологические высказывания разных типов (описание, повествование, рассуждение). Такая последовательность делает процесс обучения интересным и естественным для ребенка.
Ожидаемые результаты:
Ожидаемые результаты обучения :
- сформированы фонематическое восприятия и представление;
- сформированы лексико-грамматические категории;
- сформирована точность, сила, дифференцировать движений артикуляционного аппарата;
- сформировано правильное речевое дыхание и ритмико - интонационную сторону речи;
- используют образные средства языка в повседневной жизни для решения различных коммуникативных задач;
- умеют создавать короткие творческие монологи с использованием выразительных средств языка;
Развивающие:
- развита связная речь,
- развита мелкая моторика рук;
- развита ручная умелость и графо-моторных навыков,
- развито пространственное восприятие и ориентировки на плоскости листа;
Воспитательные:
- развита познавательная активность.
Учебно-тематический план
№ п/ п | Наименование тем | Количество часов | теория | практика |
октябрь | ||||
1 | Овощи | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Фрукты | 1 | 10 мин | 20мин |
3 | Сад, огород | 1 | 10 мин | 20мин |
4 | Ягоды, грибы | 1 | 10 мин | 20мин |
ноябрь | ||||
1 | Осень, деревья | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Перелетные птицы | 1 | 10 мин | 20мин |
3 | Домашние животные и их детеныши | 1 | 10 мин | 20мин |
4 | Дикие животные | 1 | 10 мин | 20мин |
декабрь | ||||
1 | Зима | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Одежда Обувь. | 1 | 10 мин | 20мин |
3 | Новогодний праздник | 1 | 10 мин | 20мин |
4 | Зимние забавы | 1 | 10 мин | 20мин |
январь | ||||
1 | Зимующие птицы | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Животные Севера | 10 мин | 20мин | |
3 | Профессии | 1 | 10 мин | 20мин |
февраль | ||||
1 | Транспорт, правила дорожного движения | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Российская армия, военные профессии, рода войск | 1 | 10 мин | 20мин |
3 | Проводы зимы | 1 | 10 мин | 20мин |
4 | Весна, мамин праздник, женские профессии | 1 | 10 мин | 20мин |
март | ||||
1 | Человек, части тела | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Мебель, наш дом | 1 | 10 мин | 20мин |
3 | Посуда | 1 | 10 мин | 20мин |
4 | Продукты питания | 1 | 10 мин | 20мин |
апрель | ||||
1 | Наша планета. Космос | 1 | 10 мин | 20мин |
2 | Рыбы, пресмыкающиеся | 1 | 10 мин | 20мин |
3 | Птицы и звери весной | 1 | 10 мин | 20мин |
4 | Зоопарк | 1 | 10 мин | 20мин |
Содержание дополнительной общеразвивающей программы.
Раскрыто в учебно-тематическом плане, используя разнообразные материалы.
Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы:
- наглядно-иллюстративный материал в соответствии с темами занятий;
Занятия проводятся в форме игр, бесед, просмотра презентаций.
Методы и приемы – наглядный, словесный, практический; рассматривание иллюстраций.
Материальное обеспечение программы.
На каждого ребёнка:
- зеркало;
- карандаши;
- массажный мяч.
Методические рекомендации
Занятие начинается со своеобразной речевой зарядки, которая проходит в форме игры с мячом.
На занятиях проводится артикуляционная гимнастика с зеркалом. Она готовит артикуляционный аппарат к занятиям и позволяет обратить внимание на правильное произношение звука. В занятия включены игры на формирование фонетическое системы.
В середине занятия проводится физминутка, пальчиковая гимнастика или подвижные игры.
Заключительная часть занятия –детей рисуют, штрихуют, выполняют узор, обводят и раскрашивают трафареты. Такие задания помогают развивать мелкую моторику рук, учат ориентироваться на плоскости листа.
Также предусмотрены задания для развития восприятия (сложить разрезную картинку, выложить изображение из геометрических фигур).
Все игры и упражнения направлены на расширение словарного запаса детей, обучение их классификации предметов и формирование грамматически правильной речи.
Литература
- Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год обучения. Сфера, 2009.
- Теремкова Н.Э. "Логопедическое домашнее задание для детей 5-7 лет М.,2010.
- Арефьева Л. Н. Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет: Методическое пособие. М., 2007.
- Ванюхина Г. Речецветик. Смоленск , 1996.
- Илларионова Ю. Г. Учим детей отгадывать загадки. М., 1976.
- Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. М.,2007.
- Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль, 1997.
- Раевский Ю. Веселая азбука. Одесса, 1991.
- Соболева А.В. Загадки - смекалки. М., 1994.
- Тарабарина Т.И. Детям о времени. Ярославль, 1996.
- Ткаченко Т. А. В первом классе - без дефектов речи. СПб.,1999.
- О. С. Ушаковой «Развитие речи детей 5-7 лет». ТЦ Сфера 2012
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 5-6 лет Дидактические материалы.
- О.С.Ушакова. Развитие речи и творчества дошкольников. М., 2003г.
- Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.- Москва 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.
Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...