Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Цель итоговой НОД по развитию речи в подготовительной группе: повторить и обобщить знания детей по изученным темам : звуки русского языка; деление слова на слоги; антонимы; синонимы; составление предложений, составление рассказа по серии картинок.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговое занятие по развитию речи | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе №2
Воспитатель Казанцева Е.В.
Цель: повторить и обобщить знания детей по темам : звуки русского языка; деление слова на слоги; антонимы; синонимы; составление предложений, составление рассказа по серии картинок;
Задачи:
Образовательные: Расширять запас слов, обозначающих название предметов, действий, признаков. Закреплять у детей умения использовать в речи синонимы, антонимы. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественной интонацией, закреплять умение отвечать полным ответом. Совершенствовать фонематический слух, умение детей выделять слоги в слове, закреплять умение детей составлять звуковую схему слов, предложения с заданным количеством слов; Совершенствовать умение составлять рассказы по серии сюжетных картинок.
Развивающие : обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, грамматический строй речи, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма. Воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи. Вызвать интерес к обучению грамоте
I Организационный момент - Приветственный круг «Здравствуй, дружочек…»
Достаю куклу Антошку. Антошка очень хочет пойти в школу, но до сих пор не умеет читать. Сегодня он нашёл карточки с буквами и оставил их где-то у нас в группе. А ему из этих карточек надо было составить слово и узнать, что получают в школе. Поможем Антошке отыскать буквы и подготовиться к школе, научим его читать?
Разминка:
Какое сейчас время года?
Назовите весенние месяцы по порядку
Какой сейчас месяц?
А в каком месяце вы пойдете в школу?
Какой сегодня день недели?
Какую группу вы посещаете?
II. Основная часть занятия.
- А сейчас я попрошу вас закрыть глаза и послушать.
-хлопаю в ладоши; - шагаю на месте; - рву бумагу; - переливаю воду; - шуршу пакетом.
- Что же здесь происходило?
Как вы узнали, что я делала, ведь вы ничего не видели? (слышали звуки) Да, нас окружает множество разнообразных звуков.
Произношу звуки. Что сейчас я делала? Как называются такие звуки? Это звуки речи
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
- Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
- Какие звуки называют гласными? (которые тянутся, поются, не имеют преград при произношении)
- Какие звуки называют согласными? (которые при произношении встречают преграду: губы, зубы, язык)
- Какие буквы не относятся ни к гласным, ни к согласным и сколько их? (2 буквы – Ъ, Ь)
Согласные звуки бывают твердые и мягкие.
Отгадайте загадку:
Идет красавица,
Земли касается,
Где снег был, лед,
Трава цветет. (Весна)
Нам нужно определить все звуки в слове …весна.
А сейчас вы по очереди будете выходить к доске, называть каждый звук в слове ВЕСНА, определять гласный он или согласный и находить букву которая его обозначает. Молодцы!
Запишем слово весна в тетради и составим к нему звуковую схему
III. Работа в группах
Я назову слово, а вы определяете первый звук и называете какой он. Поднимаете соответствующую карточку
Пенал- п*, согл, мягк; ручка, тетрадь, доска, парта, мел, карандаш, портфель.
Молодцы!
IV.
- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Я предлагаю вам назвать слова, которые обозначают предметы, действия, признаки.
Это задание мы выполним с вами в группах. 1 ряд слова - предметы, 2 ряд слова обозначающие признак предмета, 3 ряд действия предметов.
Назовите слова предметы.
-стол, шкаф, полка и т. д.
Назовите слова действия.
- прыгать, читать, рисовать и т. д.
Назовите слова признаки
- высокий, белый, умный и т. д.
V. Задание «Собери портфель в школу» (деление слов на слоги).
На столе лежат карточки. Картинки 2-х портфелей . В один портфель положим картинки с предметами, состоящими из двух слогов; в другой портфель положим картинки с предметами, состоящими из трех слогов. (крас-ки, пе-нал, тет-радь, днев-ник, кис-точ-ка, ли-ней-ка, ка-ран-даш, ре-зин-ка)
Дети, мы говорим : портфель один, а много? (портфелей)
Много (красок, пеналов, тетрадей, дневников, кисточек, линеек, карандашей)
А как назвать одним словом? (школьные принадлежности)
И с этим заданием вы справились.
VI. Игра с мячом: «Закончи фразу»
- Пластилин мягкий, а камень…(твёрдый)
- Ручей мелкий, а речка … (глубокая)
- Ягоды смородины мелкие, а клубники …(крупные)
- Кашу варят густую, а суп… (жидкий)
- После дождя земля сырая, а в солнечную погоду…(сухая)
- Покупаем картофель сырой, а едим…(варёный)
- Летом мы ели свежие огурцы, а зимой …(солёные)
- В море вода солёная, а в озере…(пресная)
- Ребёнок низкий, а взрослый…(высокий)
VII
- Как вы думаете, что можно составить из слов?
( Предложения)
- Что такое предложение? (это 2, 3, 4 и более слов, которые дружат между собой и выражают законченную мысль человека).
- Посмотрите на экран. Здесь схемы предложений.
- Составьте предложения по схемам со словом «подснежник» или «ручеек»…
«Бесконечное предложение».
Игра заключается в том, что надо повторить предыдущее предложение, и добавить свое слово. Итак, кто помнит последнее предложение?
Итак: Подснежник или ручеёк.
Распустился подснежник.
Дети составляют предложение из двух слов, затем из трёх, четырёх и т.д.
Ручейки быстрые побежали.
Нравится вам предложение? Почему? Давайте скажем правильно.
Дети. Побежали быстрые ручейки.
- Правильно, каждое слово в предложении должно стоять на своем месте, слова должны быть связаны по смыслу. Что же такое предложение?
Дети. Это несколько слов, связанных по смыслу, стоящих в определённом порядке.
Обучение рассказыванию. Антошка узнал, что вы умеете и любите придумывать рассказы по картинке, по серии картин, от лица предмета, по теме, от лица сказочного героя.
-Рассказы состоят из частей. Каких?
Начало, основная часть, кульминация, заключение
Антошка ждет не дождется ваших рассказов. Порадуем его! Для этого надо:
- выбрать иллюстрации или вы решите сочинить свой рассказ без картинок;
- определить тему рассказа;
- придумать рассказ;
-договориться, кто, о чем будет рассказывать;
- выразительно рассказать. Самостоятельная работа детей.
Дети начинают обсуждать и обдумывать задание, приступают к составлению рассказа. Направляю детей, слежу за тем, чтобы творческое состязание не превратилось в конфликт. Дети самостоятельно выбирают того, кто будет рассказывать, или договариваются, как будут рассказывать сообща.
Представление рассказов группами. Оценку дают дети.
Итоги : деликатно и тактично подвожу итоги рассказывания.
- Антошка рад, что вы справились с трудными заданиями и многому сегодня его научили. Вот и буквы нашлись. Правильно говорят в народе, что один ум хорошо, а два – лучше. Осталось из букв составить слово и узнать, что получают дети в школе? Дети из найденных букв складывают слово: ЗНАНИЯ.
Молодцы, дети. Наше занятие подходит к концу. Чем мы сегодня занимались? А что вам больше всего понравилось делать?
Вот и закончился урок! Звенит весёлый наш звонок!
Сейчас я предлагаю вам каждому придумать свой рассказ или сказку и нарисовать к ним картинку. Потом мы послушаем ваши истории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»
Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
Тема "Скоро в школу"...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе «Незнайка идет в школу»
Цели: Образовательные. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.Образовательные задачи: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в слов...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Цветик-семицветик»...
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы".
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе №13 "Пчелка". Тема занятия "Умники и умницы"....
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе
Систематизация знани й детей по обучению грамоте и развитию речи в подготовительной к школе группе....
Конспект итогового занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Королевство Правильной Речи».
Данный конспект занятия направлен на закрепление знаний детей по разделам программы: «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории...